Часто задаваемые вопросы о трансдисциплинарности и системном трансдисциплинарном подходе

loПредставление о современном развитии трансдисциплинарности дают 93 ответа на часто задаваемые вопросы.

Для удобства вопросы и ответы разделены на несколько разделов:

Место трансдисциплинарности в структуре элементов последовательности получения новых знаний

1. Из каких элементов состоит последовательность получения новых научных знаний?

Основными элементами последовательности получения новых знаний являются:

- метод-контекст;

- метод-подход;

- метод- прием;

- процедуры исследования.

2. На какой вопрос отвечают метод-контекст, метод-подход и метод-прием?

- метод-контекст отвечает на вопрос «какая сущность объекта исследования?» (Прим. Метод-контекст позволяет уточнить, что среди трех фруктов, лежащих на столе – один объект является грушей, второй объект является яблоком, третий объект является пластмассовой солонкой, искусно выполненной в образе яблока);

- метод-подход отвечает на вопрос «что изучать?»;

-метод-прием отвечает на вопрос «как изучать?».

3. Какому элементу в последовательности получения новых знаний соответствует трансдисциплинарность?

Трансдисциплинарность соответствует методу-контексту.

Место трансдисциплинарности в среде подходов современной науки

4. Для чего предназначены подходы академической науки?

Подходы академической науки предназначены, прежде всего, для получения максимально возможного количества знаний об объекте и их классификации, а также, для формирования теоретических принципов и приемов дисциплинарного исследования.

5. Какие подходы образуют обобщенную классификацию подходов современной науки?

Обобщенную классификацию подходов современной науки образуют четыре вида подходов:

- дисциплинарный подход;

- междисциплинарный подход;

- мультидисциплинарный подход;

- трансдисциплинарный подход.

6. Сколько подходов может существовать в современной науке?

В современной науке может быть множество специализированных подходов, при этом каждый из них должен соответствовать идентификационным признакам одного из подходов в их обобщенной классификации.

7. Какие идентификационные признаки характеризуют научные подходы?

Научные подходы характеризуют три основных идентификационных признака:

- наличие картины мира, определяющей горизонт научного мировоззрения;

- наличие определенного приема научного исследования;

- наличие определенного уровня осознаваемой моральной ответственности за результаты и последствия теоретического исследования и профессиональной деятельности.

8. Чем различаются дисциплинарный, междисциплинарный, мультидисциплинарный и трансдисциплинарный подходы?

- дисциплинарный подход обеспечивает становление научного мировоззрения;

- междисциплинарный, мультидисциплинарный и трансдисциплинарный подход обеспечивают последовательное практически полезное расширение горизонта научного мировоззрения.

9. Посредством чего происходит расширение горизонта научного мировоззрения?

- междисциплинарный подход расширяет горизонт научного мировоззрения посредством обогащения знаний, методологии и языка одной научной дисциплины за счет знаний, методологии и языка другой научной дисциплины;

-мультидисциплинарный подход расширяет горизонт научного мировоззрения посредством использования локальных картин мира, а также описания целостного образа объекта языком заданной совокупности комплементарных дисциплин;

-трансдисциплинарный подход расширяет горизонт научного мировоззрения посредством использования естественнонаучной картины мира, а также реализации интегративных тенденций дисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных знаний и моделей объекта.

Об основных направлениях развития трансдисциплинарности

10. Какую роль сыграли учредители Римского клуба в появлении трансдисциплинарного подхода?

Учредители Римского клуба первыми обратили внимание ученых и специалистов на два обстоятельства:

- на необходимость специального научного подхода, позволяющего прогнозировать многофакторное развития современного общества;

- на наличие морально-нравственных требований, которые должны предъявляться к этому подходу.

11. Какие основные направления развития трансдисциплинарности возникли на семинаре «Интердисциплинарность — проблемы исследований и обучения в университетах» (Париж, сентябрь 1970 г.)?

На семинаре «Интердисциплинарность — проблемы исследований и обучения в университетах» (Париж, сентябрь 1970 г.) возникли два основных направления развития трансдисциплинарности:

- «трансдисциплинарность науки»;

- «трансдисциплинарная наука».

12. В чем состоит принципиальная разница терминов «трансдисциплинарность науки» и «трансдисциплинарная наука»?

- направление «трансдисциплинарность науки» нацелено на обоснование эффективного метода исследования каждого сложного объекта и многофакторной проблемы;

- направление «трансдисциплинарная наука» нацелено на формирование мета-дисциплины, адаптированной к дисциплинарной структуре университетов.

13. Кто из ученых заложил основы направлений «трансдисциплинарность науки» и «трансдисциплинарная наука»?

- представления о трансдисциплинарности швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже заложили основу направления «трансдисциплинарность науки»,

- представления о трансдисциплинарности австрийского астрофизика и философа, одного из основателей Римского клуба, Э. Янча заложили основу направления «трансдисциплинарная наука».

14. Какие факторы препятствуют развитию направления «трансдисциплинарность науки»?

Развитию направления «трансдисциплинарность науки» препятствует три основных фактора?

- трудности установления межличностных отношений;

- отсутствие языка междисциплинарного общения;

- отсутствие стремления в научном сообществе к созданию универсального метода трансдисциплинарных исследований.

15. Какие факторы препятствуют развитию направления «трансдисциплинарная наука»?

Развитию направления «трансдисциплинарная наука» препятствует три основных фактора:

- убеждение профессорско-преподавательского состава университетов в отсутствии причин разрушения границ «дисциплинарных коробок»;

- редакционная политика авторитетных научных журналов, которая отдает предпочтение публикациям дисциплинарных и междисциплинарных ученых и практиков;

- нежелание основоположников некоторых видов трансдисциплинарности видеть трансдисциплинарность в образе мета-дисциплины.

Об основных значениях, видах и формах трансдисциплинарности

16. В каких значениях употребляется термин «трансдисциплинарность»?

Термин «трансдисциплинарность» употребляется в пяти значениях:

- как декларация, провозглашающая и защищающая равные права известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий, в исследовании окружающего мира;

- как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека;

- как правило исследования окружающего мира;

- как принцип организации научного знания, открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении сложных проблем природы и общества;

- как один из видов системного подхода, выступающего в образе мета-дисциплины «системная трансдисциплинарность».

17. Какие формы трансдисциплинарности существуют?

Существует три формы трансдисциплинарности:

- теоретическая форма, которая имеет отношение к исследованию самой трансдисциплинарности и ее методологии;

- феноменологическая форма, которая способна соединять теоретические принципы с наблюдаемыми экспериментальными данными для прогнозирования дальнейших результатов;

- экспериментальная форма, которая при проведении экспериментов использует четко определенную процедуру, обладающую приемлемым для научного сообщества уровнем воспроизведения как самой процедуры, так и ее результатов.

18. Какие виды трансдисциплинарности существуют?

Существует пять видов трансдисциплинарности:

- трансдисциплинарность-0, использующая в качестве своей основы иллюстративный потенциал художественной метафоры и образного языка;

- трансдисциплинарность-1, обозначающая формальную взаимосвязь научных дисциплин в осуществлении комплексного научного исследования;

- трансдисциплинарность-2, обозначающая более тесную внутреннюю связь дисциплинарного знания с личным опытом исследователя, включая медитацию;

- трансдисциплинарность-3, ассоциирующаяся с использованием генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение;

- трансдисциплинарность-4, ассоциирующаяся с особой картиной мира (трансдисциплинарной действительностью), лежащей в основе мета-дисциплины (системной трансдисциплинарности).

19. Какие подходы ассоциируются с термином «слабая» трансдисциплинарность?

С термином «слабая» трансдисциплинарность ассоциируется трансдисциплинарный подход в обобщенной классификации научных подходов;

20. Какие подходы ассоциируются с термином «сильная» трансдисциплинарность?

С термином «сильная» трансдисциплинарность ассоциируется системный трансдисциплинарный подход в обобщенной классификации системных подходов.

О различиях между философскими категориями «целый» и «единый»

21. В чем состоит различие понятий «целое» у Платона и «единое» у Плотина?

- у Платона целое состоит из частей. В контексте целого мира его части имеют самостоятельное значение;

- у Плотина единое состоит из элементов-фрагментов. Вне контекста единого мира его элементы-фрагменты самостоятельного значения не имеют.

22. Почему восприятие целого мира усложняется, а единого мира упрощается?        

- части (объекты) целого мира не ограничены в выборе связей и в реализации отношений. Это обстоятельство приводит к возрастанию неопределенности и сложности восприятия целого мира;

- элементы-фрагменты (объекты) единого мира ограничены всеобщим порядком в выборе связей, в реализации отношений и достижении общих целей. Это обстоятельство приводит к снижению неопределенности и сложности восприятия единого мира.

23. Чем различаются принципы мировоззрения холизма и единоцентризма?

- в концепции холизма мир представляет собой целостную совокупность объектов;

- в концепции единоцентризма мир представляет собой единую упорядоченную среду, в которой объекты являются ее естественными фрагментами.

О философских аспектах единоцентризма

24. Что такое единоцентризм?

- в широком смысле единоцентризм — это позиция в философии и науке по проблеме соотношения Единого и его фрагментов. Эта позиция исходит из тотального изоморфизма моделей всеобщего порядка, который обусловливает внутреннюю организацию и внешнее взаимодействие фрагментов Единого.

- в узком смысле единоцентризм — это «философия единства», которую разработал российский философ Владимир Мокий. Он же в 2009 году и ввёл термин «единоцентризм».

25. Какие аксиомы составляют основу концепции единоцентризма?

Основу концепции единоцентризма составляют четыре аксиомы:

- мир един и единственный;

- единство мира обусловливает всеобщий порядок;

- всеобщий порядок ассоциируется с трансдисциплинарной системой;

- изоморфные модели трансдисциплинарной системы, в образе пространственной, информационной и временной единиц порядка, позволяют однозначно понять, познать и описать мир в его единстве.

26. Какую роль в концепции единоцентризма играют философские категории: пространство, информация, время, система, функция, энергия, развитие, цель?

- пространство, информация, время, система играют роль элементов трансдисциплинарной формы единой упорядоченной среды;

- функция, энергия, развитие, цель играют роль элементов трансдисциплинарного содержания единой упорядоченной среды.

27. Что обозначает термин «потенция» в концепции единоцентризма?

В концепции единоцентризма потенция — это перспективная будущность единой упорядоченной среды.

28. Какое отношение к термину «потенция» имеют термины «пространство, информация, время»?

- пространство — это форма существования потенции единой упорядоченной среды;

- информация — это форма проявления единой упорядоченной среды;

- время — это форма преобразования потенции единой упорядоченной среды.

29. Какое преимущество в познании мира дает термин «единая упорядоченная среда»?

Термин «единая упорядоченная среда» дает возможность представить и исследовать единый мир во всем его многообразии.

30. Какое преимущество в познании мира дает термин «всеобщий порядок»?

Термин «всеобщий порядок» дает возможность обобщить дисциплинарные знания о мире с помощью изоморфных системных трансдисциплинарных моделей единиц всеобщего порядка.

31. В чем состоит суть тотального изоморфизма?

Суть тотального изоморфизма состоит в подобии структуры, фрагментов пространства, признаков информации и периодов времени в системных трансдисциплинарных моделях единиц порядка, которыми можно описать каждый объект единого мира.

32. Чем является «системная трансдисциплинарная единица порядка»?

Системная трансдисциплинарная модель единицы порядка — это логически завершенное устройство и гармоничное сочетание фрагментов пространства, признаков информации и периодов времени в рамках единого мира, в рамках каждого его фрагмента, на каждом уровне действительности.

33. Что такое функциональный ансамбль?

Функциональный ансамбль — это совокупность объектов, состоящих в устойчивых связях и отношениях, объединенных одной целью.

34. Какие существуют основные типы и виды и функциональных ансамблей?

- основными типами функциональных ансамблей являются: вертикальный и горизонтальный функциональные ансамбли.

- основными видами функциональных ансамблей являются природные, социальные, техногенные и смешанные функциональные ансамбли.

35. Что такое вертикальный функциональные ансамбли?

Вертикальный функциональный ансамбль — это совокупность объектов разного уровня действительности, формирующие определенный объект (атомы, молекулы, вещества, растения, животные люди в составе планеты).

36. Что такое горизонтальный функциональные ансамбли?

Горизонтальный функциональный ансамбль — это совокупность однотипных объектов одного уровня действительности (атомы в составе молекулы; люди в составе общества и т. д).

37. Как трактуется термин «истина» в концепции единоцентризма?

Истина — это все то, как должно быть в действительности, чтобы мир оставался едиными единственным.

38. Как трактуются термин «правда» в концепции единоцентризма?

Правда — это все то, как есть в реальности.

39. В чем состоит принципиальная особенность научного познание мира?

Научное познание мира можно представить, как упорядоченный процесс преобразования некой изначальной потенции. В соответствии с системными трансдисциплинарными моделями информационной и временной единиц прядка после завершения определенного числа периодов, этапов и циклов в научном познании мира неизбежно произойдет смена «вертикального» вектора развития науки (постановка и достижения фундаментальных научных целей) на «горизонтальный» вектор развития (постановка и достижение целей общественного блага, и сохранение окружающей среды).

О характерных особенностях современного системного мышления

40. Какие объективные недостатки имеет современное системное мышление?

Объективными недостатками современного системного мышления являются:

- неоднозначность и аморфность;

- системные науки (их концепции и методологии) до сих пор находятся в стадии формирования;

- системное сообщество представлено многообразием специализаций и высоким уровнем фрагментации в своей области познания и миропонимания.

41. Какие основные причины способствуют появлению недостатков системного мышления?

Основными причинами, способствующими появлению недостатков системного мышления, являются:

- чрезмерное разнообразие точек зрения на смысл понятия «система»;

- медленность прогресса в создании общей теории систем;

- разнообразие терминов, используемых в рамках системных специализаций;

- отсутствие модели предметной области систем, способной стать академической дисциплиной.

42. Какие причины препятствуют созданию общей теории систем, как строгой научной теории?

Созданию общей теории систем, как строгой научной теории, препятствуют следующие причины:

- отсутствие развитого системного мировоззрения, базирующегося на соответствующих онтологических и гносеологических основаниях;

- отсутствие общепринятых понятий и определений (категориальной базы) системного мировоззрения;

- отсутствие логичного представления о том, какое научное содержание следует вкладывать в принципы системного рассмотрения объектов и каково место этих принципов в системе современного научного знания;

- отсутствие обоснования принципов изоморфизма.

43. Почему дисциплинарные подходы нецелесообразно использовать в системных исследованиях?

Современные познавательные средства имеет ярко выраженную аналитическую природу и не пригодны для анализа целостности, иерархичности и организованности, присущих системе.

44. С позиции каких основных аспектов рассматривается понятие «система» в современной науке?

В современной науке понятие «система» рассматривается с позиции трех основных аспектов:

- как совокупность частей, составляющих объект (традиционный аспект);

- как отношения между частями объекта (традиционный аспект);

- как порядок, обусловливающий внутренне единство самого объекта в составе единой упорядоченной среды (системный трансдисциплинарный аспект).

Об обобщенной классификации системных подходов

45. Какие виды системных подходов составляют их обобщенную классификацию?

Обобщенную классификацию системных подходов составляют четыре вида подходов:

- системный дисциплинарный подход;

- системный междисциплинарный подход;

- системный мультидисциплинарный подход;

- системный трансдисциплинарный подход.

46. Какую методологию используют системные подходы?

- системный дисциплинарный подход позволяет применить к исследованию объекта, как к локальной дисциплинарной системе, соответствующую системную дисциплинарную методологию;

- системный междисциплинарный подход позволяет применить к исследованию объекта, как к локальной междисциплинарной системе, комплементарные системные дисциплинарные методы-приемы;

- системный мультидисциплинарный подход позволяет применить к исследованию объекта, как к целостной мультидисциплинарной системе, соответствующий комплекс системных дисциплинарных методологий;

- системный трансдисциплинарный подход позволяет применить к исследованию объекта, как к единой трансдисциплинарной системе, универсальную системную трансдисциплинарную методологию.

47. Какие системные подходы в большей степени зависят от эмпирического описания процедур системного исследования, подкрепленного их строгим математическим выражением?

От эмпирического описания процедур системного исследования, подкрепленного их строгим математическим выражением, зависят два системных подхода:

- системный дисциплинарный подход;

- системный междисциплинарный подход.

48. Какие системные подходы в большей степени зависят от существующих общефилософских решений, от образа естественнонаучной картины мира?

От существующих общефилософских решений и образа естественнонаучной картины мира зависят два системных подхода:

- системный мультидисциплинарный подход;

- системный трансдисциплинарный подход.

49. К какому году согласно модели развития направления «трансдисциплинарная наука» системный трансдисциплинарный подход будет признан в сфере высшего образования как самостоятельная мета-дисциплина?

Под давлением острой необходимости решения сложных многофакторных проблем современного общества системный трансдисциплинарный подход будет признан в сфере высшего образования как мета-дисциплина в сентябре 2026 года.  

о системной трансдисциплинарной модели информационной единицы порядка

50. Что измеряют «мерой философской»?

«Мерой философской» измеряют интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность объекта.

51. Что измеряют «мерой системной трансдисциплинарной»?

«Мерой системной трансдисциплинарной» измеряют интервал проявления полной информации, в процессе которого объект сохраняет свою обобщенную значимость.

52. Что такое «системная трансдисциплинарная модель информационной единицы порядка»?

Системная трансдисциплинарная модель информационной единицы порядка — это логически завершенная последовательность основных видов, подвидов и признаков полной информации в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать содержательные границы проявления потенции объекта.

53. Какие дисциплинарные знания признаются «необходимыми и достаточными»?

Дисциплинарные знания признаются «необходимыми и достаточными», если исследователю удалось доказать их соответствие основным видам, подвидам или признакам полной информации в системной трансдисциплинарной модели информационной единицы порядка.

54. Какие понятия использует системный трансдисциплинарный анализ информации?

В рамках системного трансдисциплинарного анализа информации используется три понятия:

- информационный баланс,

- информационный дисбаланс,

- информационное напряжение.

55. Что такое информационный баланс?

Информационный баланс — это состояние полной информации объекта, при котором активность и/или численность носителей информации количественного и качественного вида возвращается к средним значениям по завершению циклического процесса.

56. Что такое информационный дисбаланс?

Информационный дисбаланс — это состояние полной информации объекта, при котором активность и/или численность носителей информации количественного или качественного вида не возвращается к средним значениям по завершению циклического процесса.

57. Что такое дисбаланс первого вида?

Дисбаланс первого вида — это состояние полной информации объекта, при котором активность и/или численность носителей информации количественного вида превышает активность и/или численность носителей информации качественного вида по завершению циклического процесса.

58. Что такое дисбаланс второго вида?

Дисбаланс второго вида — это состояние полной информации объекта, при котором активность и/или численность носителей информации качественного вида превышает активность и/или численность носителей информации количественного вида по завершению циклического процесса.

59. Что такое информационное напряжение?

Информационное напряжение — это обозначение деформации полной информации, возникающей под влиянием различных негативных факторов.

60. Сколько зон может иметь информационное напряжения?

Информационное напряжение имеет четыре зоны.

61. Как изменяется общее состояние объекта в направлении от первой к четвертой зоне информационного напряжения?

В направлении от первой к четвертой зоне информационного напряжения общее состояние объекта характеризуется от незначительных сбоев в функционировании объекта в первой зоне до полного прекращения функционирования объекта в четвертой зоне информационного напряжения.

62. Что обозначает термин «смысловой порог прогноза»?

Смысловой порог прогноза обозначает конкретную величину информационного напряжения (зону), обусловливающую реальную возможность возникновения негативных событий определенного содержания.

О системной трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка

63. Что такое «системная трансдисциплинарная модель пространственной единицы порядка»?

Системная трансдисциплинарная модель пространственной единицы порядка — это логически завершенная конструкция фрагментов пространства в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать физические границы, в которых существует, проявляется и преобразуется потенция объекта.

64. В чем состоит различие между статичным и динамическим аспектами системной трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка?

- статический аспект демонстрирует структуру зон функциональной принадлежности в системной трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка;

- динамический аспект демонстрирует порядок приращения размеров пространственных фрагментов в системной трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка.  

65. Что такое зоны естественной функциональной принадлежности?

Зоны естественной функциональной принадлежности — это фрагменты системной трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка, которые являются формой существования эталонной и реальной информации количественного и качественного вида.

66. Какие зоны естественной функциональной принадлежности имеет системная трансдисциплинарная модель пространственной единицы прядка?

Системная трансдисциплинарная модель пространственной единицы прядка имеет четыре зоны естественной функциональной принадлежности:

- зону эталонной информации качественного вида (фрагмент I);

- зону эталонной информации количественного вида (фрагмент II);

- зону реальной информации количественного вида (фрагмент III)

- зону реальной информации качественного вида (фрагмент IV).

67. Почему ухудшение общего состояния территории вызывает ухудшение показателей объектов и процессов во фрагменте IIIмодели пространственной единицы порядка?

Ухудшение показателей объектов и процессов во фрагменте IIIпроисходит потому, что в этом фрагменте наибольшее стремление проявить состояние реальных параметров будет испытывать информация количественного вида.

68. Почему произвольное разделение оплодотворенного яйца морского ежа в эксперименте по разным плоскостям приводило к разным результатам его дальнейшего развития.

Разные результаты возникали вследствие случайного объединения фрагментов, относящихся к информации количественного и качественного вида, либо к информации только количественного вида, либо к информации только качественного вида.  

69. Какой принцип использован при создании аппаратно-аналитического комплекса «ЭКОЛОГ+» для прогнозирования негативных природных и техногенных событий?

При создании аппаратно-аналитического комплекса «ЭКОЛОГ+» для прогнозирования негативных природных и техногенных событий был использован принцип резонанса структуры элементов дозиметров этого комплекса, со структурой зон естественной функциональной принадлежности территории, подлежащей мониторингу.

70. Как системная трансдисциплинарная модель пространственной единицы порядка применяется в решении проблем градостроительства?

Системная трансдисциплинарная модель пространственной единицы порядка применятся на стадии предпроектного анализа для выбора и обоснования зон и границ размещения объектов в соответствии с особенностями зон функциональной принадлежности территории.  

71. Как можно сделать более эффективным процесс усвоения знаний, используя определенный порядок расположения студентов в учебной аудитории?

Для усиления эффективности процесса усвоения знаний студентами преподаватель должен оперативно корректировать стиль, объем и глубину подачи нового учебного материала предстоящей лекции в соответствии с заполнением студентами зон естественной функциональной принадлежности пространства аудитории.

О системной трансдисциплинарной модели временной единицы порядка

72. Что такое «системная трансдисциплинарная модель временной единицы порядка»?

Системная трансдисциплинарная модель временной единицы порядка — это логически завершенная последовательность периодов времени в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать смысловые границы продолжительности преобразования потенции объекта.

73. Какие виды системной трансдисциплинарной модели временной единицы порядка используются в методологических целях?

В методологических целях используется пять видов моделей:

- модель мультиплекса;

- этапная модель;

- импульсная модель;

- модель прогрессивной временной шкалы;

- модель годового цикла.

74. Что демонстрирует модель мультиплекса?

Модель мультиплекса демонстрирует распределение влияния и синхронизацию результатов действия мягких и жестких программ целесообразного преобразования потенции объекта.

75. Что отображают длинные волны мультиплекса?

Длинные волны мультиплекса отображают периоды, в рамках календарной продолжительности которых развитие объектов и функциональных ансамблей объектов имеет предопределенный характер.

76. Что отображают короткие волны мультиплекса?

Короткие волны мультиплекса отображают периоды, в рамках календарной продолжительности которых развитие объектов и функциональных ансамблей объектов носит характер предрасположенности (склонности или тенденции действовать определенным образом) к достижению определенных результатов.

77. Что такое «контрольная точка» мультиплекса?

Контрольная точка — это дата окончания определенной волны мультиплекса, к которой предполагается достижение определённой результатов целесообразного развития объекта.

78. Что такое «критическая точка» мультиплекса?

Критическая точка — это дата перехода определенной волны мультиплекса из количественного этапа в качественный этап развития, к которой предполагается накопление необходимых ресурсов, позволяющих объекту достичь результатов ближайшей контрольной точки.

79. Что демонстрирует этапная модель?

Этапная модель демонстрирует последовательное ускорение целесообразного преобразования потенции объекта.

80. Что демонстрирует импульсная модель?

Импульсная модель демонстрирует распределение насыщенности событиями, которые сопровождают целесообразное преобразовании потенции объекта.

81. Что определяет модель прогрессивной временной шкалы?

Модель прогрессивной временной шкалы демонстрирует длительность периодов неорганической, органической и социальной истории, к исследованию и описанию которых применимы мультиплекс, этапная и импульсная модели.

82. Что определяет модель годового цикла?

Модель годового цикла демонстрирует структуру периодически повторяющихся периодов, обусловливающих цикличность целесообразного преобразования потенции объекта.

83. Какие виды периодов включает в себя модель годового цикла человека?

Модель годового цикла человека включает в себя:

- пять видов периодов, имеющих отношение к физиологии человека;

- два вида периодов, имеющих отношение к психологии человека.

О методологических аспектах новой модели мирового социально-экономического порядка

84. Для решения каких проблем предназначена теория троичных контрапунктов?

Теория троичных контрапунктов предназначена для решения межличностных и межгосударственных проблем, препятствующих эффективному управлению устойчивым развитием современного общества.

85. Какие системные трансдисциплинарные модели единицы порядка обобщает теория троичных контрапунктов?

Теория троичных контрапунктов обобщает модель пространственной и информационной единиц порядка.

86. Что такое троичный контрапункт?

Троичный контрапункт — это взаимосвязанная совокупность трех подвидов человека подлинно разумного, в рамках которой развитие одного подвида человека, играющего роль глубинного народа, задается и поддерживается двумя другими подвидами человека.

87. Что такое а-контрапункт?

А-контрапункт — это подвид человека подлинно разумного, который напрямую не взаимодействует с глубинным народом.

88. Что означает понятие «глубинный народ»?

Глубинный народ — это носитель оригинальных социокультурных кодов определенного подвида человека подлинно разумного.

89. Какие подвиды человека подлинно разумного формируют современное общество?

Современное общество формируют четыре подвида человека подлинно разумного:

- человек оседлый;

- человек социальный;

- человек гуманистический;

- человек либеральный.

90. Какие типы государств современного общества формируют подвиды человека подлинно разумного?

Подвиды человека подлинно разумного формируют четыре типа государств:

- государство оседлого типа;

- государство социального типа;

- государство гуманистического типа;

- государство либерального типа.

91. Что такое аксиомы усиления подвидов человека подлинно разумного?

Аксиомы усиления — это результаты позитивного жизненного опыта, которые обрели форму утверждений базовых морально-нравственных принципов, содержание которых позволяет идентифицировать подвид человека подлинно разумного.

92. Что такое аксиома усиления базового типа знаний?

Аксиома усиления базового типа знаний — это результат рационального мышления, содержание которого позволяет идентифицировать строго определенный тип знаний.

93. Какие базовые типы знаний использованы в теории троичных контрапунктов?

В теории троичных контрапунктов использованы знания четырех типов:

- знания безусловного типа;

- знания интуитивного типа;

- знания эмпирического типа;

- знания спекулятивного типа.

94. Какой подвид человека подлинно разумного является инициатором проблем современного общества?

Инициатором проблем современного общества является человек либеральный, который в 2016 году находиться в середине своего идентификационного этапа развития (1792-2240 годы).

Раздел 6. Трансдисциплинарность в классификации принципов науки

loПринципом называется правило, которого придерживаются в познании мира.

По мнению руководителя Русской школы трансдисциплинарности Владимира Мокия, можно говорить о четырёх фундаментальных принципах науки: принципе преемственности, принципе противоречия, принципе комплементарности и принципе трансдисциплинарности. Каждый принцип науки имеет свою многолетнюю историю, с которой подробно можно ознакомиться в специальной литературе. Информация о каждом принципе будет дана в кратком изложении.

Принцип преемственности

Принцип преемственности является официальным и общепринятым принципом науки. С его помощью было сделано большинство научных открытий. Этот принцип позволяет исследовать окружающий мир посредством последовательного наращивания семантического потенциала [семантика (гр. обозначающий) - смысловая сторона языка, слов] существующих научных понятий и моделей действительности. Понятия в данном случае формируются на основании умозаключений и результатов практических опытов и экспериментов. Однако следует отметить, что в рамках этого принципа, по сути, не важна сама картина мира. Земля может быть плоской и стоять на трёх китах. Земля может находиться в центре хрустальной сферы, к которой прикреплены звёзды. Земля может быть одной из планет Солнечной системы. В данном случае, для принципа преемственности важно знать, что Земля существует и это доказано экспериментально, а также обеспечить её познание в понятиях и терминах, в которых представлена общепринятая картина мира.

Такие особенности принципа «преемственности» делают его олицетворением консерватизма, способствующего самосохранению концепций научных дисциплин. Благодаря этому принципу научные дисциплины способны длительное время находиться в процессе эволюционного развития. Следует отметить, что все последующие принципы науки базируются на знаниях, полученных с помощью принципа преемственности.

Такие свойства принципа преемственности делают его олицетворением консерватизма, способствующего самосохранению концепций научных дисциплин. Благодаря этому принципу научные дисциплины способны длительное время находиться в процессе эволюционного развития. Следует отметить, что все последующие принципы науки базируются на знаниях, полученных с помощью принципа преемственности.

Принцип противоречия

Этот принцип позволяет вносить коррективы в общепринятую картину мира. Корректировка картины происходит с помощью новых понятий и терминов, наделённых специально заданным семантическим потенциалом. Как и в принципе «преемственности», суть новых понятий и терминов, формируется на основании умозаключений и результатов практических опытов и экспериментов.

Одним из примеров проявления принципа противоречия является корректировка внутренне логичной и всесторонне продуманной геоцентрической системы мира Аристотеля. Сразу же после смерти Аристотеля. Гипотезу о гелиоцентрической системе мира высказал греческий математик Аристарх Самосский. Спустя почти полторы тысячи лет, эта гипотеза возродилась в знаменитой книге Николая Коперника «О вращениях небесных сфер». Требовалось немалое мужество противоречить учению Птолемея и Аристотеля, которое поддерживалось церковью. В те времена за гораздо меньшую «ересь» инквизиция, как один из механизмов самоконтроля принципа преемственности, жестоко карала отступников. Примером тому явилась судьба Джордано Бруно, основателя нового научного мировоззрения. Джордано не только подверг сомнению геоцентрическую систему мира, но и высказал гипотезу о бесконечности миров, «которые носятся в эфирном океане, подобно нашему миру».

В наше время инквизиция в науке и религии уже не сжигает «отступников» на кострах. Но она способна сжигать их книги. Известен факт, что приказом №224 от 19 сентября 1969 г. председателя «Госкомитета СМ БССР по печати» Г. Коновалова, книга члена-корреспондента Белорусской Академии Наук, профессора, доктора технических наук А. И. Вейника – «Термодинамика», третье издание, вышедшее в Минске в 1968 г., была изъята из всех книжных магазинов Белоруссии и уничтожена посредством сожжения только за то, что учёный высказал, вполне научно обоснованное, но противоречащее официальной научной точке зрения, мнение.

Но, всё же, подобные факты – это «крайности» в научном мире. Классическое противоречие имеет более мягкие формы, сравните, например, основные положения классической физики и квантовой физики; равновесной термодинамики неравновесной термодинамики и т. п. Без принципа «противоречия» любые гипотезы в консервативной науке считались бы «вне закона». Но, закрепившись и найдя своих сторонников, гипотезы, рождённые в рамках принципа противоречия, продолжают развиваться в научной среде параллельно с теориями, рождёнными в рамках принципа преемственности.

Несмотря на то, что часть гипотез, выдвинутых с помощью принципа противоречия, не всегда получает экспериментальное подтверждение, по результативности научного предвидения, данный принцип не уступает принципу преемственности. Принцип противоречия может служить олицетворением новаторства, обеспечивающего революционное развитие концепций научных дисциплин.

Принцип комплементарности

Принцип комплементарности или проще, принцип естественной сочетаемости научных дисциплин получил наибольшее развитие в начале XX века вследствие необходимости решать задачи, в которых исследуемые природные факторы представляли собой очевидные, не разделяющиеся комплексы. Благодаря этому принципу возникли междисциплинарные научные подходы (бинарные дисциплины), например, биофизика, биохимия и им подобные научные направления. Хотя такой порядок соединения отдельных дисциплин не приводит к созданию синтетического языка и новой картины мира, он позволяет взаимно обогатить их базовые научные концепции. С появлением этого принципа у учёных различных областей знаний появилась возможность быть услышанными друг другом. Поэтому принцип комплементарности может служить олицетворением конструктивности в науке. С его помощью появилась возможность соединять между собой знания дисциплин, имеющих очевидные признаки сочетаемости.

Следует отметить, что каждый, из трёх вышеперечисленных принципов, рассчитан, прежде всего, на получение и сохранение наибольшего объёма узкоспециализированных дисциплинарных знаний. Но, как следует из сути этих принципов, они не предназначены для непосредственного единения накопленных знаний. Следовательно, имеющиеся научные знания, в своём нынешнем виде не в состоянии сформировать единую картину мира.

Принцип трансдисциплинарности

Стремление придать общенаучный характер современным направлениям методологии приводит к тому, что в них заметное место стали занимать философские предпосылки. Эти предпосылки нашли своё отражение в естественно-научной картине мира. В свою очередь, сама естественно-научная картина мира начала выполнять ряд функций, которые имеют тесную связь с функциями методологии. Главными из них являются: эвристические, систематизирующие и мировоззренческие функции. Эти функции имеют системную организацию и характерны как для специальных (частных, локальных) картин, так и для общенаучной картины мира. Основными компонентами научной картины мира являются представления о фундаментальных объектах (мир, вселенная), о типологии (классификация объектов по общности каких либо признаков) объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени.

Именно эти компоненты научной картины мира достигают своего максимального семантического потенциала в трансдисциплинарной картине мира. Это обстоятельство позволило воспринимать и, главное, познавать мир, как единый и единственный. В результате, формирующийся с началом 80-х годов XX века, принцип трансдисциплинарности позволил выявить  признаки и отношения объектов, процессов и явлений,  которые не могут быть выявлены в рамках других принципов научного познания. Зачастую, эти признаки и отношения выявляются, в процессе исследования объекта в составе окружающей среды, как в статике, так и в динамике, а не в отрыве от неё, как это, зачастую, происходит в ряде научных дисциплин и принципов науки.

В рамках принципа трансдисциплинарности все принципы науки, а также все дисциплинарные и междисциплинарные знания получили возможность в необходимой степени эффективно дополнять друг друга. Иными словами, основываясь на взаимодействии «здорового» консерватизма, «разумного» новаторства и «достаточной» конструктивности принципов научного познания, появляется возможность трансформировать массу дисциплинарных знаний в единую (трансдисциплинарную) картину мира – трансдисциплинарную действительность. Наличие трансдисциплинарной картины мира позволяет использовать в рамках принципа трансдисциплинарности собственные (трансдисциплинарные) методы исследования объектов, а также обобщать знания, полученные с помощью других принципов науки. Таким образом, с появлением принципа трансдисциплинарности, можно говорить о завершении логической цепи принципов науки, построенной по принципу «от частного к общему».

Ссылки на литературу:

Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности. –Н.: ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года, 2009. –368 с.

Раздел 12 Ссылки на литературу (статьи в научных рецензируемых журналах и монографиях), в которой использованы материалы или делаются ссылки на «Трансдисциплинарность-4»

glОСНОВНЫЕ  ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ-4 И СИСТЕМНО-ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА

Статьи Русской школы трансдисциплинарности (1990-2018) // Информационный портал «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://td-science.ru/index.php/stati-russkoj-shkoly

Книги Русской школы трансдисциплинарности (1990-2018) // Информационный портал «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://td-science.ru/index.php/knigi.

Материалы Института трансдисциплинарных технологий (2007-2018) // Информационный портал «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://td-science.ru/index.php/proekty-dlya-ministerstv-i-vedomstv

Сылки на статьи статьи авторов, ссылающихся на книги и статьи Русской школы трансдисциплинарности и Института трансдисциплинарных технологий, представлены на сайте в разделах литературы по различным направлениям науки. 

Раздел 13 - Образное отображение материала страницы «Всё о трансдисциплинарности»

dic

Дисциплинарная коробка (термин, широко употребляющийся в зарубежной науке, для обозначения монодисциплинарных знаний какой-либо отдной научной дисциплины);

____________________________________________________________

dis  

Дисциплинарность позволяет науке последовательно развиваться в рамках персональных дисциплинарных коробок;

____________________________________________________________

meg dis   

Междисциплинарность предполагает сочетание нескольких научных дисциплин. Среди этих дисциплин одна играет роль ведущей дисциплины, другие  - роль ведомых дисциплин. Это значит, что,  несмотря на возможность прямого переноса методов исследования из одной научной дисциплины в другую, результаты междисциплинарного исследования будут всегда трактоваться ведущей дисциплиной;

____________________________________________________________

multi dis  

Мультидисциплинарность не предполагает переноса методов исследования из одной дисциплины в другую. Поэтому все дисциплины продолжают оставаться в своих коробках. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного подхода, удается найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. А это, в свою очередь, позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования;

____________________________________________________________

td nicol

Трансдисциплинарность по Б. Николеску, Х. Новотны, Э. Морену, Л. Киященко, Е.Князевой и др.

«Трансдисциплинарность не составляет ни новой религии, ни новой философии, ни новой метафизики или науки наук. Трансдисциплинарность не стремится к господству нескольких дисциплин, но ставит своей целью раскрыть все дисциплины к тому, в чём они едины, и к тому, что лежит за их пределами». (Хартия первого Всемирного  Конгресса по Трансдисциплинарности, прошедшего 2-7 ноября 1994 года в Конвенто да Аррабида, Португалия. ст3, ст.7.). Удовлетворяющая требованиям толерантности и политкорректности либерального общества, но не предлагающая картины мира, который «лежит за пределами научных дисциплин», а также методологии, позволяющей свести их знания к представлениям об объекте какой-либо одной науки, такое понимание трансдисциплинарности не получило своего развития и естественным образом откатилось к «совместным проектам» научных дисциплин в рамках междисциплинарности и мультидисциплинарности.

____________________________________________________________

td mok

Трансдисциплинарность по Э. Янчу, Ж. Пиаже, В. Мокию, Rousseau, D., Wilby, J. M., Billingham, J., Blachfellner, S.

и др. Трансдисциплинарность должна быть самостоятельной научной дисциплиной и обеспечивать координацию, интеграцию дисциплинарных знаний на основе единого аксиоматического подхода (генеральных систем трансдисциплинарности) так, как изначально представляли себе трансдисциплинарность Жан Пиаже и Эрих Янч. Эта дисциплина (трансдисциплинарность-4) обладает всеми необходимыми атрибутами, позволяющими ей присутствовать в системе высшего образования и использоваться в решении сложных многофакторных проблем природы и общества.

Раздел 11 - Краткий очерк истории системного подхода

loАктивное накопление научных знаний к началу XX века способствовало осознанию того, что большинство проблем, сопровождающих развитие природы и общества, не только сложные, но и многофакторные.

Эти факторы являются предметом исследования разных научных дисциплин. В связи с тем, что концепции научных дисциплин имеют естественные границы возможностей, дисциплинарный подход стал испытывать методологические трудности в решении таких проблем. Эти трудности усугубились, прежде всего, различием образно-понятийного аппарата, моделей и языков, которые используются в разных дисциплинах. Основным механизмом значительного устранения этих трудностей стал системный подход.

В 1937 году основную идею своей версии общей теории систем выдвинул Людвиг фон Берталанфи. Будучи биологом по образованию, Берталанфи остро ощущал ограниченность возможностей классической физики в решении биологических проблем. Занимаясь междисциплинарными исследованиями, Берталанфи убеждался, что объединить различные исследовательские программы в рамках одного проекта чрезвычайно трудно, если попытаться сделать это на основе изучения специфики отдельных элементов сложной системы (например, типа «человек-машина»). Междисциплинарные исследования гораздо эффективнее протекали, если принимался другой принцип изучения проблемы – поиск общих закономерностей поведения систем принципиально различной природы. Одни и те же дифференциальные уравнения описывают движение жидкостей, тока, переноса тепла в проводящих средах. Еще большее число общих закономерностей можно найти в поведении систем, если попытаться описать их с помощью аппарата современных отраслей математики – кибернетики, информатики, теории игр, управления, аксиоматической теории принятия решений, факторного анализа, «нечеткой» математики и иных. Поэтому постепенно возникло впечатление, что применение современных математических методов, объединенных в рамках математической кибернетики и исследования операций, позволяют найти общий подход к описанию систем различной физической природы. Это впечатление и в настоящее время продолжает оказывать такое воздействие на некоторых ученых, что они склонны считать системный анализ (порождение системного подхода) как особый взгляд на строение мира, основой мировосприятия.

Однако, за 12 лет до общей теории систем Берталанфи, «особый взгляд на строение мира, новую основу мировосприятия» изложил русский учёный А. А. Богданов в рамках науки тектологии. Основы тектологии или всеобщей науки об организации были изложены им в книге «Всеобщая организационная наука» (1925-1929 г.г.). «Мой исходный пункт, - пишет А.А.Богданов, - заключается в том, что структурные отношения могут быть обобщены до такой степени формальной чистоты схем, как в математике отношения величин, и на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим».

В начале XX века это была революционная методология. Впервые А. А. Богдановым предлагались структурные методы описания сложных систем, которые зачастую не требовали детального изучения физических механизмов реализации какой-либо конструкции. Если бы она была принята обществом, то могла бы значительно изменить историю науки. Однако тектология была подвергнута яростной критике в России. Главный лейтмотив критики сводился к тезису, изложенному в работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» – структура в отрыве от описания физических элементов системы ею объединенных есть конструкция идеальная, поэтому такой подход может «играть на руку идеализму». Благодаря «официальной» критике, работа ученого была на долгие годы забыта.

Существенно дополненный в 1948 г кибернетикой Норберта Винера, системный подход значительно расширил практические возможности монодисциплинарных подходов. С его помощью, в науке стали появляться междисциплинарные, и мультидисциплинарные (полидисциплинарные) подходы. В таких подходах теоретиков и практиков интересовали, прежде всего, «стыки» наук. Первоначально считалось, что именно на этих «стыках» будут найдены способы решения сложных многофакторных проблем. Однако консерватизм монодисциплинарного подхода, перешел и к их, более современным, интерпретациям. Так, например, биофизика не решает проблем астрофизики, а геохимия не решает проблем социобиологии. Называясь междисциплинарными, такие подходы позволили решать проблемы какой-либо одной дисциплины, перенося в неё методы смежных научных дисциплин. Это существенно расширяет практические возможности этой дисциплины, но не решает основную задачу – полный учёт многофакторности. Поэтому уже к концу XX века, ситуация, сложившаяся в науке и практике, потребовала принципиально иного развития системного подхода и, следовательно, расширения научного мировоззрения.

В более поздний период (1967-1977) в рамках системного подхода возникло такое направление, как синергетический подход. Синергетика переводится как «энергия совместного действия» (от греч. syn — совместно и ergos — действие). Её целью стало изучение общих закономерностей явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Предложенный Г. Хакеном термин «синергетика» акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. Популярность синергетики объясняется тем, что она становится языком междисциплинарного общения, на котором могут друг друга понять математики, физики, химики, биологи, психологи и др. В России имеется большое количество сторонников синергетического подхода в различных областях науки. Достаточно упомянуть работы академика А. А. Самарского, члена-корреспондента РАН С. П. Курдюмова и др.

Если сравнивать системы, созданные природой, с системами, которые созданы человеком, то очевидно, что для природных систем характерна устойчивость, самообновляемость, возможность к самоусложнению и согласованность развития всех составных частей. Отсюда вытекает одна из задач синергетики – выяснение законов построения организации, возникновения упорядоченности. Здесь акцент делается на принципах построения организации, ее возникновении, развитии и самоусложнении. В физике эта программа была предложена Ильей Пригожиным. И. Пригожин переформулировал термодинамику, представив нестационарные состояния (которые традиционно рассматривались как вырожденный случай стационарных) в качестве базисных. Для этого изучаемые объекты представляют в виде открытых процессуальных систем, т.е. систем, которые обмениваются веществом, энергией и информацией с окружающей средой. На состояние открытой системы действует совокупность внутренних и внешних условий, способствующих «выбору» самоорганизующейся системой одного из вариантов устойчивого развития – идеального конечного состояния, к которому стремится система в своем развитии.

Такое состояние называется атрактор (от лат. attract – привлекать, притягивать). В синергетической методологии различают простые и странные аттракторы. При состояниях системы, определяемых простым аттрактором, траектория развития системы является предсказуемой. При состояниях системы, определяемых странным аттрактором, «становится невозможным определить положение частиц (их поведение) в каждый данный момент, хотя мы и уверены, что они находятся в зоне аттрактора. Фазовый портрет странного аттрактора - это не точка и не предельный цикл… а некоторая область, по которой происходят случайные блуждания». Это позволило рассматривать эволюцию процессуальных, развивающихся систем как процесс изменения типа саморегуляции, переход от одного типа гомеостазиса к другому. Для них характерна иерархия уровневой организации элементов, появление новых уровней с новой дифференциацией системы на подсистемы. При этом каждый новый уровень оказывает обратное воздействие на ранее сформировавшиеся, видоизменяет их, и система функционирует как новое целое. Появление новых уровней организации и переход к новому типу гомеостазиса происходит через состояния динамического хаоса, появление точек бифуркации, в каждой из которых возникает спектр потенциально возможных направлений развития системы.

Отношение к синергетике в научном сообществе до сих пор неоднозначно. Часть учёных видят в синергетике новую парадигму в естествознании, социальных и гуманитарных науках. Другая часть не видят в ней ничего нового по сравнению с современной теорией нелинейных колебаний и волн и склоняются к мнению, что синергетика — это некий объединяющий лозунг и ничего более, который и воспринимается как некий математический аппарат описания закономерностей, уже описанных в других дисциплинах. Тем не менее, синергетика обращает внимание на то, что при дисциплинарных подходах остается за рамками их рассмотрения. Достоинство синергетики состоит в том, что развивающиеся системы изучаются с позиции целостности. Однако, «целостность» мировоззрения создаёт непреодолимые методологические трудности для интерпретации обнаруживаемых фактов с единых позиций. Как пишет академик РАН, научный руководитель института философии РАН В.С. Степин: «Сегодня развитие современной научной картины мира как формы синтеза достижений различных дисциплин протекает в русле идей глобального (универсального) эволюционизма. Он соединяет идеи эволюции и системного видения. Включение идей синергетики в этот процесс представляется весьма органичным. Трудности состоят в состыковке трех основных блоков картины мира — представлений о развитии неживой природы, живой природы и общества».

Весьма показательными в определении статуса синергетики, которую российские философы некоторое время рассматривали, как одного из претендентов на роль трансдисциплинарного подхода, являются материалы круглого стола «Синергетика: перспективы, проблемы, трудности»//Вопросы философии, №9, 2006. [79]. Однако такой статус синергетики не нашел поддержки у самих специалистов-синергетиков. Вот, например, как определяет статус синергетики один из ведущих специалистов в этой области знаний, Георгий Геннадьевич Малинецкий, доктор физико-математических наук, зам директора Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН: «Синергетику мы понимаем так, как её понимает Герман Хакен, который вложил в этот термин два смысла:

•Во-первых, синергетика – это междисциплинарный подход, связанный с теорией самоорганизации, с выделением новых качеств у сложных систем, состоящих из многих взаимодействующих подсистем. Таких новых качеств, которыми ни одна из подсистем не обладает. Не уточняя, нелинейные ли это среды или что-то другое.

•Во-вторых, синергетика – это междисциплинарный подход, развитие которого требует активного взаимодействия представителей разных научных дисциплин.

Г. Г. Малинецкого поддержал В. Г. Буданов – доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития в Институте философии РАН. «Я полагаю, сказал он, что синергетика рождается и развивается на пересечении, конструктивном синтезе трёх начал, а именно: нелинейного моделирования, практической философии и предметного знания; пересечения, особо эффективно проявляющегося в междисциплинарных взаимодействиях. Причем уровень эффективности синтеза и профессионализм совместного применения этих начал и определяет степень аутентичности синергетического исследования, степень «строгости» синергетики».

Однако в рамках этого «круглого стола» прозвучали и мнения авторитетных оппонентов. В данном случае целесообразно привести слова Елены Аркадьевны Мамчур – доктора философских наук, зав. Сектором Института философии РАН. «Лично мне, заявила она, более логичной представляется позиция Пригожина и Стенгерс: если существуют особые специфические процессы самоорганизации, то должны существовать и новые специфические законы, которым эти процессы подчиняются. Тем не менее вопрос пока остается открытым. И, очевидно, что без разрешения его синергетика не может быть безболезненно «встроена» в картину мира и стать достоянием культуры».

С позиции Русской школы трансдисциплинарности семантическую границу синергетической картины мира, как, собственно, и системного подхода в целом, демонстрируют следующие принципиальные вопросы: если мир – это открытая система, то с кем или с чем он (мир) обменивается веществом и энергией? Кроме того, если мир – это система, то, как вписывается в такую систему условия его собственного формирования?

Новое вид системного подхода (системный трансдисциплинарный подход) продолжает развивать сам системный подход и предлагает новую - системную трансдисциплинарную картину мира, а также методологию, которая способна исследовать мир в образе системной трансдисциплинарной действительности. Следовательно, такой подход должен обладать возможностями, к которым современная наука относится с настороженностью. Эта настороженность объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, в научном сообществе достаточно учёных, создающих глобальные научные концепции для объяснения единичных фактов. Время показывает, что накопление таких концепций приводит, как правило, не к возрастанию научного знания, а к засорению научной методологии. Во-вторых, современные концепции естествознания лишь констатируют единство окружающего мира, но не предлагают методологическую возможность получения и комплексной обработки всей дисциплинарной информации. Поэтому представители всех научных дисциплин, как правило, соглашаются с утверждением – «Вселенная – это наиболее крупная, из известных науке, систем», но предпочитают решать во вселенной проблемы, которые не требуют выходить за рамки концепции и методологии своей «родной» или «ведущей» дисциплины. Следовательно, для того чтобы быть практически полезным, новое направление системного подхода, в том числе - системный трансдисциплинарный подход, а также и специалисты, которые участвуют в его создании и продвижении, должны предоставить научной общественности:

- концепцию (философское обоснование, имеющее отношение к соответствующей картине мира);

- образно-понятийный аппарат, язык и модели, возможности которых позволяли бы, с одной стороны, охватить все факторы, формирующие сложную проблему и воздействующие на неё, а с другой стороны, выявить и учесть механизмы, посредством которых осуществляется это воздействие;

- метод системного исследования, обеспечивающего доступ ко всей дисциплинарной информации и её анализу, понятный и доступный специалистам любой научной дисциплины;

- метод проведения экспериментов, позволяющий изучать многофакторное воздействие и оценки их результатов;

- способы решения сложных многофакторных проблем в науке, технике и технологии.

Иными словами, речь опять идёт о новой, как предполагали Жан Пиаже и Эрих Янч, самостоятельной «мета-дисциплине» системной трансдисциплинарности. В этом случае, можно предполагать, что границы концепции и методологии такой дисциплины должны совпадать с предельными границами познания человеком и человечеством себя и окружающего мира, а также, постоянно доказывать такие их возможности эффективным решением сложных многофакторных проблем природы и общества.

Мир проявляется перед современным человечеством набором взаимосвязанных сложных многофакторных проблем природы и общества. Такие проблемы нуждаются в безотлагательном решении. Чтобы поиски таких решений увенчались успехом необходимо совершить следующие действия:

- принять классификацию научных подходов, построенную на их однозначных определениях;

- уточнить условия и границы участия научных подходов в теоретическом формировании и технико-технологическом осуществлении таких решений;

- обеспечить подготовку будущих специалистов в вузах с учётом принятой классификации подходов.

На практике эти действия позволят современным специалистам, получить не только полное представление о реальных теоретических и технико-технологических возможностях научных подходов, но и обрести осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия своей профессиональной деятельности.

Ссылки на литературу:

Хомяков Д.М., Хомяков П.М. «Основы системного анализа» Механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: 1996. – С. 10, 14–20, 92.

Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). Изд.3, ч.3. М-Л.: 1925–1929.

Сайт С.П. Курдюмова / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://spkurdyumov.ru/ (дата обращения: 06.09.2019).

Котельников Г. А. Теоретическая и прикладная синергетика. – Б.: 2000. – С. 147.

Степин В. С. О философских основаниях синергетики // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. – М.: Прогресс - Традиция, 2007. – С. 99.

«Синергетика: перспективы, проблемы, трудности»//Вопросы философии, №9, 2006. // Сайт С.П. Курдюмова / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://spkurdyumov.ru/none/sinergetika-perspektivy-problemy-trudnosti/ (дата обращения: 10.06.2019).

- Мокий, В. С. Лукьянова Т. А. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 163 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Модуль). ISBN 978-5-534-05207-7

Дата последнего обновления информации на портале

cal   19.04.2024

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2023 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web