Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
ГЛОССАРИЙВ глоссарии представлены уточнённые формулировки философских и научных терминов. Толкование терминов можно получить на странице – "Всё о трансдисциплинарности", на странице - "Трансдисциплинарность (ЧаВо)", а также в статьях и книгах Русской школы трансдисциплинарности.
РУССКАЯ ШКОЛА ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ И ИНСТИТУТ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСПОЛЬЗУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМУЛИРОВКИ ФИЛОСОФСКИХ И НАУЧНЫХ ТЕРМИНОВ (январь 2024)
Холизм Холизм (от греч. — целый) — в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. В более узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную южноафриканским философом Я. Смэтсом, который в 1926 ввел и термин «холизм». Онтологический принцип холизма Онтологический принцип холизма — Целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. Гносеологический принцип холизма Гносеологический принцип холизма — познание целого должно предшествовать познанию его частей. Единоцентризм Единоцентризм — в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения Единого и его фрагментов. Эта позиция исходит из тотального изоморфизма всеобщего порядка, который обусловливает внутреннюю организацию и внешнее взаимодействие фрагментов Единого. Фрагментами Единого является отражение всеобщего порядка сущностью базовых философских категорий (пространством, информацией, времением). В более узком смысле под единоцентризмом понимается «философия единства», которую разработал российский философ Владимир Мокий. Он же в 2009 году и ввёл термин «единоцентризм». Проще говоря, всё возникающее и существующее (материальные и нематериальные объекты или иначе - многое) в едином и единственном мире отображает в себе первое абсолютно простое начало. В этом случае каждое возникающее и существующее изначально является центром первого абсолютно простого начала. Отсюда и название – единоцентризм (центризм единого, центризм единства). Онтологический принцип Единоцентризма Онтологический принцип единоцентризма — Единое - это первое, неделимое, бесконечное и абсолютно простое начало, предшествующее потенции многого. Гносеологический принцип Единоцентризма Гносеологический принцип единоцентризма — познанию Единого предшествует познание всеобщего порядка, который проявляется во фрагментах пространства, признаках информации и периодах времени, обусловливает целенаправленное преобразование потенции многого, а также единство целей и результатов процессов действительности. Единая упорядоченная среда Единая упорядоченная среда — это действительность во всём своём многообразии. Базовые фрагменты Единой упорядоченной среды Базовые фрагменты Единой упорядоченной среды — это последовательно распознаваемые друг в друге: Ничто, Первое абсолютно простое начало, Ноуменальный мир, Материальный мир. Потенция Потенция — это перспективная будущность. Потенция Ничто Потенция Ничто — это отсутствие будущности. Потенция Первого абсолютно простого начала Потенция Первого абсолютно простого начала — это перспектива будущности. Потенция Ноуменального (умопостигаемого) мира Потенция Ноуменального (умопостигаемого) мира — это проектные возможности перспективной будущности. Потенция Чувственно-материального мира (Вселенной) Потенция Чувственно-материального мира — это перспективная будущность Вселенной, как единой упорядоченной среды. Пространство Пространство — это форма существования потенции. Информация Информация — это форма проявления потенции. Время Время — это форма преобразования потенции. Система Система — это всеобщая форма организации пространства, времени, информации и их взаимодействия, играющая роль всеобщего порядка, обусловливающего их единство. Функция Функция — это способность потенции воплощаться в строго определенные процессы. Энергия Энергия — это способность потенции совершать конкретную работу в строго определенных процессах. Развитие Развитие — это способность потенции направлено преобразоваться в определенных процессах. Цель Цель — это способность потенции сохранять единство в процессах собственного преобразования. Функциональный ансамбль Функциональный ансамбль — это комплекс явлений, объектов, процессов и их взаимодействий, в рамках которого существует, проявляется и преобразуется потенция материального мира. Горизонтальный функциональный ансамбль Горизонтальный функциональный ансамбль — это совокупность объектов одного вида, например, людей, растений, животных и т. п. Вертикальный функциональный ансамбль Вертикальный функциональный ансамбль — это совокупность горизонтальных функциональных ансамблей. Например, планету Земля представляет собой вертикальный функциональный ансамбль, состоящим из горизонтальных функциональных ансамблей, человечества, растительного мира, животного мира и т. п. В практически полезных целях каждый объект можно представить в образе вертикального и функционального ансамбля. Например, человек, как вертикальный функциональный ансамбль состоит из дополняющих друг друга систем – кровеносной, нервной, костной и т.д. систем. При этом каждая из этих систем могут играть роль горизонтальных функциональных ансамблей. Междисциплинарные взаимодействия Междисциплинарные взаимодействия — это термин, обозначающий интегрирующие факторы, способствующие образованию логических структур комплементарных научных дисциплин, которые приводят к расширению горизонта научного мировоззрения и, как следствие, к решению сложных многофакторных проблем науки. Междисциплинарность Междисциплинарность — это термин, обозначающий возможность расширения горизонта научного мировоззрения посредством использования знаний и познавательных средств различных научных дисциплин. Дисциплинарный подход Дисциплинарный подход — это способ становления научного мировоззрения в рамках локальной картины мира, методологии и адекватного по своим объяснительным возможностям языка, формирующего у студента основы моральной и юридической ответственности за результаты научных исследований и последствия профессиональной деятельности. Системный дисциплинарный подход Системный дисциплинарный подход — это способ корректного выделения и моделирования объекта в образе локальной дисциплинарной системы, позволяющий применить к его исследованию соответствующую системную дисциплинарную методологию. Междисциплинарный подход Междисциплинарный подход — это способ расширения горизонта научного мировоззрения в направлении обогащения знаний, методологии и языка одной научной дисциплины за счет знаний, методологии и языка другой научной дисциплины, формирующий у студента и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия научных исследований и профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками «ведущей» научной дисциплины. Системный междисциплинарный подход Системный междисциплинарный подход — это способ корректного выделения и моделирования объекта в образе локальной междисциплинарной системы, позволяющий применить к его исследованию комплементарные системные дисциплинарные методы- приемы. Мультидисциплинарный подход Мультидисциплинарный подход — способ расширения горизонта научного мировоззрения в рамках локальных картин мира, посредством описания целостного образа объекта языком заданной совокупности комплементарных научных дисциплин, формирующий у студента и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия научных исследований и профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками научной дисциплины, языком которой описаны окончательные результаты мультидисциплинарного исследования. Системный мультидисциплинарный подход Системный мультидисциплинарный подход — это способ корректного выделения и моделирования сложного объекта в образе целостной мультидисциплинарной системы, позволяющий применить к его исследованию соответствующий комплекс системных дисциплинарных методологий. Трансдисциплинарность Трансдисциплинарность — это обозначение интенсификации интеллектуальной деятельности в среде междисциплинарных взаимодействий, которая способствует максимальному расширению научного мировоззрения дисциплинарных специалистов. Трансдисциплинарность слабая Трансдисциплинарность слабая — это совместный проект глубоко интегрированных учёных различных научных дисциплин. В такой форме трансдисциплинарность отказывается от установления какой-либо общей теоретической структуры, но призывает к большей рефлексивности, в том числе – к "смирению", открытости для взаимодействия с другими методологиями и практиками и готовности уступить место другим подходам, если они будут более адекватны современным вызовам. Методология "слабой" трансдисциплинарности, по сути, сблизилась с методологией междисциплинарных и мультидисциплинарных научных исследований. Трансдисциплинарность слабая ассоциируется с трансдисциплинарностью в среде аадемической науки. Трансдисциплинарность сильная Трансдисциплинарность сильная — это направление познания мира, предоставляющее возможность свести знания человечества во всеобъемлющую, согласованную научную мета-дисциплину, основанную на едином комплексе понятий и метаязыке. Трансдисциплинарность сильная ассоцируется с трансдисциплинарностью в науке о системах. Трансдисциплинарный подход Трансдисциплинарный подход — это группа уникальных методов расширения горизонта научного мировоззрения в рамках философской картины Целого мира путем интеграции и синтеза дисциплинарных знаний. Сегодня трансдисциплинарный подход является основой мультидисциплинарных взаимодействий определенного вида, которые получили название – трансдисциплинарные исследования. Системный трансдисциплинарный подход Системный трансдисциплинарный подход — это универсальный метод расширения горизонта научного мировоззрения в рамках философской картины Единого мира путем унификации и обобщения дисциплинарных знаний. Сегодня системный трансдисциплинарный подход является основой специализированной научной мета-дисциплины – системная трансдисциплинарность. Трансдисциплинарная система Трансдисциплинарная система — это всеобщий порядок, обусловливающий единство упорядоченной среды и её вертикальных и горизонтальных функциональных ансамблей объектов. В методологических целях всеобщий порядок представлен в образе изоморфных "единиц порядка", которые присутствуют во всех составляющих единой упорядоченной среды – в её собственном пространстве, в её собственном времени и в её полной информации. С главными признаками трансдисциплинарной системы и с её отличиями от дисциплинарной системы можно ознакомиться здесь. Системная трансдисциплинарная единица порядка Системная трансдисциплинарная единица порядка – это логически завершенная конструкция фрагментов пространства, признаков информации и периодов времени модели трансдисциплинарной системы. Системная трансдисциплинарная пространственная единица порядка Системная трансдисциплинарная пространственная единица порядка — это логически завершенная конструкция фрагментов пространства в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать физические границы, в которых существует, проявляется и преобразуется потенция объекта. С моделью пространственной единицы порядка можно познакомиться здесь. Системная трансдисциплинарная информационная единница порядка Системная трансдисциплинарная информационная единица порядка — это логически завершенная последовательность основных видов, подвидов и признаков полной информации в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать содержательные границы проявления потенции объекта. С моделью информационной единицы порядка можно познакомиться здесь. Информационный баланс Информационный баланс – это состояние полной информации объекта, при котором активность и/или численность носителей информации количественного и качественного вида возвращается к средним значениям по завершению циклического процесса. Информационный дисбаланс Информационный дисбаланс – это состояние полной информации объекта, при котором активность и/или численность носителей информации количественного или качественного вида не возвращается к средним значениям по завершению циклического процесса. Информационный дисбаланс первого типа Информационный дисбаланс первого типа - это состояние полной информации объекта, при котором активность и/или численность носителей информации количественного вида превышает активность и/или численность носителей информации качественного вида по завершению циклического процесса. Информационный дисбаланс второго типа Информационный дисбаланс второго типа – это состояние полной информации объекта, при котором активность и/или численность носителей информации качественного вида превышает активность и/или численность носителей информации количественного вида по завершению циклического процесса Информационное напряжение Информационное напряжение – это обозначение деформации полной информации, возникающей под влиянием различных негативных факторов. Системная трансдисциплинарная временная единица порядка Системная трансдисциплинарная временная единица порядка — это логически завершенная последовательность периодов времени в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать смысловые границы продолжительности преобразования потенции объекта. С моделью временной единицы порядка можно познакомиться здесь. Системное трансдисциплинарные исследования Системное трансдисциплинарное исследование — это изучение объекта, функционального ансамбля объектов, проводимое с помощью методологии системного трансдисциплинарного подхода. Изучение объекта, функционального ансамбля объектов в зависимости от поставленных целей, подразумевает использование системных трансдисциплинарных моделей пространственной, временной и информационной единиц порядка. Использование моделей единицы порядка позволяет выполнить четыре последовательных действия: - обосновать нормативные показатели и характеристики процесса развития объекта и функционального ансамбля объектов; - определить реальные значения этих показателей и характеристик; - определить характерные особенности процесса развития объекта и функционального ансамбля объектов, при отклонении этого процесса от нормативных показателей и характеристик; - провести анализ риска реального развития объекта и функционального ансамбля объектов, а также предложить механизмы снижения вероятности этого риска. Своё первое системно-трансдисциплинарное исследование Вы можете провести, воспользовавшись подсказками. Подсказки можно найти пройдя по ссылке. Системный трансдисциплинарный анализ Системный трансдисциплинарный анализ — основной метод анализа в трансдисциплинарном системном подходе. Подробнее с методом анализа можно ознакомиться по ссылке. Системные трансдисциплинарные технологии Системные трансдисциплинарные технологии — это технологии управления процессом преобразования исходной потенции упорядоченной среды и её объектов. Технология (от гр. Techne - искусство, мастерство), обозначает совокупность методов и способов воздействия в основном на сырье и материалы, и т.п. Системно-трансдисциплинарные технологии – это совокупность методов и способов воздействия на упорядоченные среды объектов и функциональные ансамбли объектов микромира и макромира. Трансдисциплинарность – это, прежде всего, способ расширения научного мировоззрения. Поэтому упорядоченные среды объектов и функциональные ансамбли объектов, на которых предполагается воздействовать, должны быть «человекоразмерными», то есть, таким, в которых участвует сам человек или наблюдаются результаты и последствия жизнедеятельности человеческого общества. Потенциал идей, заложенный в прорывные системно-трансдисциплинарные технологии, наряду со стимулированием мирового рынка сегодня, способен обеспечить потребности общества на новом этапе его развития. Примером прорывных системно-трансдисциплинарных технологических идей и технологий служат: - технологическая идея утилизации отходов АЭС и химической промышленности, которые предполагают их полную нейтрализацию взамен существующей практики их захоронения; - технологическая идея альтернативных источников энергии, которые предполагают создание персональных источников возобновляемой энергии (помимо энергии солнца, воды и ветра), основанных на использовании эффекта резонанса с окружающей средой. Дополнительным источником энергии может быть и "электромагнитный мусор", в изобилии поставляемый технологиями современного общества; - технологическая идея создания компьютеров, которые будут использовать в качестве "рабочего ядра" непосредственно сами природные и социальные объекты (например, человека, предприятие, город и т.д.). Эти компьютеры будут успешно конкурировать с компьютерами экзафлопного уровня по стоимости, производительности и результатам вычислений; - технологии в сфере экономики, которые используют пространственные и временные закономерности формирования экономических кризисов с целью прогнозирования сроков наступления таких кризисов и их профилактики; - технологии в сфере экологии, которые обеспечивают безусловное и быстрое восстановление флоры, фауны, плодородия почв, подвергшихся антропогенному и техногенному воздействию (добывающей промышленности), активируя естественные механизмы восстановления природной среды; - технологии мониторинга общего состояния техногенных и социальных объектов, которые позволяют прогнозировать возникновение негативных событий и процессов, формирующихся под воздействием форс-мажорных обстоятельств (природные и техногенные катастрофы, теракты); - технологии индивидуальной профилактической медицины, которые способствуют сохранению здоровья, молодости и долголетия каждого человека с учётом его уникальных физиологических параметров, используя для этого специализированные химические препараты и технические устройства; - технологии, обеспечивающие управляемость и поддержку стабильного функционального и физиологического состояния членов спортивной команды на протяжении всего игрового сезона; и т.д. |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web