Materials in English

ГЛОССАРИЙ

loРусская школа трансдисциплинарности и Институт трансдисциплинарных технологий используют следующие формулировки философских и научных терминов:

 

Расширенное толкование терминов можно получить на странице – «Всё о трансдисциплинарности», а также в статьях и книгах Русской школы трансдисциплинарности

 

Единое и Целое

Единое – это неделимая основа многого или причина вещей.

Единое появляется собственными фрагментами, объединёнными всеобщим порядком;

В Едином для каждого его фрагмента существует «сфера долженствования», которую определяет всеобщий порядок;

В рамках Единого система – это порядок, обусловливающий единство фрагментов Единого.


 

Целое – это неделимая основа вещей или причина частей.

Целое проявляется множеством равноценных порядков, которые могут иметь разную логику и обусловливать различные свойства целого;

В Целом совместное развитие его частей обусловливает компромисс различных порядков;

В рамках Целого  система – это совокупность частей или порядок, который обусловливает их целостность.

Единоцентризм

Единоцентризм – В широком смысле это позиция в философии и науке по проблеме соотношения единого и его фрагментов. Эта позиция исходит из тотального изоморфизма всеобщего порядка, который обусловливает внутреннюю организацию и внешнее взаимодействие фрагментов единого. Фрагментами единого является оригинальное отражение всеобщего порядка сущностью базовых философских категорий. В более узком смысле под единоцентризмом понимается «философия единства», которую разработал российский философ Владимир Мокий. Он же в 2010 году и ввёл термин «единоцентризм».

Онтологический принцип Единоцентризма

Онтологический принцип единоцентризма  Единое это отражение всеобщего порядка фрагментами пространства, признаками информации и периодами времени, которые обусловливают единство целей и результатов существования явлений и процессов действительности.

Гносеологический принцип Единоцентризма

Гносеологический принцип единоцентризма — познание единого, как отражение всеобщего порядка, должно предшествовать познанию его фрагментов, получивших своё отображение в моделях пространственной, информационной и временной единиц этого всеобщего порядка.

Единая упорядоченная среда

Единая упорядоченная среда  это действительность во всём своём многообразии.

Основные фрагменты Единой упорядоченной среды

Основные фрагменты Единой упорядоченной среды — это последовательно помещённые друг в друга: Ничто, Первое абсолютно простое начало, Ноуменальный мир, Материальный мир.

Потенция

Потенция — это будущность Единой упорядоченной среды.

Потенция Ничто

Потенция Ничто — это отсутствие будущности.  

Потенция Первого абсолютно простого начала

Потенция Первого абсолютно простого начала — это перспективная будущность Единой упорядоченной среды.

Потенция Ноуменального (умопостигаемого) мира

Потенция Ноуменального (умопостигаемого) мира — это скрытые возможности перспективной будущности геометрической конструкции ноуменального (умопостигаемого) мира

Потенция Чувственно-материального мира

Потенция Чувственно-материального мира — это скрытая сила перспективной будущности, существующая, проявляющаяся и преобразующаяся в пространстве, информации и времени.

Функциональный ансамбль

Функциональный ансамбль — это  комплекс явлений, объектов, процессов и их взаимодействий, в рамках которого существует, проявляется и преобразуется потенция Чувственно-материального мира.

Горизонтальный функциональный ансамбль

Горизонтальный функциональный ансамбль — это совокупность объектов одного вида, например, людей, растений, животных и т. п.

Вертикальный функциональный ансамбль

Вертикальный функциональный ансамбль  это совокупность горизонтальных функциональных ансамблей. Например, планету Земля представляет собой вертикальный функциональный ансамбль, состоящим из горизонтальных функциональных ансамблей, человечества, растительного мира, животного мира и т. п.

В практически полезных целях каждый объект можно представить в образе вертикального и функционального ансамбля. Например, человек, как вертикальный функциональный ансамбль состоит из дополняющих друг друга систем – кровеносной, нервной, костной и т.д. систем. При этом каждая из этих систем могут играть роль горизонтальных функциональных ансамблей.

Междисциплинарные взаимодействия

Междисциплинарные взаимодействия — это термин, обозначающий интегрирующие факторы, способствующие образованию логических структур монодисциплин в попытках расширения научного мировоззрения и решения сложных многофакторных проблем.

Междисциплинарность

Междисциплинарность — это термин, обозначающий возможность расширения научного мировоззрения, посредством использования знаний и познавательных средств различных монодисциплин.

Дисциплинарный подход

Дисциплинарный подход — это способ становления научного мировоззрения в рамках локальной картины мира, методологии и адекватного по своим объяснительным возможностям языка, формирующего у выпускника вуза и практикующего специалиста основы моральной ответственности за результаты и последствия научных исследований и профессиональной деятельности.

Системно-дисциплинарный подход

Системно-дисциплинарный подход  это способ корректного выделения и моделирования объекта или проблемы в образе локальной дисциплинарной системы,  позволяющий применить к их исследованию и решению соответствующую системно-дисциплинарную методологию.

Междисциплинарный подход

Междисциплинарный подход — это способ расширения научного мировоззрения в направлении обогащения знаний, методологии и языка одной научной дисциплины за счёт знаний, методологии и языка другой научной дисциплины, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия научных исследований и профессиональной деятельности.

Системно-междисциплинарный подход

Системно-междисциплинарный подход  это  способ корректного выделения и моделирования объекта или проблемы в образе локальной междисциплинарной системы, позволяющий применить к их исследованию и решению комплементарные системно-дисциплинарные методы-приёмы. 

Мультидисциплинарный подход

Мультидисциплинарный подход — это способ расширения научного мировоззрения в направлении целостного образа объекта исследования, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия научных исследований и профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками общепринятой на данном этапе развития науки научной парадигмы.

Системно-мультидисциплинарный подход

Системно-мультидисциплинарный подход  это способ корректного выделения и моделирования сложного объекта или сложной многофакторной проблемы в образе целостной мультидисциплинарной системы, позволяющий применить к их исследованию и решению соответствующий комплекс системно-дисциплинарных методологий. 

Трансдисциплинарность ("сильная" трансдисциплинарность)

Трансдисциплинарность ("сильная" трансдисциплинарность) — это направление познания мира, предоставляющее возможность свести знания человечества во всеобъемлющую, согласованную науку, основанную на едином комплексе понятий и метаязыке.

Трансдисциплинарность ("слабая" трансдисциплинарность)

Трансдисциплинарность ("слабая" трансдисциплинарность) — это совместный проект глубоко интегрированных учёных различных научных дисциплин. В такой форме трансдисциплинарность отказывается от установления какой-либо общей теоретической структуры, но призывает к большей рефлексивности, в том числе – к "смирению", открытости для взаимодействия с другими методологиями и практиками и готовности уступить место другим подходам, если они будут более адекватны современным вызовам. Методология "слабой" трансдисциплинарности, по сути, сблизилась с методологией междисциплинарных и мультидисциплинарных научных исследований.

Трансдисциплинарный подход

Трансдисциплинарный подход — это способ расширения научного мировоззрения в направлении единого образа объекта исследования, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия своей профессиональной деятельности на основе объективного долженствования и обязательности элементов единого мира.

Сиситемно-трансдисциплинарный подход

Системно-трансдисциплинарный подход  это способ корректного выделения и моделирования сложного объекта или сложной многофакторной проблемы в образе вертикального или горизонтального функционального ансамбля, позволяющий применить к их исследованию универсальную системно-трансдисциплинарную методологию.

Трансдисциплинарная система

Трансдисциплинарная система  это всеобщий порядок, обусловливающий единство упорядоченной среды  и её вертикальных и горизонтальных функциональных ансамблей объектов.

В методологических целях всеобщий порядок представлен в образе изоморфных "единиц порядка", которые присутствуют во всех составляющих единой упорядоченной среды – в её собственном пространстве, в её собственном времени и в её полной информации.

С главными признаками трансдисциплинарной системы и с её отличиями  от дисциплинарной системы можно ознакомиться здесь.

Единица порядка

Единица порядка – это логически завершенная конструкция фрагментов пространства, признаков информации и периодов времени модели трансдисциплинарной системы.

Единица порядка пространственная

Единица порядка пространственная  логически завершенная конструкция фрагментов пространства в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать физические границы, в которых существует исходная потенция объекта, функционального ансамбля объектов. С моделью пространственной единицы порядка можно познакомиться здесь.

Единница порядка информационная

Единица порядка информационная  логически завершенная последовательность признаков полной информации в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать логические границы проявления исходной потенции объекта, функционального ансамбля объектов. С моделью информационной единицы порядка можно познакомиться здесь.

Единица порядка временная

Единица порядка временная  логически завершенная последовательность периодов времени в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать продолжительность преобразования исходной потенции объекта, функционального ансамбля объектов. С моделью временной единицы порядка можно познакомиться здесь.

Системно-трансдисциплинарные исследования

Системно-трансдисциплинарное исследование   это изучение объекта, функционального ансамбля объектов, проводимое с помощью методологии системно-трансдисциплинарного подхода.

Изучение объекта, функционального ансамбля объектов в зависимости от поставленных целей, подразумевает использование системно-трансдисциплинарных моделей пространственной, временной и информационной единиц порядка.

Использование моделей единицы порядка позволяет выполнить четыре последовательных действия:

- обосновать нормативные показатели и характеристики процесса развития объекта и функционального ансамбля объектов;

- определить реальные значения этих показателей и характеристик;

- определить характерные особенности процесса развития объекта и функционального ансамбля объектов, при отклонении этого процесса от нормативных показателей и характеристик;

- провести анализ риска реального развития объекта и функционального ансамбля объектов, а также предложить механизмы снижения вероятности этого риска.

Своё первое системно-трансдисциплинарное исследование Вы можете провести воспользовавшись подсказками. Подсказки можно найти пройдя по ссылке.

Системно-трансдисциплинарный анализ

Системно-трансдисциплинарный анализ  основной метод анализа в трансдисциплинарном системном подходе. Подробнее с методом анализа можно ознакомиться по ссылке.

Системно-трансдисциплинарные технологии

Системно-трансдисциплинарные технологии  это технологии управления процессом преобразования исходной потенции упорядоченной среды и её объектов.

Технология (от гр. Techne - искусство, мастерство), обозначает совокупность методов и способов воздействия в основном на сырье и материалы, и т.п. Системно-трансдисциплинарные технологии – это совокупность методов и способов воздействия на упорядоченные среды объектов и функциональные ансамбли объектов микромира и макромира. Трансдисциплинарность – это, прежде всего, способ расширения научного мировоззрения. Поэтому упорядоченные среды объектов и функциональные ансамбли объектов, на которых предполагается воздействовать, должны быть «человекоразмерными», то есть, таким, в которых участвует сам человек или наблюдаются результаты и последствия жизнедеятельности человеческого общества.

Потенциал идей, заложенный в прорывные системно-трансдисциплинарные технологии, наряду со стимулированием мирового рынка сегодня, способен обеспечить потребности общества на новом этапе его развития.

Примером прорывных системно-трансдисциплинарных технологических идей и технологий служат:

- технологическая идея утилизации отходов АЭС и химической промышленности, которые предполагают их полную нейтрализацию взамен существующей практики их захоронения;

- технологическая идея альтернативных источников энергии, которые предполагают создание персональных источников возобновляемой энергии (помимо энергии солнца, воды и ветра), основанных на использовании эффекта резонанса с окружающей средой. Дополнительным источником энергии может быть и "электромагнитный мусор", в изобилии поставляемый технологиями современного общества;

- технологическая идея создания компьютеров, которые будут использовать в качестве "рабочего ядра" непосредственно сами природные и социальные объекты (например, человека, предприятие, город и т.д.).  Эти компьютеры будут успешно конкурировать с компьютерами экзафлопного уровня по стоимости, производительности и результатам вычислений;

- технологии в сфере экономики, которые используют пространственные и временные закономерности формирования экономических кризисов с целью прогнозирования сроков наступления таких кризисов и их профилактики;

- технологии в сфере экологии, которые обеспечивают безусловное и быстрое восстановление флоры, фауны, плодородия почв, подвергшихся антропогенному и техногенному воздействию (добывающей промышленности), активируя естественные механизмы восстановления природной среды;

- технологии мониторинга общего состояния техногенных и социальных объектов, которые позволяют прогнозировать возникновение негативных событий и процессов, формирующихся под воздействием форс-мажорных обстоятельств (природные и техногенные катастрофы, теракты);

- технологии индивидуальной профилактической медицины, которые способствуют сохранению здоровья, молодости и долголетия каждого человека с учётом его уникальных физиологических параметров, используя для этого специализированные химические  препараты и технические устройства;

- технологии, обеспечивающие управляемость и поддержку стабильного функционального и физиологического состояния членов спортивной команды на протяжении всего игрового сезона; и т.д.

Расширения для Joomla

Дата последнего обновления информации на портале

cal   25.03.2019

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2019
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web