ГЛОССАРИЙ

loВ глоссарии представлены уточнённые формулировки философских и научных терминов. Толкование терминов можно получить на странице – «Всё о трансдисциплинарности», а также в статьях и книгах Русской школы трансдисциплинарности.

 

 

РУССКАЯ ШКОЛА ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ И ИНСТИТУТ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСПОЛЬЗУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМУЛИРОВКИ ФИЛОСОФСКИХ И НАУЧНЫХ ТЕРМИНОВ

(МАЙ 2019) 

 

Холизм

Холизм (от греч. — целый) — в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. В более узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную южноафриканским философом Я. Смэтсом, который в 1926 ввел и термин «холизм».

Онтологический принцип холизма

Онтологический принцип холизма — Целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей.

Гносеологический принцип холизма

Гносеологический принцип холизма —  познание целого должно предшествовать познанию его частей.

Единоцентризм

Единоцентризмв широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения Единого и его фрагментов. Эта позиция исходит из тотального изоморфизма всеобщего порядка, который обусловливает внутреннюю организацию и внешнее взаимодействие фрагментов Единого. Фрагментами Единого является отражение всеобщего порядка сущностью базовых философских категорий (пространством, информацией, времением).  В более узком смысле под единоцентризмом понимается «философия единства», которую разработал российский философ Владимир Мокий. Он же в 2010 году и ввёл термин «единоцентризм».

Всё постоянно возникающее и существующее в едином мире отображает в себе первое абсолютно простое начало. Именно поэтому оно предшествует потенции многого (всего возникающего и существующего).  Однако, первое абсолютно простое начало не дробится во многом. Оно проявляется в каждом возникающем и существующем всеобщим порядком, обусловливающим единство многого. В этом случае каждое возникающее и существующее становиться центром первого абсолютно простого начала. Отсюда и название – единоцентризм (центризм единого, центризм единства).

Онтологический принцип Единоцентризма

Онтологический принцип единоцентризма  Единое - это первое, неделимое, бесконечное абсолютно простое начало, предшествующее потенции многого.

Гносеологический принцип Единоцентризма

Гносеологический принцип единоцентризма — познанию Единого должно предшествовать познание всеобщего порядка, проявляющегося во фрагментах пространства, признаках информации и периодах времени, который обусловливает единство целей и результатов процессов действительности.

Единая упорядоченная среда

Единая упорядоченная среда  это действительность во всём своём многообразии.

Базовые фрагменты Единой упорядоченной среды

Базовые фрагменты Единой упорядоченной среды — это последовательно распознаваемые друг в друге: Ничто, Первое абсолютно простое начало, Ноуменальный мир, Материальный мир.

Потенция

Потенция — это перспективная будущность Единой упорядоченной среды.

Потенция Ничто

Потенция Ничто — это отсутствие будущности.  

Потенция Первого абсолютно простого начала

Потенция Первого абсолютно простого начала — это перспектива будущности.

Потенция Ноуменального (умопостигаемого) мира

Потенция Ноуменального (умопостигаемого) мира — это скрытые возможности  перспективной будущности. 

Потенция Чувственно-материального мира

Потенция Материального мира — это скрытая сила перспективной будущности.

Функциональный ансамбль

Функциональный ансамбль — это  комплекс явлений, объектов, процессов и их взаимодействий, в рамках которого существует, проявляется и преобразуется потенция (скрытая сила перспективной будущности) материального мира.

Горизонтальный функциональный ансамбль

Горизонтальный функциональный ансамбль — это совокупность объектов одного вида, например, людей, растений, животных и т. п.

Вертикальный функциональный ансамбль

Вертикальный функциональный ансамбль  это совокупность горизонтальных функциональных ансамблей. Например, планету Земля представляет собой вертикальный функциональный ансамбль, состоящим из горизонтальных функциональных ансамблей, человечества, растительного мира, животного мира и т. п.

В практически полезных целях каждый объект можно представить в образе вертикального и функционального ансамбля. Например, человек, как вертикальный функциональный ансамбль состоит из дополняющих друг друга систем – кровеносной, нервной, костной и т.д. систем. При этом каждая из этих систем могут играть роль горизонтальных функциональных ансамблей.

Междисциплинарные взаимодействия

Междисциплинарные взаимодействия — это термин, обозначающий интегрирующие факторы, способствующие образованию логических структур монодисциплин в попытках расширения научного мировоззрения и решения сложных многофакторных проблем.

Междисциплинарность

Междисциплинарность — это термин, обозначающий возможность расширения научного мировоззрения, посредством использования знаний и познавательных средств различных монодисциплин.

Дисциплинарный подход

Дисциплинарный подход — это способ становления научного мировоззрения в рамках локальной картины мира, методологии и адекватного по своим объяснительным возможностям языка, формирующего у выпускника вуза и практикующего специалиста основы моральной ответственности за результаты и последствия научных исследований и профессиональной деятельности.

Системный дисциплинарный подход

Системный дисциплинарный подход  это способ корректного выделения и моделирования объекта или проблемы в образе локальной дисциплинарной системы,  позволяющий применить к их исследованию и решению соответствующую системную дисциплинарную методологию.

Междисциплинарный подход

Междисциплинарный подход — это способ расширения научного мировоззрения в направлении обогащения знаний, методологии и языка одной научной дисциплины за счёт знаний, методологии и языка другой научной дисциплины, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия научных исследований и профессиональной деятельности.

Системный междисциплинарный подход

Системный междисциплинарный подход  это  способ корректного выделения и моделирования объекта или проблемы в образе локальной междисциплинарной системы, позволяющий применить к их исследованию и решению комплементарные системные дисциплинарные методы-приёмы. 

Мультидисциплинарный подход

Мультидисциплинарный подход — это способ расширения научного мировоззрения в направлении целостного образа объекта исследования, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия научных исследований и профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками общепринятой на данном этапе развития науки научной парадигмы.

Системный мультидисциплинарный подход

Системный мультидисциплинарный подход  это способ корректного выделения и моделирования сложного объекта или сложной многофакторной проблемы в образе целостной мультидисциплинарной системы, позволяющий применить к их исследованию и решению соответствующий комплекс системных дисциплинарных методологий. 

Трансдисциплинарность слабая

Трансдисциплинарность слабая — это совместный проект глубоко интегрированных учёных различных научных дисциплин. В такой форме трансдисциплинарность отказывается от установления какой-либо общей теоретической структуры, но призывает к большей рефлексивности, в том числе – к "смирению", открытости для взаимодействия с другими методологиями и практиками и готовности уступить место другим подходам, если они будут более адекватны современным вызовам. Методология "слабой" трансдисциплинарности, по сути, сблизилась с методологией междисциплинарных и мультидисциплинарных научных исследований.

Трансдисциплинарность сильная

Трансдисциплинарность сильная — это направление познания мира, предоставляющее возможность свести знания человечества во всеобъемлющую, согласованную науку, основанную на едином комплексе понятий и метаязыке.

Трансдисциплинарный подход

Трансдисциплинарный подход — это способ расширения научного мировоззрения в направлении единого образа объекта исследования, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия своей профессиональной деятельности на основе объективного долженствования и обязательности элементов единого мира.

Системный трансдисциплинарный подход

Системный трансдисциплинарный подход  это способ корректного выделения и моделирования сложного объекта или сложной многофакторной проблемы в образе вертикального или горизонтального функционального ансамбля, позволяющий применить к их исследованию универсальную системную трансдисциплинарную методологию.

Трансдисциплинарная система

Трансдисциплинарная система  это всеобщий порядок, обусловливающий единство упорядоченной среды и её вертикальных и горизонтальных функциональных ансамблей объектов.

В методологических целях всеобщий порядок представлен в образе изоморфных "единиц порядка", которые присутствуют во всех составляющих единой упорядоченной среды – в её собственном пространстве, в её собственном времени и в её полной информации.

С главными признаками трансдисциплинарной системы и с её отличиями  от дисциплинарной системы можно ознакомиться здесь.

Единица порядка

Единица порядка – это логически завершенная конструкция фрагментов пространства, признаков информации и периодов времени модели трансдисциплинарной системы.

Единица порядка пространственная

Единица порядка пространственная  логически завершенная конструкция фрагментов пространства в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать физические границы, в которых существует исходная потенция объекта, функционального ансамбля объектов. С моделью пространственной единицы порядка можно познакомиться здесь.

Единница порядка информационная

Единица порядка информационная  логически завершенная последовательность признаков полной информации в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать логические границы проявления исходной потенции объекта, функционального ансамбля объектов. С моделью информационной единицы порядка можно познакомиться здесь.

Единица порядка временная

Единица порядка временная  логически завершенная последовательность периодов времени в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать продолжительность преобразования исходной потенции объекта, функционального ансамбля объектов. С моделью временной единицы порядка можно познакомиться здесь.

Системное трансдисциплинарные исследования

Системное трансдисциплинарное исследование   это изучение объекта, функционального ансамбля объектов, проводимое с помощью методологии системного трансдисциплинарного подхода.

Изучение объекта, функционального ансамбля объектов в зависимости от поставленных целей, подразумевает использование системных трансдисциплинарных моделей пространственной, временной и информационной единиц порядка.

Использование моделей единицы порядка позволяет выполнить четыре последовательных действия:

- обосновать нормативные показатели и характеристики процесса развития объекта и функционального ансамбля объектов;

- определить реальные значения этих показателей и характеристик;

- определить характерные особенности процесса развития объекта и функционального ансамбля объектов, при отклонении этого процесса от нормативных показателей и характеристик;

- провести анализ риска реального развития объекта и функционального ансамбля объектов, а также предложить механизмы снижения вероятности этого риска.

Своё первое системно-трансдисциплинарное исследование Вы можете провести, воспользовавшись подсказками. Подсказки можно найти пройдя по ссылке.

Системный трансдисциплинарный анализ

Системный трансдисциплинарный анализ  основной метод анализа в трансдисциплинарном системном подходе. Подробнее с методом анализа можно ознакомиться по ссылке.

Системные трансдисциплинарные технологии

Системные трансдисциплинарные технологии  это технологии управления процессом преобразования исходной потенции упорядоченной среды и её объектов.

Технология (от гр. Techne - искусство, мастерство), обозначает совокупность методов и способов воздействия в основном на сырье и материалы, и т.п. Системно-трансдисциплинарные технологии – это совокупность методов и способов воздействия на упорядоченные среды объектов и функциональные ансамбли объектов микромира и макромира. Трансдисциплинарность – это, прежде всего, способ расширения научного мировоззрения. Поэтому упорядоченные среды объектов и функциональные ансамбли объектов, на которых предполагается воздействовать, должны быть «человекоразмерными», то есть, таким, в которых участвует сам человек или наблюдаются результаты и последствия жизнедеятельности человеческого общества.

Потенциал идей, заложенный в прорывные системно-трансдисциплинарные технологии, наряду со стимулированием мирового рынка сегодня, способен обеспечить потребности общества на новом этапе его развития.

Примером прорывных системно-трансдисциплинарных технологических идей и технологий служат:

- технологическая идея утилизации отходов АЭС и химической промышленности, которые предполагают их полную нейтрализацию взамен существующей практики их захоронения;

- технологическая идея альтернативных источников энергии, которые предполагают создание персональных источников возобновляемой энергии (помимо энергии солнца, воды и ветра), основанных на использовании эффекта резонанса с окружающей средой. Дополнительным источником энергии может быть и "электромагнитный мусор", в изобилии поставляемый технологиями современного общества;

- технологическая идея создания компьютеров, которые будут использовать в качестве "рабочего ядра" непосредственно сами природные и социальные объекты (например, человека, предприятие, город и т.д.).  Эти компьютеры будут успешно конкурировать с компьютерами экзафлопного уровня по стоимости, производительности и результатам вычислений;

- технологии в сфере экономики, которые используют пространственные и временные закономерности формирования экономических кризисов с целью прогнозирования сроков наступления таких кризисов и их профилактики;

- технологии в сфере экологии, которые обеспечивают безусловное и быстрое восстановление флоры, фауны, плодородия почв, подвергшихся антропогенному и техногенному воздействию (добывающей промышленности), активируя естественные механизмы восстановления природной среды;

- технологии мониторинга общего состояния техногенных и социальных объектов, которые позволяют прогнозировать возникновение негативных событий и процессов, формирующихся под воздействием форс-мажорных обстоятельств (природные и техногенные катастрофы, теракты);

- технологии индивидуальной профилактической медицины, которые способствуют сохранению здоровья, молодости и долголетия каждого человека с учётом его уникальных физиологических параметров, используя для этого специализированные химические  препараты и технические устройства;

- технологии, обеспечивающие управляемость и поддержку стабильного функционального и физиологического состояния членов спортивной команды на протяжении всего игрового сезона; и т.д.

Расширения для Joomla

Дата последнего обновления информации на портале

cal   14.10.2019

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2019
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web