Materials in English

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ РУССКОЙ ШКОЛЫ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

gl

На разных этапах развития в обсуждении концептуальных положений трансдисциплинарности-4 и системно-трансдисциплинарного подхода активное участие принимали учёные, преподаватели и организаторы высшего образования, представляющие Российские вузы:

- Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Государственный университет управления (г.Москва), Московский государственный технический университет им. Э.Н.Баумана, Московский государственный строительный университет, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова, (г.Нальчик), а также, специализированные государственные и неправительственные научные учреждения.

Непосредственное участие в обсуждении основных положений трансдисциплинарности-4 приняли:

- доктор педагогических наук  Амонашвили Ш.А., доктор технических наук Боровков Е.И., доктор технических наук Волченко В.Н., доктор технических наук Ерёменко В.А., доктор философских наук Зорина Е.В., доктор физико-математических и доктор технических наук Иванов Ю.Н., доктор физико-математических наук Карамурзов Б.С., доктор биологических наук Керефова М.К., доктор медицинских наук Лебедева Н.Н., доктор экономических наук Мокий М.С., доктор физико-математических наук Налимов В.В., доктор философских наук Никифоров А.Л., доктор технических наук Тамразян А.Г., доктор геолого-минералогических наук Хомяков Д.М.

- кандидат технических наук Алпеев А.С., кандидат биологических наук Артюхова В.И., кандидат педагогических наук Виноградова Н.К., кандидат педагогических наук Гаджиева Н.М., кандидат физико-математических наук Клочкова Л.В., кандидат медицинских наук Киселёв В.В.,  кандидат педагогических наук  Кислинская Н.В., кандидат философских наук Лобанов Ю.А., кандидат биологических наук Путинцев А.И., кандидат исторических наук Шапошникова Л.В., кандидат педагогических наук Шевченко А.В.

- Народный депутат РФ, член Совета Республики Верховного Совета РФ (1990—1993), член Комитета Верховного Совета РФ по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов Нестеров Евгений Константинович.

- Значительный вклад внесли энтузиасты трансдисциплинарности: Жамборова А.О., Шегай О.Е., Диденко Н.Я., Востриков В.Д., Беседин С.А., Богатуров Р.Б., Клименко Л.Д., Кунах С.Н., Гамурар А.Я.

Этапы становления и развития Русской школы трансдисциплинарности:

В сентябре 1990 году в г. Нальчике (КБР) была создана общественно-научная лаборатория (кураторы - доктор биологических наук Керефова Майя Камбулатовна.(зав. кафедрой генетики, биологического факультета КБГУ им. Х.М.Бербекова), доктор технических наук, профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана – Волченко Владимир Никитович, специалисты Всесоюзного межотраслевого хозрасчётного научно-координационного центра «СОЮЗ-НАУКА» г. Москва, заведующий лабораторией – Владимир Стефанович Мокий). С момента своего создания, эта лаборатория поставила перед собой цель – формирование трансдисциплинарного подхода к познанию окружающего мира, его философского и методологического обоснования. Таким образом, 1990 год принято считать годом создания Русской школы трансдисциплинарности.

В сентябре 1993 года на базе общественно-научной лаборатории была создана научно-исследовательская лаборатория, которая продолжила работу в составе Экологического Центра Международного неправительственного института информатики биосферы «ИНТЕРБИОИНФОРМ» при биологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (директор института - доктор физико-математических наук Тимофеев Владимир Иванович, руководитель Центра – кандидат биологических наук Путинцев Анатолий Иванович, заведующий лабораторией – Мокий Владимир Стефанович). С 1993 по 1996 годы были в основном сформированы и проверены экспериментально, основные положения концепции трансдисциплинарного подхода. Начало экспериментальной и фактологической проверке трансдисциплинарных моделей «единицы порядка», с участием биологических тест-объектов, положили лабораторные опыты, которые были проведены сотрудниками лаборатории биоповреждений кафедры гидробиологии биологического факультета МГУ кандидатом биологических наук Путинцевым Анатолием Ивановичем и кандидатом биологических наук Артюховой Валентиной Ивановной. Результаты многократно повторенных опытов позволили подтвердить теоретически предсказанный характер влияния упорядоченной среды на изменение численности и состояния биологических тест-объектов. Для лабораторного тест-объекта была выбрана быстро размножающаяся зеленая протококковая водоросль Scenedesmus quadricauda. Другим тест-объектом была использована одно-двух суточная молодь пресноводной мшанки Plumatella fungosa, адаптированная для целей биотестирования загрязнений природной воды. Впоследствии, роль лабораторных тест-объектов исполняли различные участники - растворы химических веществ и кварцевые генераторы. Так как характер влияния упорядоченной среды не менялся при смене тест-объектов, можно говорить об универсальности теоретически предсказанной и практически доказанной природной закономерности. В свою очередь, прикладное использование этой закономерности открывает широкие возможности методик и технологий управления состоянием природных и социальных процессов, гармонизации этого состояния.

В мае 1996 году, принимая во внимание результаты теоретических и практических трансдисциплинарных исследований, по инициативе участников крупного межведомственного совещания, проходившим в Федеральном Управлении медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве Здравоохранения и Медицинской Промышленности РФ, трансдисциплинарный подход Русской школы трандисциплинарности был рекомендован для практического применения, в качестве альтернативного варианта при выполнении научно-исследовательских и других работ.

В1997 годув рамках Русской школы трансдисциплинарности произошло три важных события.

- Во-первых, из печати вышла книга «Метод информологического анализа» (авторский коллектив: В.С. Мокий, А.О. Жамборова, О.Е. Шегай). Книга знакомила с методом информологического анализа, основу которого составляет общий системный подход в исследовании информации. Впервые были официально опубликованы авторские модели, позже составившие основу системно-трансдисциплинарных моделей единицы порядка.

- Во-вторых,  были сформулированы основные принципы трансдисциплинарной конструкции гармоничного образования. Методики, построенные на этих принципах, подтвердили свою эффективность по сохранению здоровья и заинтересованности в получении новых знаний учащихся. Двухлетний эксперимент (1997-1998) проводился на базе учебного Центра «Перспектива» (г. Москва), директор Центра, кандидат пед. наук Виноградова Наталья Константиновна. (Куратор - доктор пед. наук, академик Российской Академии образования,  Амонашвили Шалва Александрович. Члены рабочей группы: Куминова Ирина Ивановна, Жамборова Анна Олеговна, Шегай Ольга Евгеньевна, руководитель группы Владимир Стефанович Мокий).

В-третьих, г-жа Г.А. Паламаренко защитила диссертацию на звание кандидата экономических наук по теме: Совершенствование процесса формирования инновационной стратегии предприятия, в которой впервые была использована модель трансдисциплинарной информационной единицы порядка для интерпретации содержания существующей классификации инноваций.

В сентябре 1998 года в Кабардино-Балкарском государственном университете (КБГУ) по предложению Шевченко Александра Васильевича, Генерального директора Ассоциации российских вузов и решению Карамурзова Барасби Сулеймановича, ректора КБГУ, была создана первая в России научно-исследовательская лаборатория, осуществляющая свою научно-исследовательскую и практическую деятельность на основе методологии трансдисциплинарного подхода. Ключевыми направлениями деятельности лаборатории являлись:

-разработка и осуществление научно-исследовательских программ в области экологии;

- опробование методик трансдисциплинарного подхода в 10-ти ведомствах и министерствах Российской Федерации, в том числе МЧС, Министерство Обороны, МинАтом, Министерство Здравоохранения;

- разработка трансдисциплинарной методики оценки состояния здоровья населения, проживающего в районах размещения объектов атомной энергетики (совместно с ГНЦ Институтом Биофизики);

- участие в разработке основ космической безопасности (совместно с ГНЦ Институтом морской и промышленной медицины);

- сотрудничество с комитетом Государственной Думы России по проблемам экологии;

- разработка трансдисциплинарной технологии исследования экономических объектов разного уровня (методика инновационной карты), нового направления в области стратегического планирования  социально-экономического развития;

- исследование влияния пространственно-временных факторов на индивидуальные результаты в профессиональном спорте (совместно с ГУ Центром спортивной подготовки сборных команд России) и т. д.

В 2000 году в рамках генерального Договора между Московским государственным строительным университетом и Научно-исследовательским институтом строительной физики (г. Москва) была выполнена НИОКР по теме: «Мониторинг и оценка технического состояния жилых домов первых массовых серий с элементами трансдисциплинарного подхода» (куратор – директор Научно-Технического Центра «Риск и безопасность сооружений» (НТЦ «РиБоС»), доктор технических наук, профессор Тамразян Ашот Георгиевич.  Члены рабочей группы: Голота Михаил Борисович, Жамборова Анна Олеговна, Шегай Ольга Евгеньевна, руководитель группы - Владимир Стефанович Мокий ).

В 2001 году вышла из печати монография доктора экономических наук, профессора Государственного Университета Управления (г. Москва) Михаила Стефановича Мокия «Пространственно-временные факторы в развитии экономических систем». В этой монографии автор изложил своё видение возможности использования некоторых трансдисциплинарных моделей единицы порядка в исследовании полицикличности и этапности развития экономических систем, а также их эндемичности. Впоследствии (в период с 2010 по 2018 годы) эти взгляды были развиты им в его статьях, в работах его студентов, аспирантов, а также в работах ряда учёных Государственного Университета Управления (г. Москва) и других вузов Москвы и России.

В 2002 году в рамках Государственного Контракта №1.7.88/02 (заказчик: Министерство труда и социального развития Российской Федерации) была выполнена НИОКР по теме: «Апробация компьютерной системы идентификации индивидуальных календарных периодов – «РИТМ-ОТ» для работников профессий повышенного риска». Основу НИОКР составили результаты теоретических и практических исследований применения трансдисциплинарных моделей временной и информационной единиц порядка в  области индивидуальной профилактической медицины. Государственный Контракт был фрагментом работ Правительственной программы «ОХРАНА ТРУДА 2000-2004» (куратор - главный специалист Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, кандидат мед. наук Киселев Валерий Владимирович. Члены рабочей группы: Жамборова Анна Олеговна, Шегай Ольга Евгеньевна, руководитель группы - Мокий Владимир Стефанович).

Так как трансдисциплинарность-4 изначально развивалась как самостоятельное научное направление, это дало ей некоторые преимущества как «по времени», которое потребовалось для формирования её концепции, так и «по содержанию», которое позволило разработать трансдисциплинарную методологию и трансдисциплинарные технологии решения сложных многофакторных проблем в различных направлениях науки, прежде всего, в экономике, экологии, образовании, здравоохранении, инженерных науках и строительстве, национальной безопасности. Следует отметить, что первые теоретические работы по философским аспектам трансдисциплинарности появились в России в 2004-2005 годах (Л.П. Киященко и др.). Однако, уже только за период 2001-2002 годов представителями Русской школы трансдисциплинарности было сделано четыре доклада на крупных международных конференциях по темам:

- Mokiy V. «The essence of the Informological Varients of the Transdisciplinary Paradigms», - Romanov P. «Transdiciplinary technologies in Education, Economics and Medicine».

Symposium «Paradigms Lost and Paradigms Gained: Negotiating Interdisciplinary in 21st Centure» May 9-12, 2001, University of Calgary, Canada.

Моkiy V. Golota М. Transdisciplinary Aspect of the Sustainable Development Management Know-How.

The International Conference «EURO-ECO 2001: Co-operation of Decision-Makers, Scientists and Practitioners for the Promotion of Sustainable Development and European Integration». June 18-19, 2001, University of Mining and Metallurg, Krakow, Poland.

Mokiy V. Romanov P. Transdisciplinary Safety of «Global Brain Project.

International Conference «Global Brain», July 3-5, 2001, Vrije Universiteit Brussel, Brussels, Belgium.

- Mokiy V. About the effectiveness of the use of transdisciplinary approach to solving the problems of nature and society» The Australian National University, Australia. The forums «The Nature and Society Forum» (Dr. J. Schooneveldt), «The Human Ecology Forum». (Dr. Jacqui Russell), Canberra, Australia, May 12-15, 2002.

В марте 2007 года была создана Автономная Некоммерческая Организация Институт трансдисциплинарных технологий.  Основной задачей Института является – дальнейшее развитие трансдисциплинарности, как самостоятельной научной дисциплины, а также, разработка и внедрение в практику решения сложных многофакторных проблем методик и технологий системно-трансдисциплинарного подхода. По подобию организации Института Санта Фе, Институт трансдисциплинарных технологий имеет небольшой (до 10 человек) постоянный штат дисциплинарных специалистов (генералистов), профессионально владеющих методиками системно-трансдисциплинарного подхода. В необходимых случаях, непосредственная работа по решению конкретной проблемы осуществляется на научно-технической базе соответствующего профильного научно-исследовательского института, с привлечение в состав временного творческого коллектива необходимого числа его сотрудников. Такая форма организации труда позволяет, с одной стороны, обучить дисциплинарных специалистов трансдисциплинарным технологиям, а с другой стороны, исключить этап «доказывания истинности» научных результатов, полученных специалистами из другой области знаний.

В сентябре 2007 года была создана первая Интернет-версия Иинформационного портал «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ». Некоторые материалы этого интернет-ресурса в 2007 году легли в основу статьи «Трансдисциплинарность» в Википедии (свободная универсальная энциклопедия). Основной задачей портала является накопление, систематизация и постоянное обновление материалов по всем вопросам трансдисциплинарности и трансдисциплинарного подхода в России и мире. С момента своего создания портал занимает первые строки в российских поисковых системах интернета по поисковым запросам «трансдисциплинарность» и «трансдисциплинарный подход».

В октябре 2009 года была опубликована первая в России книга о трансдисциплинарности и трансдисциплинарном подходе к решению сложных многофакторных проблем природы и общества: «Основы трансдисциплинарности» (автор: Владимир Стефанович Мокий). В книге излагались основные положения трансдисциплинарности-4, системно-трансдисциплинарного подхода к изучению окружающего мира в его единстве. Было дано описание трансдисциплинарного представления таких понятий, как пространство, время, информация, трансдисциплинарная система; существенно доработаны и уточнены первоначальные трансдисциплинарные модели пространственной, временной и информационной единиц порядка.

В 2011 году по официальному приглашению руководства Национального Технологического Института Мексики директор АНО Институт трансдисциплинарных технологий - Владимир Стефанович Мокий, в качестве руководителя Русской школы трансдисциплинарности, принял участие в работе XXVIII Международной научно-практической конференции, посвящённой 75-летию Национального Технологического Института, (г. Мехико,  Мексика). В ходе поездки были проведены встречи с руководством Института, сотрудниками кафедр и студентами. Были высказаны предложения о структуре и направлениях деятельности «департамента трансдисциплинарных исследований», в рамках которого возможно эффективное обучение студентов и аспирантов философии и методологии трансдисциплинарного системного подхода. С фотоотчётом о поездке можно ознакомиться здесь.

Специалисты Русской школы трансдисциплинарности и Института трансдисциплинарных технологий придают особое значение всестороннему объективному обоснованию основных положений системно-трансдисциплинарного подхода, его логической связи с общепринятыми знаниями философии и науки. Чтобы показать наличие этой связи специалистами Института трансдисциплинарных технологий были проведены уникальные трансдисциплинарные исследования под общим названем "РУБЕЖ-2016". В период с 2011 по 2014 годы результаты этих исследований были представлены российской и зарубежной научной общественности следующими публикациями:

- в 2011 году была опубликована книга В.С. Мокий "МЕТОДОЛОГИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ-4". Цели публикации:

Дать описание основных положений философии и методологии трансдисциплинарности-4, а также предоставить правила и примеры практического применения системно-трансдисциплинарных моделей пространственной, временной и информационной моделей в решении конкретных сложных многофакторных проблем природы и общества.

- в 2011 году была опубликована книга В.С. Мокий «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ ФИЛОСОФИЯ НОУМЕНАЛЬНОГО МИРА». Цели публикации:

- переосмыслить и осовременить представления древнегреческих и античных философов о ноуменальном мире, который предшествовал появлению чувственно-материального мира (материальной вселенной);

- изложить результаты переосмысления в образе соответствующих логико-геометрических моделей и лингвистических формул, нашедших своё отображение в трансдисциплинарных моделях пространственной, временной и информационной единиц порядка.

- обосновать логическую связь между этими моделями и тем порядком, который лежит в основе последовательного развития материальной вселенной.

- в 2013 году была опубликована книга В. С. Мокий «ПЛАНЕТА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ПРОЦЕССЕ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА». Цели публикации:

- показать присутствие универсального порядка в пространстве, во времени и информации, обусловливающего единство вселенной и направленное развитие космической и планетарной материи;

- показать взаимосвязь  универсального порядка с появлением и эволюцией человека и человеческого общества;

-  обосновать особую значимость современного периода времени (с 2012-го по 2019 год), выявленного на основе универсального порядка, для дальнейшего развития человеческого общества;

- обосновать переход человеческого общества к новой модели мирового социально-экономического порядка с 2016 года, а также возможность прогнозирования его содержания и способов внедрения.

- охватить единой логикой явления, объекты и процессы, принадлежащие не только различным научным дисциплинам, но и различным картинам мира.

- в 2014 году вышла из печати книга «ИСТИНА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ С ПОЗИЦИИ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ-4» (авторский коллектив: В.С. Мокий, Т.А. Лукьянова). В книге представлены результаты трансдисциплинарного исследования истины и справедливости, а также рассмотрена их связь с механизмами естественного кодирования условий целенаправленного развития человека и устойчивых социальных организаций.

В 2017 году в научном журнале «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» (Российская Академия наук, Отделение общественных наук, Секция экономики) была опубликована статья: «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ: ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» (авторский коллектив: Мокий В.С., Лукьянова Т. А.). Значимость этой статьи состоит в том, что в этой статье было показано и обосновано место системно-трансдисциплинарного подхода в классификации классических и соответствующих им системных подходов в науке.  

В 2017 году было издано учебное пособие «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ»   (авторский коллектив: Владимир Стефанович Мокий, Татьяна Александровна Лукьянова). В учебном пособии были собраны и изложены сведения о трансдисциплинарном подходе в контексте исторического развития философской мысли и методологии науки. Аргументация сторонников и противников трансдисциплинарности в тексте учебного пособия, зачастую, не интерпретируется авторами, а подаётся в прямой речи. Это избавляет тест от неизбежного в подобной литературе менторского тона, делает чтение лёгким и увлекательным, предоставляет право читателям составить своё мнение о том, что подразумевается в современной мировой науке под термином «трансдисциплинарность», а также, в каких случаях целесообразно применять определённые виды трансдисциплинарного подхода. Это обстоятельство имеет непосредственное отношение к обеспечению требований, предъявляемых к образу современного специалиста с высшим образованием, который должен не только успешно осуществлять профессиональную деятельность, но и развивать свои способности, последовательно овладевая соответствующими научными подходами.

В период с 1996 по 2018 годы основные положения концепции системно-трансдисциплинарного подхода и результаты основных практических исследований в различных областях науки и техники неоднократно докладывались на крупных научных конференциях в России и за рубежом. Сотрудниками Института трансдисциплинарных технологий было опубликовано более 50 статей в научных журналах на тему практического применения методологии системно-трансдисциплинарного подхода в различных направлениях науки и техники. Ими было подготовлено к изданию 14 книг по философии и методологии трансдисциплинарности, а также по результатам трансдисциплинарных исследований. Свыше 300 авторов различных направлений науки использовали в своих статьях и книгах материалы этих статей и книг. В этот же период были выполнены практические работы по решению специфических проблем в 10-ти Федеральных ведомствах Российской Федерации. Итоги проверки эффективности трансдисциплинарных технологий сопровождались положительными отзывами специалистов этих министерств и ведомств.

В процессе 28-летней работы по созданию и практическому применению методологии трансдисциплинарности-4 (системно-трансдисциплинарного подхода) выяснилось, что большинство разработанных трансдисциплинарных технологий и технологических идей, подготовленных к практической реализации, имеют «двойное назначение». В связи с этим обстоятельством, начиная с 2007 года, было принято решение сократить объём выступлений и публикаций по некоторым темам и практическим направлениям деятельности в открытой печати.

К 2018 году наибольшей практической реализации удалось достичь в 7-ми отраслевых направлениях:

- экономика (это направление развивают учёные Московского Государственного Университета Управления, под руководством доктора экономических наук, профессора Михаила Стефановича Мокия . В декабре 2013 года в издательстве «Юрайт» (г.Москва) был выпущен учебник для магистров Методология  научных исследований. Материал учебника написан группой авторов  М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий. Учебник допущен Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям. В этом учебнике, отдельной главой представлен трансдисциплинарный подход, а также приведены примеры применения трансдисциплинарных моделей единицы порядка, как методологического инструмента, в частности, для решения сложных многофакторных проблем экономики. В 2014, 2015, 2016 и 2017 годах учебник стал лауреатом престижной премии «Выбор вузов России». С 2018 года по этому учебнику ведётся преподавание в 183 вузах России;

- экология (док1док2док3док4);

- образование (док1док2);

- здравоохранение (док1док2);

- строительстве и архитектуры (док1док2);

- массовый и профессиональный спорт (док1док2);

- профилактика террористической опасности.

Всего же планы, проекты и идеи, подразумевающие практическое воплощение, были предложены более чем в 20-ти научных дисциплинарных и отраслевых направлениях.

Таким образом, история Русской школы трансдисциплинарности свидетельствует о том, что в своём развитии, она пошла по традиционному для науки, пути. Она объединила различные, зачастую противоречивые, требования к новому этапу развития самой науки рамками специализированной научной дисциплины. Трансдисциплинарность-4 (системно-трансдисциплинарный подход), как  научная дисциплина, изначально нацелена на обеспечение доступа монодисциплинарных специалистов ко всей моно- меж- и мульти- дисциплинарной информации объекта исследования. Это обстоятельство позволяет говорить о ней как о возможном претенденте, способном развиться в общую теорию систем.  Такой доступ достигается посредством трансдисциплинарной классификации дисциплинарной информации, а также её интерпретации в рамках трансдисциплинарных моделей пространственной, временной и информационной единиц порядка. На практике, при решении сложных многофакторных проблем, такой доступ равносилен доступу к механизмам формирования структур, функций и целей объектов разных уровней реальности; к  программам и сценариям их наиболее вероятного развития; к механизмам согласования (упорядочивания) и взаимодействия множества естественных и/или искусственных элементов, образующих собой, такие объекты.

В своё время появление и развитие квантовой физики обеспечили концептуально и методологически обоснованный «выход за границы» классической физики. Этот выход был осуществлён в сторону микромира. В результате значительно обогатились не только научные знания. Общество получило ядерную энергию и нанотехнологии. Трансдисциплинарность-4 (системно-трансдисциплинарный подход) обеспечивает концептуально и методологически обоснованный «выход за границы» классического естествознания. Однако такой «выход» теперь направлен в сторону макромира. Это обстоятельство позволяет говорить о возможности системно-трансдисциплинарного подхода не только обогатить научное знание, но, также и разработать инновационные технологии управления макрообъектами и макропроцессами, к которому традиционно относится:

  • управление состоянием объектов природы и общества;
  • управление состоянием человека и сложного технического объекта;
  • создание альтернативных источников энергии и материалов с заданными свойствами;
  • создание уникальных средств дальнодействующей связи;
  • создание способов и технических средств получения и обработки информации, прежде всего, компьютеров нового поколения;
  • создание технологий несиловой профилактики терроризма;
  • разработка концептуально-технологического решения проблемы устойчивого развития и так далее.

Дата последнего обновления информации на портале

cal  20.09.2018

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2018
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна