Materials in English

КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ-4

plot

 

"... Какие же идеи содержатся в этом едином уме, которые мы разделяем своим абстрактным мышлением? Нам следует их обязательно обнаружить, не нарушая их покоя, а для этого руководствоваться при созерцании их присутствия в высочайшем уме той наукой, которая сама зиждется на едином и единстве".

                            Плотин «Избранные трактаты» [V9. "Об уме, идеях и сущем"]

  

 

(Концепция - это трактовка какого-либо процесса или явления, основная точка зрения на предмет и объект исследования, определённый способ понимания, схема исследования).

 

 

nal

"Концепции надо разъяснять. Концептуальный характер терминов создаёт повышенный полиморфизм языка науки. Чем глубже и сложнее концепция, кодируемая термином, тем больше его полиморфизм".

                                            Налимов В.В. Российский философ и математик

(Полиморфизм – от греч. poly – много и morphe- форма)

 

 

 

 КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ-4

  • Мир – это единая упорядоченная среда (One Orderly Medium);
  • Единство упорядоченной среды обусловливает всеобщий порядок;
  • Всеобщий порядок ассоциируется с трансдисциплинарной системой;
  • Использование трансдисциплинарной системы в образе моделей пространственной, информационной и временной единиц порядка позволяет понять, познать и описать мир  в его единстве на любом уровне действительности.

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ  КОНЦЕПЦИИ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ-4

Концепция Трансдисциплинарности-4 является следствием основного принципа науки принципа преемственности. Теоретической основой концепции Трансдисциплинарности-4 является представление о "Едином" и "Системе" античного философа Пло́тина.

Пло́тиновской "Единое" – это первое абсолютно простое начало. Его принципиальная позиция состояла в том, что "... существующие Единое, как бытие, не составляется из многих особых частей и не отделено никакой границей от всего прочего /многого/. Поэтому, говоря о том, что Единое сущее есть во многом, не следует представлять себе дела так, что само Единое превращается во многое, но необходимо возводить множество к единству и то единое созерцать как нераздельное целое во всём этом множестве. Именно поэтому познавать сущее, – считал Пло́тин, – следует при помощи поиска единства в себе или, по крайней мере, той наукой, которая сама зиждется на едином и единстве".

Пло́тиновская "Система" – это порядок, обусловливающий единство элементов-фрагментов существующего самого-единого, а не совокупность частей Целого, как это понимал известный древнегреческий философ Платон. В результате, пло́тиновская система меряет существующее Единое единицами порядка. "Можно спросить так – "пять" представляет одну сумму единиц, а "десять" – другую, то тождественно ли единство "пяти" с единством "десяти" или нет? На это ответим: если при сравнении малого корабля с большим, одного города с другим, одной армии с другой принимается во внимание одинаковое единство (то есть одна и та же единица меры), то оно и будет принадлежать обоим этим числам, а если его не будет в первом случае, то не будет и во втором".

Представления Пло́тина о Едином и системе были развиты в рамках Русской школы трансдисциплинарности до принципа единоцентризма. Этот принцип фиксирует нахождение многого в едином, постулирует непосредственную зависимость многого от единого, а также свидетельствует о единственности бытия. Образ, который вмещает в себя Единое, многое и всеобщий порядок, обусловливающий их единство, получил дословное название - Единая упорядоченная среда.   

Основным признаком Единой упорядоченной среды и, следовательно, каждого её элемента-фрагмента, является наличие потенции (Потенция от лат., potentiа – скрытая сила, скрытые возможности). Потенция, по сути, олицетворяет собой единую упорядоченную среду. Она является следствием предшествующего первого абсолютно простого начала (Единого). Утверждение "обладает потенцией" имеет отношение к внутреннему устройству (форме и содержанию) Единой упорядоченной среды, благодаря которому она способна существовать, проявляться, целенаправленно преобразовываться и достигать строго определённых результатов такого преобразования.

В рамках концепции единоцентризма основными атрибутами Единой упорядоченной среды являются четыре элемента её единой формы:

  • Пространство – как форма существования потенции Единой упорядоченной среды;
  • Информация – как форма проявления потенции Единой упорядоченной среды;
  • Время – как форма преобразования потенции Единой упорядоченной среды.
  • Порядок – как форма организации существования, проявления и преобразования потенции Единой упорядоченной среды.

Трактовка философских категорий – пространство, информация и время как форм, тождественных всеобщему порядку, обусловливающему единство Единой упорядоченной среды, позволило представить их в виде изоморфных по смыслу и структуре системно-трансдисциплинарных моделей пространственной, информационной и временной единиц порядка – аналогов пло́тиновских единиц порядка. В данном случае, под термином "единица порядка" понимается логически завершенное устройство и гармоничное сочетание фрагментов пространства, признаков информации и периодов времени в рамках единого бытия, в рамках каждого его фрагмента, на каждом уровне действительности.

Элементы содержания элементов формы представлены соответствующими свойствами потенции, наделяющими её строго определёнными способностями:

  • Функция – это способность потенции Единой упорядоченной среды воплощаться в определённые процессы;
  • Энергия – это способность потенции Единой упорядоченной среды совершать определённые действия (производить работу) в определённых процессах;
  • Развитие – это способность потенции Единой упорядоченной среды направлено преобразоваться в определённых процессах;
  • Цель – это способность потенции Единой упорядоченной среды достигать определённых результатов в процессе своего преобразования.

В таком блоке понятий элементов формы и их содержания смысл формулировок вытекает "один из другого" и продолжается "один в другом", проявляя их причинно-следственные связи. Иными словами, определённой форме потенции Единой упорядоченной среды соответствует её определённая способность.

Материальные объекты, которые составляют основу материального мира, рассматриваются в концепции единоцентризма как участники определённых горизонтального и вертикальных функциональных ансамблей. Каждый функциональный ансамбль, каждый участник функционального ансамбля, их отношения, связи и взаимодействия, по сути, являются элементом или фрагментом Единой упорядоченной среды. Это обстоятельство позволяет говорить о явлении тотального изоморфизма порядка, обусловливающего единство самой упорядоченной среды, а также каждого функционального ансамбля и их участников на любом уровне действительности. Следовательно, полное знание о Единой упорядоченной среде и её элементах-фрагментах можно получить, используя в научном исследовании модели пространственной, временной и информационной единицы порядка, а также, интерпретируя в их контексте – функцию, энергию, развитие и цель.

Всеобщность порядка позволяет в большинстве случаев специально не искать отношения и связи, в которые вовлечён объект, а заранее предполагать их наличие, а также объяснять их организующее влияние на объект любого уровня действительности. Фраза "изучать объект как систему" – означает использовать в исследовании системно-трансдисциплинарные модели пространственной, временной и информационной единиц порядка. В этом случае традиционное применение понятий "надсистема" и "подсистема" в научном исследовании следует считать некорректным, поскольку это вынуждает исследователей искать "порядок в порядке" или предполагает существование "подпорядка" или "надпорядка", то есть, по существу, предполагать наличие разных порядков. В свою очередь, всеобщность и единственность порядка заранее предполагает наличие определённых элементов, отношений и связей, присутствующие в объекте исследования. В результате объект не только познается, но одновременно с этим, формируется понимание его истинного места и роли в окружающем мире.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМНО-ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Термин "метод" [от греч. methodos] означает "путь к чему-либо". То есть метод, по сути, это приём, способ, образ действия.

Применительно к трансдисциплинарности-4, метод трансдисциплинарного исследования – это способ познания объекта в его единстве; способ исследования объекта в составе Единой упорядоченной среды; способ получения и обобщения дисциплинарных знаний о самом объекте и, окружающем его, мире, а также, способ управления состоянием самого объекта и состояния его естественной среды обитания.

В соответствие с таким определением, методология  трансдисциплинарности-4 подразделяется на два основных раздела:

раздел I – методология получения новых знаний.

раздел II– методология решения сложных многофакторных проблем.

________________________________________________________________________

Методология получения новых знаний (раздел I) подразделяется на два направления:

- Методология фундаментальных теоретических системно-трансдисциплинарных исследований.

Это направление связанно с формированием и описанием подробной трансдисциплинарной картины мира (трансдисциплинарной действительности), начиная с ноуменального (умопостигаемого) мира античной философии (Платона, Аристотеля, Плотина) и кончая чувственно-материальным миром – классической и квантовой Вселенной, а также, формированием, вытекающей из этой картины мира, сути принципов общечеловеческого мировоззрения, принципов общественной и научной этики.

- Методология частно-научных (монодисциплинарных) теоретических системнотрансдисциплинарных исследований.

Это направление  связано с выявлением, описанием и исследованием уникальных пространственно-временных и иных механизмов управления всеми элементами функционального ансамбля объекта на различных уровнях действительности, но в рамках его единства; поиском их аналогов в объектах различной природы.

________________________________________________________________________

Методология решения сложных многофакторных проблем (раздел II) также подразделяется на два направления:

- Методология адаптации монодисциплинарных знаний к системно-трансдисциплинарному исследованию.

Это направление  связано с проведением системно-трансдисциплинарной классификации и систематизации монодисциплинарных знаний в рамках системно-трансдисциплинарных параметрических таблиц. Эти таблицы позволяют: выявить принципы взаимодействия и взаимовлияния различных блоков информации одной дисциплины и блоков информации различных монодисциплин в объекте системно-трансдисциплинарного исследования; осуществить кратковременное и долговременное прогнозирование состояния этих блоков информации, а также, состояния всего объекта трансдисциплинарного исследования в естественных и специально созданных условиях окружающей среды.

- Методология аппаратно-аналитического решения монодисциплинарных и сложных многофакторных проблем.

Это направление  связано с обоснованием и выбором способов (системно-трансдисциплинарных технологий) анализа, мониторинга состояния и управления устойчивым состоянием и гармоничным развитием объектов и процессов.

________________________________________________________________________

В системе высшего образования при подготовке монодисциплинарного специалиста методология трансдисциплинарного исследования (трансдисциплинарность-4) может быть представлена в строго прагматической форме. Например, монодисциплинарный специалист должен получить практические навыки в следующей последовательности этапов:

 - определение перечня дисциплин, изучающих факторы, которые могут оказать влияние на общее состояние объекта трансдисциплинарного исследования;

- проведение трансдисциплинарной систематизации и интеграции монодисциплинарных знаний, задействованных в трансдисциплинарном исследовании;

- корректное выделение объекта, подвергающегося исследованию, с помощью системно-трансдисциплинарных моделей пространственной, временной и информационной единиц порядка;

- моделирование эталонной (нормативной) программы развития объекта;

- определение главных функций и целей каждого этапа, периода и признака программы развития объекта;

- моделирование эталонного общего состояния объекта;

- определение реального состояния объекта;

- анализ эталонного и реального состояний объекта;

- создание сценария наиболее вероятного развития объекта на основании величины отклонения его реального состояния от своего эталонного (нормативного) состояния;

- составление перечня мероприятий, способствующих эффективному управлению объектом и профилактике его общего состояния, а также, определение оптимальных сроков проведения этих мероприятий;

В завершение, монодисциплинарный специалист должен научиться  проводить анализ-риска предлагаемых мероприятий для развития самого объекта, для развития других объектов, входящих с ним в один функциональный ансамбль.

* В настоящее время Русская школа трансдисциплинарности выложила в Интернете следующие книги, содержание которых имеет непосредственное отношение к концепции трансдисциплинарности-4:

- Мокий В.С., Лукьянова Т.А. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы;

- Мокий В.С. Методология трансдисциплинарности-4 (пути и способы решения сложных многофакторных проблем природы и общества);

- Мокий В.С. Трансдисциплинарная философия ноуменального мира

- Мокий В.С., Лукьянова Т.А. Истина и справедливость с позиции трансдисциплинарности-4.

В заключение хочется сказать, что краткое изложение концепции и методологии любого научного направления представляется на первый взгляд – сухим текстом, неудобоваримыми терминами и банальными констатациями. Но все они проявляются яркой новизной, привлекательной красотой и поражающей энергией лишь в моменты прикладного использования  этой концепции и методологии; в моменты практического решения сложных многофакторных проблем.


КРАТКО О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВВЕДЕНИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня многие преподаватели высшего образования уверены, что трансдисциплинарность поможет сделать из студента разностороннего специалиста. Для этого преподаватели стараются  привить студентам интерес не только к науке, но и к культуре, философии, религии. Это важно!

Но, не менее важно помнить, что результаты и эффективность такой трансдисциплинарности будут во многом зависеть от мировоззрения самого человека, мировоззрения преподавателя, мировоззрения конкретной научной школы, государственного мировоззрения.

От содержания мировоззрения будут зависеть содержание общественной и профессиональной этики. При таком трансдисциплинарном подходе к подготовке студентов есть риск того, что различия в содержании мировоззрения могут вызвать различия в понимании сути общественной и профессиональной этики в различных странах мира. Скорее всего, именно по этой причине специалисты на международных конференциях по экономике, экологии, социологии, медицине и так далее, не могут согласиться с мнением своих коллег и выработать правильное совместное решение. В результате, научный потенциал специалистов высокий, а эффективность решения сложных многофакторных проблем низкая!

Понимая эти причины, Русская школа трансдисциплинарности предлагает использовать в подготовке современных студентов трансдисциплинарность-4 и развиваемый в её рамках системно-трансдисциплинарный подход.

Трансдисциплинарность-4 должна быть самостоятельной научной дисциплинойЭту дисциплину следует изучать студентам после первых двух-трёх лет обучения. Модели трансдисциплинарности-4 должны показать и убедить студента в том, что всё, что он знает, видит и чувствует, с чем ему предстоит работать и жить – всё это составляет единый гармоничный функциональный ансамбль, согласованный во времени и пространстве!

По завершении обучения трансдисциплинарности-4, студент должен научиться самостоятельно рассчитывать риск от своей профессиональной деятельности, от профессиональной деятельности коллег в других областях науки и техники. Независимо от своего базового образования, он должен убедиться сам и научиться убеждать своих коллег тому, как и посредством чего, их деятельность может разрушить этот гармоничный функциональный ансамбль; каковы будут отдалённые последствия от того или иного воздействия на природную, социальную и техногенную среду.

Проще говоря, концепция и методология трансдисциплинарности-4 способна создать основу обобщенного, единого, общечеловеческого мировоззрения. А это, в свою очередь, позволит  уровнять понимание сути общественной и профессиональной этики у специалистов любой области знаний.

Конечно, такая задача трудна. Но если нам удастся убедить в необходимости её решения наших коллег-преподавателей, ученых и исследователей из разных стран мира и создать союз единомышленников, то общество от такой работы только выиграет.

Дата последнего обновления информации на портале

cal  08.11.2018

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2018
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна