Materials in English

Вопросы и ответы

Вопрос №8

Ознакомился с философией единоцентризма, содержание которой кратко изложено на Информационном портале "Трансдисциплинарность". Как кандидат наук с внушительным педагогическим стажем, хочу спросить у вас – для чего нужна такая сложная и глубокая философия студенту и аспиранту?

Гвоздецкий Г. Хабаровск

Подробнее: Вопрос №8

Вопрос №7

Здравствуйте, заканчиваю известный вуз. Хочу поступать в аспирантуру – развивать науку. Считаю, что будущее науки связано с развитием трансдисциплинарности.  Поэтому стараюсь находить учебники по трансдисциплинарной тематике. Летом 2018 года приобрела учебное пособие В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова. «Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы» Издательство Юрайт, 2017. Изучила материал самостоятельно. В голове всё, вроде бы, «разложилось по–полочкам». Но весной 2019 года я наткнулась на учебное пособие этого же издательства «Философия науки. Междисциплинарные стратегии исследований» Е.Н. Князева, 2019 год.

Она пишет: «В то время как междисциплинарность означает преимущественно сотрудничество между представителями различных научных дисциплин, трансдисциплинарность – это перенос схем и моделей исследования из одной дисциплинарной области в другую. Эти схемы и модели становятся эвристическими инструментами исследований в совершенно иных научных областях по сравнению с теми, для которых они были первоначально изобретены. То есть трансдисциплинарность означает более глубокое взаимопроникновение различных научных дисциплин» (с. 10). Дальше-больше. В Вашем учебнике трансдисциплинарность описана иначе. Как быть?

Хрунова Елизавета, Санкт-Петербург.

Подробнее: Вопрос №7

Вопрос №6

В наше время, чтобы пробиться к потребителю новый товар или услуга должны хорошо рекламироваться в печати, на радио и телевидении. Трансдисциплинарность, а тем более, системно-трансдисциплинарный подход, это новые направления в науке. Как вы рекламируете системно-трансдисциплинарный подход?

Эмма Суон. Калининград.

Подробнее: Вопрос №6

Вопрос №5

Мне интересна тема «трансдисциплинарность». Недавно мне удалось ознакомиться со статьёй сотрудника Института философии РАН Крушанова А.А. под интригующим названием «Пора упорядочить «трансдисциплинарный хаос»». Эта статья опубликованна в сборнике научных статей участников Первого Конгресса Русского общества истории и философии науки «История и философия науки в эпоху перемен» (Том 4). Мне показалось, что между сотрудниками института философии нет единого мнения по этой теме. Например, А.А. Крушанов говорит только о двух «наиболее частых и продуктивных «голосах» Киященко Л.П. и Моисеева В.И. Но их книга «Основы философии трансдисциплинарности» начинается с того, что авторы сообщают о наличии и другой точки зрения на трансдисциплинарность и ссылаются на сайт Русской школы трансдисциплинарности. Крушанов почему-то не упоминает в своей статье ни эту школу, ни её понимание трансдисциплинарности. Вот цитата из его статьи:

«Очень важно, что в этом трансдисциплинарном многоголосье в России просматриваются именно два более частых и продуктивных «голоса»:

1. В одном весьма распространенном случае, под «трансдисциплинарными» понимаются исследования, проведение которых вынуждает выходить за пределы науки в другие сферы общественного сознания. Так, порой собственно научное познание обязано согласовывать себя и свои выводы с правом, религией и даже с обыденным сознанием [Киященко Л.П., Моисеев В.И. 2009: 10]

Наглядный и важный пример, - деятельность Комитетов по биоэтике, в работе которых принимают участие не только ученые, а решающей может оказаться совсем не позиция науки. Анализ работ исследователей этой линии показывает, что «трансдисциплинарность» такого рода они же порой выделяют, как «транснаучность» [Моисеев, 2011: 90]. Думаю, так и стоило бы выделять работы подобного рода, - как «транснаучные» или как «трансдисциплинарные в транснаучном смысле».

Но есть и совсем иное уже упомянутое выше последовательное понимание «трансдисциплинарности», требующее своего четкого учета и фиксации.

2. В последние годы очень распространенным видом исследований стало изучение скрытой однородности Мироздания. Это понимание «трансдисциплинарности» в России первоначально было заявлено статьей известного системного философа Эрвина Ласло [Ласло, 2000: 326]. Работа этого направления пока представляет собой еще не собранное воедино семейство ручейков, которым лишь предстоит собраться в единое движение и в единый объект философского исследования. Вскрываемая при этом однородность Мироздания проявляется как методично открываемая совокупность свойств и закономерностей, присущих равным образом объектам очень разной субстратной природы. Это характерно для кибернетики, для работы в области общей теории систем, для синергетики,… Такого рода закономерности и свойства, равным образом присущие объектам самой разной субстратной природы, выделены мной, как «универсальные» свойства и закономерности. Масштаб подобной работы последовательно растет, и она продуктивна, соответственно, подобного рода трансдисциплинарность также важно зафиксировать, причем внятным образом. Мне представляется, что в обсуждаемом контексте такого рода исследования можно было бы выделять однозначно, например, как «трансдисциплиарные в универсальном значении» или просто, как «Универсальные исследования» (с большой буквы)».

Крушанов А.А. Пора упорядочить «трансдисциплинарный хаос»//История и философия науки в эпоху перемен: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой, В.И. Аршинова, П.Н. Барышникова, В.Г. Буданова, Т.Г. Лешкевич, А.В. Родина: В 6 томах. Т. 4. [Электронный ресурс]. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2018. – 112 с. ISBN 978-5-6041212-3-8. - Режим доступа: http://rshps.ru/books/congress2018t4.pdf83-86

Вы обещали давать конструктивную критику наиболее значимых публикаций на тему «трансдисциплинарность». Можете ли охарактеризовать и эту статью?

Григорий Клименко. Кременчуг.

Подробнее: Вопрос №5

Вопрос №4

Когда вы используете понятие единоцентризм, то означает ли это, что оно делит понятийное пространство на центральную область и периферию?    

Семён Груздев, Стерлитамак.

Подробнее: Вопрос №4

Вопрос №3

8 февраля 2019 года мы праздновали День Российской науки! Президент России торжественно наградил отличившихся учёных. Он объявил о намерении создать новые научно-исследовательские центры, привлечь к работе в них молодых учёных. Как вы думаете, этот курс и эти действия помогут нам догнать и перегнать экономику запада?

Иван Крошкин. Магнитогорск.

Подробнее: Вопрос №3

Вопрос №2

Моя учёба в аспирантуре потребовала изучения основы философских категорий. Я решила самостоятельно ознакомиться с трудами древнегреческого философа Платона (диалог «Парменид») и понять для себя разницу между единым и целым. Но так и не поняла до конца чем различаются эти понятия. В конце ноября 2019 года удалось посмотреть интернет трансляцию секционных выступлений на V Юбилейной международной научно-практической конференции-биеннале «Системный анализ в экономике». Эта конференция прошла в г. Москве в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. Один из выступающих – Михаил Мокий, д.э.н., профессор ГУУ, в своём докладе утверждал, что единое существует в действительности, а целое существует в реальности. А в принципе, единое и целое это одно и тоже.  

На сайте ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ, разделе «Концепция единоцентризма» Владимир Мокий. Директор Института трансдисциплинарных технологий пишет, что единое и целое - это принципиально разные понятия. Я понимаю, что речь идёт о «глубокой философии». Но можно всё же проще объяснить мне и моим друзьям суть этих философских категорий?

Элеонора Вознесенская, Смоленск.

Подробнее: Вопрос №2

Вопрос №1

Вопрос к сотрудникам Русской школы трансдисциплинарности. В Российском сегменте интернета очень мало информации о том, как внедряется и развивается трансдисциплинарность в вузах и отдельными учёными. Обладаете ли вы такой информацией.

Артём Васнецов Павловск.

Подробнее: Вопрос №1

Дата последнего обновления информации на портале

cal   25.05.2019

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2019
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web