КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ РУССКОЙ ШКОЛЫ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

lo 2

Русская школа трансдисциплинарности создана 19 августа 1990 года.

На разных этапах развития системного трансдисциплинарного подхода в обсуждении его концептуальных положений и особенностей методологии принимали участие учёные и практикующие специалисты, преподаватели и организаторы высшего образования, представляющие Российские вузы:

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Государственный университет управления (г.Москва), Московский государственный технический университет им. Э.Н. Баумана, Московский государственный строительный университет, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, (г.Нальчик), а также, специализированные государственные и неправительственные научные учреждения.

Непосредственное участие в обсуждении основных положений системного трансдисциплинарного подхода на разных этапах его развития приняли:

- доктор педагогических наук  Ш.А. Амонашвили, доктор технических наук Е.И. Боровков, доктор технических наук В.Н. Волченко, доктор технических наук В.А. Ерёменко, доктор философских наук Е.В. Зорина, доктор физико-математических и доктор технических наук Ю.Н. Иванов, доктор физико-математических наук Б.С. Карамурзов, доктор биологических наук М.К. Керефова, доктор медицинских наук Н.Н. Лебедева, доктор экономических наук М.С. Мокий, доктор физико-математических наук В.В. Налимов, доктор философских наук А.Л. Никифоров, доктор технических наук А.Г. Тамразян, доктор физико-математических наук В.И. Тимофеев, доктор геолого-минералогических наук Д.М. Хомяков.

- кандидат технических наук А.С. Алпеев, кандидат биологических наук В.И. Артюхова, кандидат педагогических наук Н.К. Виноградова, кандидат педагогических наук Н.М. Гаджиева, кандидат физико-математических наук Л.В. Клочкова, кандидат медицинских наук В.В. Киселёв,  кандидат педагогических наук  Н.В. Кислинская, кандидат философских наук Ю.А. Лобанов, кандидат биологических наук А.И. Путинцев, кандидат исторических наук Л.В. Шапошникова, кандидат педагогических наук А.В. Шевченко.

- Народный депутат РФ, член Совета Республики Верховного Совета РФ (1990—1993), член Комитета Верховного Совета РФ по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов Евгений Константинович Нестеров.

- Следует отметить существенный вклад и поддержку энтузиастов трансдисциплинарности: Т.А. Лукьяновой, А.О. Жамборовой, О.Е. Шегай, Н.Я. Диденко, В.В. Андреевой, В.Д. Вострикова, С.А. Беседина, М.Б. Голоты, И.И. Куминовой, Р.Б. Богатурова, Е.В. Гарбузенко, Л.Д. Клименко, С.Н. Кунах, А.В. Ноткина, Р.М. Сабанчиева, Э.М. Сабанчиева, Е.К. Занкишиевой, А.Я. Гамурар, Н.В. Кривчик.

Этапы становления и развития Русской школы трансдисциплинарности:

- В сентябре 1990 году в г. Нальчике (КБР) была создана общественно-научная лаборатория (кураторы - доктор биологических наук Керефова Майя Камбулатовна.(зав. кафедрой генетики, биологического факультета КБГУ им. Х.М.Бербекова), доктор технических наук, профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана – Владимир Никитович Волченко , специалисты Всесоюзного межотраслевого хозрасчётного научно-координационного центра «СОЮЗ-НАУКА» г. Москва, заведующий лабораторией – Владимир Стефанович Мокий). С момента своего создания, эта лаборатория поставила перед собой цель – формирование системно-трансдисциплинарного подхода к познанию окружающего мира, его философского и методологического обоснования. Таким образом, 1990 год принято считать годом создания Русской школы трансдисциплинарности.

- В сентябре 1993 года на базе общественно-научной лаборатории была создана научно-исследовательская лаборатория, которая продолжила работу в составе Экологического Центра Международного неправительственного института информатики биосферы «ИНТЕРБИОИНФОРМ» при биологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (директор института - доктор физико-математических наук Владимир Иванович Тимофеев , руководитель Центра – кандидат биологических наук Анатолий Иванович Путинцев, заведующий лабораторией – Владимир Стефанович Мокий ).

С 1993 по 1996 годы были в основном сформированы и проверены экспериментально, основные положения концепции системно-трансдисциплинарного подхода. Начало экспериментальной и фактологической проверке системно-трансдисциплинарных моделей «единицы порядка», с участием биологических тест-объектов, положили лабораторные опыты, которые были проведены сотрудниками лаборатории биоповреждений кафедры гидробиологии биологического факультета МГУ кандидатом биологических наук Анатолием Ивановичем Путинцевым и кандидатом биологических наук Валентиной Ивановной Артюховой. Результаты многократно повторенных опытов позволили подтвердить теоретически предсказанный характер влияния упорядоченной среды на изменение численности и состояния биологических тест-объектов. Для лабораторного тест-объекта была выбрана быстро размножающаяся зеленая протококковая водоросль Scenedesmus quadricauda. Другим тест-объектом была использована одно-двух суточная молодь пресноводной мшанки Plumatella fungosa, адаптированная для целей биотестирования загрязнений природной воды. Впоследствии, роль лабораторных тест-объектов исполняли различные участники - растворы химических веществ и кварцевые генераторы. Так как характер влияния упорядоченной среды не менялся при смене тест-объектов, можно говорить об универсальности теоретически предсказанной и практически доказанной природной закономерности. В свою очередь, прикладное использование этой закономерности открывает широкие возможности в создании методик и технологий управления состоянием природных и социальных процессов, гармонизации этого состояния.

- В мае 1996 году, принимая во внимание результаты теоретических и практических системно-трансдисциплинарных исследований, по инициативе участников крупного межведомственного совещания, проходившим в Федеральном Управлении медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве Здравоохранения и Медицинской Промышленности РФ, системно-трансдисциплинарный подход Русской школы трандисциплинарности был рекомендован для практического применения, в качестве альтернативного варианта при выполнении научно-исследовательских и других работ.

- В 1997 годув рамках Русской школы трансдисциплинарности произошло три важных события.

- Во-первых, из печати вышла книга «Метод информологического анализа» (авторский коллектив: В.С. Мокий, А.О. Жамборова, О.Е. Шегай). Книга знакомила с методом информологического анализа (прообразом системно-трансдисциплинарного подхода). Впервые были официально опубликованы авторские модели, позже составившие основу системно-трансдисциплинарных моделей пространственной, временной и информационной единицпорядка.

- Во-вторых,  были сформулированы основные принципы системной трансдисциплинарной конструкции гармоничного образования. Методики, построенные на этих принципах, подтвердили свою эффективность по сохранению здоровья и заинтересованности в получении новых знаний учащихся. Двухлетний эксперимент (1997-1998) проводился на базе учебного Центра «Перспектива» (г. Москва), директор Центра, кандидат пед. наук Наталья Константиновна Виноградова. (Куратор - доктор пед. наук, академик Российской Академии образования Шалва Александрович Амонашвили. Члены рабочей группы: Ирина Ивановна Куминова, Анна Олеговна Жамборова, Ольга Евгеньевна Шегай, руководитель группы Владимир Стефанович Мокий).

В-третьих, Г.А. Паламаренко защитила диссертацию на звание кандидата экономических наук по теме: Совершенствование процесса формирования инновационной стратегии предприятия, в которой впервые в России была использована системная трансдисциплинарная модель информационной единицы порядка для интерпретации содержания существующей классификации инноваций.

- В сентябре 1998 года в Кабардино-Балкарском государственном университете (КБГУ) по предложению Александра Васильевича Шевченко - Генерального директора Ассоциации российских вузов и решению Барасби Сулеймановича Карамурзова - ректора КБГУ, была создана первая в России научно-исследовательская лаборатория, осуществляющая свою научно-исследовательскую и практическую деятельность на основе методологии формирующегося системного трансдисциплинарного подхода (Заведующий лабораторией - Владимир Стефанович Мокий ).

Ключевыми направлениями деятельности лаборатории являлись:

-разработка и осуществление научно-исследовательских программ в области экологии;

- опробование методик системного трансдисциплинарного подхода в 10-ти ведомствах и министерствах Российской Федерации, в том числе МЧС, Министерство Обороны, МинАтом, Министерство Здравоохранения;

- разработка системной трансдисциплинарной методики оценки состояния здоровья населения, проживающего в районах размещения объектов атомной энергетики (совместно с ГНЦ Институтом Биофизики);

- участие в разработке основ космической безопасности (совместно с ГНЦ Институтом морской и промышленной медицины);

- сотрудничество с комитетом Государственной Думы России по проблемам экологии;

- разработка системной трансдисциплинарной технологии исследования экономических объектов разного уровня (методика инновационной карты), нового направления в области стратегического планирования  социально-экономического развития;

- исследование влияния пространственно-временных факторов на индивидуальные результаты в профессиональном спорте (совместно с ГУ Центром спортивной подготовки сборных команд России) и т. д.

В 2000 году в рамках генерального Договора между Московским государственным строительным университетом и Научно-исследовательским институтом строительной физики (г. Москва) была выполнена НИОКР по теме: «Мониторинг и оценка технического состояния жилых домов первых массовых серий с элементами системного трансдисциплинарного подхода» (куратор – директор Научно-Технического Центра «Риск и безопасность сооружений» (НТЦ «РиБоС»), доктор технических наук, профессор Тамразян Ашот Георгиевич.  Члены рабочей группы: Голота Михаил Борисович, Жамборова Анна Олеговна, Шегай Ольга Евгеньевна, руководитель группы - Владимир Стефанович Мокий).

- В 2001 году вышла из печати монография доктора экономических наук, профессора Государственного Университета Управления (г. Москва) Михаила Стефановича Мокия «Пространственно-временные факторы в развитии экономических систем». В этой монографии автор изложил своё видение возможности использования некоторых системных трансдисциплинарных моделей единицы порядка в исследовании полицикличности и этапности развития экономических систем, а также их эндемичности. Впоследствии (в период с 2010 по 2018 годы) эти взгляды были развиты им в его статьях, в работах его студентов, аспирантов, а также в работах ряда учёных Государственного Университета Управления (г. Москва) и других вузов Москвы и России.

- В 2002 году в рамках Государственного Контракта №1.7.88/02 (заказчик: Министерство труда и социального развития Российской Федерации) была выполнена НИОКР по теме: «Апробация компьютерной системы идентификации индивидуальных календарных периодов – «РИТМ-ОТ» для работников профессий повышенного риска». Основу НИОКР составили результаты теоретических и практических исследований применения системных трансдисциплинарных моделей временной и информационной единиц порядка в  области индивидуальной профилактической медицины. Государственный Контракт был фрагментом работ Правительственной программы «ОХРАНА ТРУДА 2000-2004» (куратор - Валерий Владимирович Киселёв - кандидат мед. наук, главный специалист Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. Члены рабочей группы: Анна Олеговна Жамборова , Ольга Евгеньевна Шегай , руководитель группы - Владимир Стефанович Мокий).

Системный трансдисциплинарный подход изначально развивался как самостоятельное научное направление. Это предоставило ему некоторые преимущества как «по времени», которое потребовалось для формирования философской концепции единоцентризма, так и «по содержанию», которое позволило разработать системную трансдисциплинарную методологию и системные трансдисциплинарные технологии решения сложных многофакторных проблем в различных направлениях науки, прежде всего, в экономике, экологии, образовании, здравоохранении, инженерных науках и строительстве, национальной безопасности. Следует отметить, что первые теоретические работы по философским аспектам трансдисциплинарности появились в России в 2004-2005 годах (Л.П. Киященко и др.). Однако, уже в 2001-2002 годах представителями Русской школы трансдисциплинарности было сделано четыре доклада на крупных международных конференциях по темам:

- Mokiy, V.S. (2001). «The essence of the Informological Varients of the Transdisciplinary Paradigms»; Romanov, P. «Transdiciplinary technologies in Education, Economics and Medicine». Symposium «Paradigms Lost and Paradigms Gained: Negotiating Interdisciplinary in 21st Centure» May 9-12, 2001, University of Calgary, Canada.

Моkiy, V., Golota, М. (2001). Transdisciplinary Aspect of the Sustainable Development Management Know-How. The International Conference «EURO-ECO 2001: Co-operation of Decision-Makers, Scientists and Practitioners for the Promotion of Sustainable Development and European Integration». June 18-19, 2001, University of Mining and Metallurg, Krakow, Poland.

Mokiy, V., Romanov, P. (2001). Transdisciplinary Safety of «Global Brain Project. International Conference «Global Brain», July 3-5, 2001, Vrije Universiteit Brussel, Brussels, Belgium.

- Mokiy, V. (2002). About the effectiveness of the use of transdisciplinary approach to solving the problems of nature and society» The Australian National University, Australia. The forums «The Nature and Society Forum» (Dr. J. Schooneveldt), «The Human Ecology Forum». (Dr. Jacqui Russell), Canberra, Australia, May 12-15, 2002.

- В марте 2007 года была создана Автономная Некоммерческая Организация Институт трансдисциплинарных технологий.  Основной задачей Института является – дальнейшее развитие трансдисциплинарности, как самостоятельной научной дисциплины, а также, разработка и внедрение в практику решения сложных многофакторных проблем методик и технологий системного трансдисциплинарного подхода. По подобию организации Института Санта Фе, Институт трансдисциплинарных технологий имеет небольшой (до 10 человек) постоянный штат дисциплинарных специалистов (генералистов), профессионально владеющих методиками системного трансдисциплинарного подхода. В необходимых случаях, непосредственная работа по решению конкретной проблемы осуществляется на научно-технической базе соответствующего профильного научно-исследовательского института, с привлечение в состав временного творческого коллектива необходимого числа его сотрудников. Такая форма организации труда позволяет, с одной стороны, обучить дисциплинарных специалистов системным трансдисциплинарным технологиям, а с другой стороны, исключить этап «доказывания истинности» научных результатов, полученных специалистами из другой области знаний.

- В сентябре 2007 года была создана первая Интернет-версия Иинформационного портал «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ». Некоторые материалы этого интернет-ресурса в 2007 году легли в основу статьи «Трансдисциплинарность» в Википедии (свободная универсальная энциклопедия). Основной задачей портала является накопление, систематизация и постоянное обновление материалов по всем вопросам трансдисциплинарности и трансдисциплинарного подхода в России и мире. С момента своего создания портал занимает первые строки в российских поисковых системах интернета по поисковым запросам «трансдисциплинарность» и «трансдисциплинарный подход».

- В октябре 2009 года была опубликована первая в России книга о трансдисциплинарности и системном трансдисциплинарном подходе к решению сложных многофакторных проблем природы и общества: «Основы трансдисциплинарности» (автор: Владимир Стефанович Мокий). В книге излагались основные положения трансдисциплинарности-4, системного трансдисциплинарного подхода к изучению окружающего мира в его единстве. Было дано системное трансдисциплинарное описание таких понятий, как пространство, время, информация, трансдисциплинарная система; существенно доработаны и уточнены первоначальные системно-трансдисциплинарные модели пространственной, временной и информационной единиц порядка.

- В 2011 году по официальному приглашению руководства Национального Технологического Института Мексики директор АНО Институт трансдисциплинарных технологий - Владимир Стефанович Мокий, в качестве руководителя Русской школы трансдисциплинарности, принял участие в работе XXVIII Международной научно-практической конференции, посвящённой 75-летию Национального Технологического Института, (г. Мехико,  Мексика). В ходе поездки были проведены встречи с руководством Института, сотрудниками кафедр и студентами. Были высказаны предложения о структуре и направлениях деятельности «департамента трансдисциплинарных исследований», в рамках которого возможно эффективное обучение студентов и аспирантов философии и методологии системно-трансдисциплинарного подхода. С фотоотчётом о поездке можно ознакомиться здесь.

Специалисты Русской школы трансдисциплинарности и Института трансдисциплинарных технологий придают особое значение всестороннему объективному обоснованию основных положений системного трансдисциплинарного подхода, его логической связи с общепринятыми знаниями философии и науки. Чтобы показать наличие этой связи специалистами Института трансдисциплинарных технологий были проведены уникальные системные трансдисциплинарные исследования под общим названем "РУБЕЖ-2016". В период с 2011 по 2014 годы результаты этих исследований были представлены российской и зарубежной научной общественности следующими публикациями:

- в 2011 году была опубликована книга В.С. Мокий "МЕТОДОЛОГИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ-4". Цели публикации:

Дать описание основных положений философии и методологии трансдисциплинарности-4, а также предоставить правила и примеры практического применения системный трансдисциплинарных моделей пространственной, временной и информационной моделей в решении конкретных сложных многофакторных проблем природы и общества.

- в 2011 году была опубликована книга В.С. Мокий «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ ФИЛОСОФИЯ НОУМЕНАЛЬНОГО МИРА». Цели публикации:

- переосмыслить и осовременить представления древнегреческих и античных философов о ноуменальном мире, который предшествовал появлению чувственно-материального мира (материальной вселенной);

- изложить результаты переосмысления в образе соответствующих логико-геометрических моделей и лингвистических формул, нашедших своё отображение в системных трансдисциплинарных моделях пространственной, временной и информационной единиц порядка.

- обосновать логическую связь между этими моделями и тем порядком, который лежит в основе последовательного развития материальной вселенной.

- в 2013 году была опубликована книга В. С. Мокий «ПЛАНЕТА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ПРОЦЕССЕ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА». Цели публикации:

- показать присутствие универсального порядка в пространстве, во времени и информации, обусловливающего единство вселенной и направленное развитие космической и планетарной материи;

- показать взаимосвязь  универсального порядка с появлением и эволюцией человека и человеческого общества;

-  обосновать особую значимость современного периода времени (с 2012-го по 2019 год), выявленного на основе универсального порядка, для дальнейшего развития человеческого общества;

- обосновать переход человеческого общества к новой модели мирового социально-экономического порядка с 2016 года, а также возможность прогнозирования его содержания и способов внедрения.

- охватить единой логикой явления, объекты и процессы, принадлежащие не только различным научным дисциплинам, но и различным картинам мира.

- в 2014 году вышла из печати книга «ИСТИНА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ С ПОЗИЦИИ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ-4» (авторский коллектив: В.С. Мокий, Т.А. Лукьянова). В книге представлены результаты системного трансдисциплинарного исследования истины и справедливости, а также рассмотрена их связь с механизмами естественного кодирования условий целенаправленного развития человека и устойчивых социальных организаций.

- В 2017 году в научном журнале «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» (Российская Академия наук, Отделение общественных наук, Секция экономики) была опубликована статья: «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ: ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» (авторы: В.С. Мокий, Т.А. Лукьянова). Значимость этой статьи состоит в том, что в этой статье было показано и обосновано место системного трансдисциплинарного подхода в классификации классических и соответствующих им системных подходов в науке.  

- В 2017 году было издано учебное пособие «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ»   (авторы: Владимир Стефанович Мокий, Татьяна Александровна Лукьянова). В учебном пособии были собраны и изложены сведения о трансдисциплинарном подходе в контексте исторического развития философской мысли и методологии науки. Аргументация сторонников и противников трансдисциплинарности в тексте учебного пособия, зачастую, не интерпретируется авторами, а подаётся в прямой речи. Это избавляет тест от неизбежного в подобной литературе менторского тона, делает чтение лёгким и увлекательным, предоставляет право читателям составить своё мнение о том, что подразумевается в современной мировой науке под термином «трансдисциплинарность», а также, в каких случаях целесообразно применять определённые виды трансдисциплинарного подхода. Это обстоятельство имеет непосредственное отношение к обеспечению требований, предъявляемых к образу современного специалиста с высшим образованием, который должен не только успешно осуществлять профессиональную деятельность, но и развивать свои способности, последовательно овладевая соответствующими научными подходами. В 2020 году это учебное пособие вышло в о втором (дополненном и переработанном) издании.  

- В период с 1996 по 2020 годы основные положения концепции системного трансдисциплинарного подхода и результаты основных практических исследований в различных областях науки и техники неоднократно докладывались на крупных научных конференциях в России и за рубежом. Сотрудниками Института трансдисциплинарных технологий было опубликовано более 50 статей в научных журналах на тему практического применения методологии системного трансдисциплинарного подхода в различных направлениях науки и техники. Ими было подготовлено к изданию 14 книг по философии и методологии трансдисциплинарности, а также по результатам трансдисциплинарных исследований. Свыше 400 авторов различных направлений науки использовали в своих статьях и книгах материалы этих статей и книг. В этот же период были выполнены практические работы по решению специфических проблем в 10-ти Федеральных ведомствах Российской Федерации. Итоги проверки эффективности системно-трансдисциплинарных технологий сопровождались положительными отзывами специалистов этих министерств и ведомств.

В процессе 30-летней работы по созданию и практическому применению методологии системного трансдисциплинарного подхода выяснилось, что большинство разработанных системный трансдисциплинарных технологий и технологических идей, подготовленных к практической реализации, имеют «двойное назначение». В связи с этим обстоятельством, начиная с 2007 года, было принято решение сократить объём выступлений и публикаций по некоторым темам и практическим направлениям деятельности в открытой печати.

К 2020 году наибольшей практической реализации удалось достичь в 7-ми отраслевых направлениях:

- экономика (это направление развивают учёные Московского Государственного Университета Управления, под руководством доктора экономических наук, профессора Михаила Стефановича Мокия. В декабре 2013 года в издательстве «Юрайт» (г. Москва) была опубликована монография для магистров Методология  научных исследований. Материал монографии написан группой авторов  (Михаилом Стефановичем Мокий, Александром Леонидовичем Никифоровым, Владимиром Стефановичем Мокий). Монография была рекомендована Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям. В этом учебнике, отдельной главой представлена информация о трансдисциплинарном подходе, а также приведены примеры применения системных трансдисциплинарных моделей единицы порядка, как методологического инструмента, в частности, для решения сложных многофакторных проблем экономики. В 2014, 2015, 2016 и 2017 годах учебник становился лауреатом престижной премии «Выбор вузов России». С 2018 года по этому учебнику ведётся преподавание по дисциплине "Методология научных исследований" в 183 вузах России;

- экология (док1док2док3док4);

- образование (док1док2);

- здравоохранение (док1док2);

- строительстве и архитектуры (док1док2);

- массовый и профессиональный спорт (док1док2);

- профилактика террористической опасности.

Всего же планы, проекты и идеи, подразумевающие практическое воплощение, были предложены более чем в 20-ти научных дисциплинарных и отраслевых направлениях.

Таким образом, история Русской школы трансдисциплинарности свидетельствует о том, что в своём развитии, она пошла по традиционному для науки, пути. Она объединила различные, зачастую противоречивые, требования к новому этапу развития самой науки рамками специализированной научной дисциплины. Трансдисциплинарность-4 (системный трансдисциплинарный подход), как формирующаяся научная дисциплина - системная трансдисциплинарность, изначально нацелена на обеспечение доступа дисциплинарных специалистов ко всей моно- меж- и мульти- дисциплинарной информации объекта исследования. Это обстоятельство позволяет говорить о ней как о возможном претенденте, способном развиться в общую теорию систем. Такой доступ достигается посредством системной трансдисциплинарной классификации дисциплинарной информации, а также её интерпретации в рамках изоморфных системный трансдисциплинарных моделей пространственной, временной и информационной единиц порядка. На практике, при решении сложных многофакторных проблем, такой доступ равносилен доступу к механизмам формирования структур, функций и целей объектов разных уровней реальности; к программам и сценариям их наиболее вероятного развития; к механизмам согласования (упорядочивания) и взаимодействия множества естественных и/или искусственных элементов, образующих собой, такие объекты.

В своё время появление и развитие квантовой физики обеспечили концептуально и методологически обоснованный «выход за границы» классической физики. Этот выход был осуществлён в сторону микромира. В результате значительно обогатились не только научные знания. Общество получило ядерную энергию и нанотехнологии. Трансдисциплинарность-4 (системный трансдисциплинарный подход) обеспечивает концептуально и методологически обоснованный «выход за границы» классического естествознания. Однако такой «выход» теперь направлен в сторону макромира. Это обстоятельство позволяет говорить о возможности системного трансдисциплинарного подхода не только обогатить научное знание, но, также и разработать инновационные технологии управления макрообъектами и макропроцессами, к которому традиционно относится:

  • управление состоянием объектов природы и общества;
  • управление состоянием человека и сложного технического объекта;
  • создание альтернативных источников энергии и материалов с заданными свойствами;
  • создание уникальных средств дальнодействующей связи;
  • создание способов и технических средств получения и обработки информации, прежде всего, компьютеров нового поколения;
  • создание технологий несиловой профилактики терроризма;
  • разработка концептуально-технологического решения проблемы устойчивого развития и так далее.

Дата последнего обновления информации на портале

cal   17.09.2020

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2020
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web