Вопрос №7

logo qКак мы можем сделать устойчивое развитие реальностью? Как можно измерить устойчивость?

Кушхов А. г. Майкоп

Ответы на эти вопросы следует начинать с утонения уровня научного мировоззрения. Существует два базовых уровня научного мировоззрения: уровень академического научного мировоззрения и дисциплинарного мышления, а также, уровень системного мировоззрения и системного мышления.

На первом базовом уровне формируются три научных подхода, которые расширяют границы академического дисциплинарного мировоззрения: междисциплинарный, мультидисциплинарный и трансдисциплинарный подходы. В рамках академического научного мировоззрения и дисциплинарного мышления устойчивое развитие может ассоциироваться с технологиями, которые соответствуют требованиям глобального общества и оказывают положительное влияние на улучшение состояния человечества в области экономики, окружающей среды, здравоохранения, социальной жизни. Устойчивое развитие может быть измерено уровнем мира и комфорта, которое испытывает человечество.

На базе второго базового уровня формируются три аналогичных подхода, которые расширяют границы системного мировоззрения: системный междисциплинарный, системный мультидисциплинарный и системный трансдисциплинарный. Поэтому будет корректно, если ответы на эти вопросы будут начинаться с указания на тип базового мировоззрения и на те три подхода, которые они формируют. С разных горизонтов научного мировоззрения эти вопросы и ответы на них будут звучать по-разному. С одного горизонта устойчивое развитие замыкается на человеческом обществе. С другого горизонта объектом устойчивого развития является планетарная живая природа. С третьего горизонта объектом устойчивого развития является весь планетарный функциональный ансамбль. С четвёртого горизонта объектом устойчивого развития является функциональный ансамбль Солнечной системы, включающий в себя планету Земля и человеческое общество. Каждый уровень горизонта формирует мировоззрение, основанное на философской концепции, методологии, методиках и технологиях. Большое видится на расстоянии. Уровни горизонта не делают науку лучше или хуже. Они позволяют рассматривать объект в микроскоп, в телескоп или в мощный радар. Поэтому, каждый уровень научного мировоззрения преследует свою цель – описать проблему, выявить её главные составляющие, описать возможные решения этой проблемы или предложить способы её непосредственного решения.

Как решается проблема устойчивого развития с позиции системного трансдисциплинарного горизонта системного мировоззрения можно ознакомиться здесь (переводчик Яндекса вам в помощь):        

Mokiy, V.S. & Lukyanova T.A. (2019). The External and Internal Planet’s Limits to Growth: Transdisciplinary Rethinking. International Journal of Humanities and Social Science Vol. 9, No. 9, September 2019, 134-144. DOI: http://dx.doi.org/10.30845/ijhss.v9n9a16

Mokiy, V. S. & Lukyanova, T. A. (2019). Imperatives of Sustainable Development from the Perspective of Systems Transdisciplinary Approach. Transdisciplinary Journal of Engineering & Science, 10. https://doi.org/10.22545/2019/0127

Mokiy, V.S. (2019). International standard of transdisciplinary education and transdisciplinary competence. Informing Science: the International Journal of an Emerging Transdiscipline, 22, 73-90. DOI: https://doi.org/10.28945/4480

Дата последнего обновления информации на портале

cal   04.12.2020

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2021 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web