Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОЦЕНТРИЗМА
(Концепция - это трактовка какого-либо процесса или явления, основная точка зрения на предмет и объект исследования, определённый способ понимания, схема исследования).
"Говоря о том, что Единое сущее есть во многом, не следует представлять себе дела так, что само Единое превращается во многое, но необходимо возводить множество к единству и то единое созерцать как нераздельное целое во всём этом множестве". "Какие же идеи содержатся в этом едином Уме, которые мы разделяем своим абстрактным мышлением? Нам следует их обязательно обнаружить, не нарушая их покоя, а для этого руководствоваться при созерцании их присутствия в высочайшем уме той наукой, которая сама зиждется на едином и единстве". Плотин (204—270) «Избранные трактаты» [V9. "Об уме, идеях и сущем"]
"Концепции надо разъяснять. Концептуальный характер терминов создает повышенный полиморфизм языка науки. Чем глубже и сложнее концепция, кодируемая термином, тем больше его полиморфизм". Налимов В.В. (1910-1997) Российский философ и математик (Полиморфизм – от греч. poly – много и morphe- форма)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕДИНОЦЕНТРИЗМА ЕДИНОЦЕНТРИЗМ — в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения Единого и его фрагментов. Эта позиция исходит из тотального изоморфизма всеобщего порядка, который обусловливает внутреннюю организацию и внешнее взаимодействие фрагментов Единого. Фрагментами Единого является отражение всеобщего порядка сущностью базовых философских категорий (пространством, информацией, времением). В более узком смысле под единоцентризмом понимается «философия единства», которую разработал российский философ Владимир Мокий. Он же в 2009 году и ввёл термин «единоцентризм».ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ЕДИНОЦЕНТРИЗМА: Единое - это первое, неделимое, бесконечное и абсолютно простое начало, предшествующее потенции многого. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ЕДИНОЦЕНТРИЗМА: познанию Единого предшествует познание всеобщего порядка, который проявляется во фрагментах пространства, признаках информации и периодах времени, обусловливает целенаправленное преобразование потенции многого, а также единство целей и результатов процессов действительности. Проще говоря, всё возникающее и существующее (материальные и нематериальные объекты или иначе - многое) в едином и единственном мире отображает в себе первое абсолютно простое начало. В этом случае каждое возникающее и существующее изначально является центром первого абсолютно простого начала. Отсюда и название – единоцентризм (центризм единого, центризм единства). БАЗОВЫЕ СУЖДЕНИЯ ЕДИНОЦЕНТРИЗМА
АКСИОМЫ ЕДИНОЦЕНТРИЗМА
СИСТЕМНЫЕ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МОДЕЛИ ЕДИНИЦЫ ПОРЯДКА
- системная трансдисциплинарная модель пространственной единицы порядка;
- системная трансдисциплинарная модель информационной единицы порядка
- системная трансдисциплинарная модель временной единицы порядка. РАЗЪЯСНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЦЕНТРИЗМА Философским основанием концепции единоцентризма является представление о "Едином" и "Системе" античного философа Пло́тина. Пло́тиновской "Единое" – это первое абсолютно простое начало. Принципиальная позиция Пло́тина состояла в том, что существующие Единое, как бытие, не составляется из многих особых частей и не отделено никакой границей от всего прочего /многого/. Поэтому, говоря о том, что Единое сущее есть во многом, не следует представлять себе дела так, что само Единое превращается во многое, но необходимо возводить множество к единству и то единое созерцать как нераздельное целое во всём этом множестве. Именно поэтому познавать сущее, – считал Пло́тин, – следует при помощи поиска единства в себе или, по крайней мере, той наукой, которая сама зиждется на едином и единстве. Пло́тиновская "Система" – это порядок, обусловливающий единство фрагментов существующего самого-единого, но не совокупность частей Целого, как это понимал известный древнегреческий философ Платон. В результате, пло́тиновская система меряет существующее Единое единицами порядка, а не суммой частей. Можно спросить так – "пять" представляет одну сумму единиц, а "десять" – другую, то тождественно ли единство "пяти" с единством "десяти" или нет? На это ответим: если при сравнении малого корабля с большим, одного города с другим, одной армии с другой принимается во внимание одинаковое единство (то есть одна и та же единица меры), то оно и будет принадлежать обоим этим числам, а если его не будет в первом случае, то не будет и во втором – утверждал Пло́тин. Основным объектом философии единства, основанной на представлениях Пло́тина о Едином и системе, является - Единая упорядоченная среда. Основным признаком Единой упорядоченной среды и, следовательно, каждого её элемента, является наличие потенции. Потенция (перспективная будущность), по сути, олицетворяет собой Единую упорядоченную среду. Она является следствием предшествующего первого абсолютно простого начала (Единого). Утверждение "обладает потенцией" имеет отношение к внутреннему устройству (форме и содержанию) Единой упорядоченной среды, благодаря которому она способна существовать, проявляться, целенаправленно преобразовываться и достигать строго определённых результатов такого преобразования. В рамках концепции единоцентризма основными атрибутами Единой упорядоченной среды являются четыре элемента её единой формы:
Трактовка философских категорий – пространство, информация и время как форм, тождественных всеобщему порядку, обусловливающему единство Единой упорядоченной среды, позволило представить их в виде изоморфных по смыслу и структуре системных трансдисциплинарных моделей пространственной, информационной и временной единиц порядка – аналогов пло́тиновских единиц порядка. Под термином "единица порядка" понимается логически завершенная конструкция фрагментов пространства, признаков информации и периодов времени модели трансдисциплинарной системы. Элементы содержания элементов формы представлены соответствующими свойствами потенции, наделяющими её строго определёнными способностями:
В таком блоке понятий элементов формы и их содержания смысл формулировок вытекает "один из другого" и продолжается "один в другом", проявляя их причинно-следственные связи. Иными словами, определённой форме потенции Единой упорядоченной среды соответствует её определённая способность. Объекты, которые составляют основу материального мира, рассматриваются в концепции единоцентризма как участники определённых горизонтального и вертикальных функциональных ансамблей. Каждый функциональный ансамбль, каждый участник функционального ансамбля, их отношения, связи и взаимодействия, по сути, являются элементами Единой упорядоченной среды. Это обстоятельство позволяет говорить о явлении тотального изоморфизма порядка, обусловливающего единство самой упорядоченной среды, а также каждого функционального ансамбля и их участников на любом уровне действительности. Следовательно, полное знание о Единой упорядоченной среде и её элементах можно получить, используя в научном исследовании модели пространственной, временной и информационной единицы порядка, а также, интерпретируя в их контексте – функцию, энергию, развитие и цель. Всеобщность порядка позволяет в большинстве случаев не искать отношения и связи, в которые вовлечён объект, а заранее предполагать их наличие, а также объяснять их организующее влияние на объект любого уровня действительности. В расках системного трансдисциплинарного подхода фраза "изучать объект, как систему" – означает применять в исследовании этого объекта системные трансдисциплинарные модели пространственной, временной и информационной единиц порядка. В этом случае традиционное применение понятий "надсистема" и "подсистема" в научном исследовании следует считать некорректным, поскольку это вынуждает исследователей искать "порядок в порядке" или предполагает существование "подпорядка" или "надпорядка", то есть, по существу, предполагать наличие разных порядков. Всеобщность порядка заранее предполагает наличие определённых элементов, отношений и связей, присутствующие в объекте исследования. В результате объект не только познается, но одновременно с этим, формируется понимание его истинного места и роли в окружающем мире.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМНОЙ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ Термин "метод" [от греч. methodos] означает "путь к чему-либо". То есть метод, по сути, это приём, способ, образ действия. Метод системного трансдисциплинарного исследования – это способ познания объекта в его единстве; способ исследования объекта в составе Единой упорядоченной среды; способ интеграции и обобщения дисциплинарных знаний об объекте и окружающем его мире; способ управления состоянием объекта и состоянием его естественной среды обитания. В соответствие с таким определением, методология системного трансдисциплинарного подхода подразделяется на два основных раздела: раздел I – методология получения новых знаний. раздел II– методология решения сложных многофакторных проблем. ________________________________________________________________________ Методология получения новых знаний (раздел I) подразделяется на два собственных направления: - Методология фундаментальных теоретических системных трансдисциплинарных исследований. Это направление связанно с формированием и описанием системной трансдисциплинарной картины мира (трансдисциплинарной действительности), начиная с первого абсолютно простого начала древнегреческой и античной философии и кончая материальным миром классической и квантовой Вселенной, а также, формированием, вытекающей из этой картины мира, сути принципов общечеловеческого мировоззрения, принципов общественной и научной этики. - Методология частно-научных (монодисциплинарных и междисциплинарных) теоретических системных трансдисциплинарных исследований. Это направление связано с выявлением, описанием и исследованием уникальных пространственных, информационных и временных механизмов управления элементами функционального ансамбля объектов на различных уровнях действительности. ________________________________________________________________________ Методология решения сложных многофакторных проблем (раздел II) также подразделяется на два собственных направления: - Методология адаптации монодисциплинарных знаний к системному трансдисциплинарному исследованию. Это направление связано с проведением системной трансдисциплинарной классификации и систематизации монодисциплинарных знаний в рамках системных трансдисциплинарных параметрических таблиц. Эти таблицы позволяют: выявить принципы взаимодействия и взаимовлияния различных блоков информации одной дисциплины и блоков информации различных монодисциплин в объекте системно-трансдисциплинарного исследования; осуществить кратковременное и долговременное прогнозирование состояния этих блоков информации, а также, состояния всего объекта системно-трансдисциплинарного исследования в естественных и специально созданных условиях окружающей среды. - Методология аппаратно-аналитического решения монодисциплинарных и сложных многофакторных проблем. Это направление связано с обоснованием и выбором способов (системных трансдисциплинарных технологий) анализа, мониторинга состояния и управления устойчивым состоянием и гармоничным развитием объектов и процессов. ________________________________________________________________________ В системе высшего образования при подготовке монодисциплинарного специалиста методология системного трансдисциплинарного исследования может быть представлена в строго прагматической форме. Например, монодисциплинарный специалист должен получить практические навыки в следующей последовательности этапов: - определение перечня дисциплин, изучающих факторы, которые могут оказать влияние на общее состояние объекта системного трансдисциплинарного исследования; - проведение трансдисциплинарной систематизации и интеграции монодисциплинарных знаний, задействованных в системном трансдисциплинарном исследовании; - корректное выделение объекта, подвергающегося исследованию, с помощью системных трансдисциплинарных моделей пространственной, временной и информационной единиц порядка; - моделирование эталонной (нормативной) программы развития объекта; - определение главных функций и целей каждого этапа, периода и признака программы развития объекта; - моделирование эталонного общего состояния объекта; - определение реального состояния объекта; - анализ эталонного и реального состояний объекта; - создание сценария наиболее вероятного развития объекта на основании величины отклонения его реального состояния от своего эталонного (нормативного) состояния; - составление перечня мероприятий, способствующих эффективному управлению объектом и профилактике его общего состояния, а также, определение оптимальных сроков проведения этих мероприятий; В завершение, монодисциплинарный специалист должен научиться проводить анализ-риска предлагаемых мероприятий для развития самого объекта, для развития других объектов, входящих с ним в один функциональный ансамбль. * В настоящее время Русская школа трансдисциплинарности обеспечила свободный доступ в Интернете к следующим книгам, содержание которых имеет непосредственное отношение к концепции и методологии системного трансдисциплинарного подхода: - Мокий В.С., Лукьянова Т.А. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы; - Мокий В.С. Методология трансдисциплинарности-4 (пути и способы решения сложных многофакторных проблем природы и общества); - Мокий В.С. Трансдисциплинарная философия ноуменального мира - Мокий В.С., Лукьянова Т.А. Истина и справедливость с позиции трансдисциплинарности-4. Краткое изложение концепции и методологии любого научного направления представляется на первый взгляд – сухим текстом, неудобоваримыми терминами и банальными констатациями. Но все они проявляются яркой новизной, привлекательной красотой и поражающей энергией лишь в моменты прикладного использования этой концепции и методологии; в моменты практического решения сложных многофакторных проблем.
КРАТКО О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВВЕДЕНИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Сегодня многие преподаватели высшего образования уверены, что трансдисциплинарность поможет сделать из студента разностороннего специалиста. Для этого преподаватели стараются привить студентам интерес не только к науке, но и к культуре, философии, религии. Это важно! Но, не менее важно помнить, что результаты и эффективность такой трансдисциплинарности будут во многом зависеть от мировоззрения самого человека, мировоззрения преподавателя, мировоззрения конкретной научной школы, государственного мировоззрения. От содержания мировоззрения будут зависеть содержание общественной и профессиональной этики. При таком трансдисциплинарном подходе к подготовке студентов есть риск того, что различия в содержании мировоззрения могут вызвать различия в понимании сути общественной и профессиональной этики в различных странах мира. Скорее всего, именно по этой причине специалисты на международных конференциях по экономике, экологии, социологии, медицине и так далее, не могут согласиться с мнением своих коллег и выработать правильное совместное решение. В результате, научный потенциал специалистов высокий, а эффективность решения сложных многофакторных проблем низкая! Понимая эти причины, Русская школа трансдисциплинарности предлагает использовать в подготовке современных студентов трансдисциплинарность-4 и развиваемый в её рамках системный трансдисциплинарный подход. Системный трансдисциплинарный подход должен быть самостоятельной научной дисциплиной! Эту дисциплину следует изучать студентам магистратры и аспирантуры. Модели системного трансдисциплинарного подхода должны убедить студента в том, что всё, что он знает, видит и чувствует, с чем ему предстоит работать и жить – всё это составляет единый гармоничный функциональный ансамбль, согласованный во времени и пространстве! По завершении обучения системному трансдисциплинарному подходу студент должен научиться самостоятельно рассчитывать риск от результатов своей профессиональной деятельности, от профессиональной деятельности коллег в других областях науки и техники. Независимо от своего базового образования, он должен научиться убеждать своих коллег тому, как и посредством чего, их деятельность может разрушить этот гармоничный функциональный ансамбль; каковы будут отдалённые последствия от того или иного воздействия на природную, социальную и техногенную среду. Проще говоря, концепция и методология системного трансдисциплинарного подхода способна создать основу обобщенного, научного мировоззрения. А это, в свою очередь, позволит уровнять понимание сути общественной и профессиональной этики у специалистов любой области знаний. Более подробно эту тему развивает статья "Перспективы обучения генералистов в структуре высшего образования". Конечно, такая задача трудна. Но если нам удастся убедить в необходимости её решения наших коллег-преподавателей, ученых и исследователей из разных стран мира и создать союз единомышленников, то общество от такой работы только выиграет. |
Дата последнего обновления информации на портале03.12.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web