Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Трансдициплинарность (ЧаВо)
Современный этап развития трансдисциплинарности описан в 113 ответах на часто задаваемые вопросы (версия - январь 2024) Применительно к системной трансдисциплинарности термин метадисциплина означает способ перехода в познании от интеграции и синтеза знаний в картине целого мира к их унификации и обобщению в картине единого мира. Поэтому характер вопросов и ответов о трансдисциплинарности демонстрирует важность философских знаний, которые приобретают студенты вначале процесса обучения в вузах России. Вы можете рассширить список часто задаваемых вопросов, если пришлете свой вопрос на Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. С ответами на вопросы, которые задают посетители информационного портала "Трансдисциплинарность", можно ознакомиться на странице "Вопросы и ответы".
Часто задаваемые вопросы систематизированы по тематическим разделам:
О месте трансдисциплинарности в структуре элементов последовательности получения новых знаний 1. Из каких элементов состоит последовательность получения новых научных знаний? Основными элементами последовательности получения новых знаний являются: - метод-контекст; - метод-подход; - метод- прием; - процедуры исследования. 2. На какой вопрос отвечают метод-контекст, метод-подход и метод-прием? - Метод-контекст отвечает на вопрос «какой контекст исследования?» или «какая сущность объекта исследования?» (Прим. Например, метод-контекст позволяет уточнить, что среди трех объектов, лежащих на столе – один объект является вазой, второй объект является яблоком, третий объект является пластмассовой солонкой, искусно выполненной в образе яблока); - Метод-подход отвечает на вопрос «что изучать?»; - Метод-прием отвечает на вопрос «как изучать?». 3. Какому элементу в последовательности получения новых знаний соответствует трансдисциплинарность? Трансдисциплинарность соответствует методу-контексту. 4. Чем различаются трансдисциплинарность в классификации академических подходов и трансдисциплинарность в классификации системных подходов? - Трансдисциплинарность в классификации академических подходов современной науки (см. ответ на вопрос: 14) формирует контекст исследования исходя из очевидной сущности объекта. (Прим. Если очевидной сущностью объекта является стеклянная емкость изящной формы, в которой находится букет цветов, то этот объект – ваза); - Трансдисциплинарность в классификации системных подходов современной науки (см. ответ на вопрос: 56) орформирует контекст исследования исходя из объективной сущности объекта. (Прим. Объект, имеющий очевидную сущность стеклянной вазы, в контексте объективной сущности может оказаться плафоном люстры или оригинальным отходом стекольного производства, который случайно или кратковременно обрел функцию вазы). 5. Какой метод необходим для описания очевидной сущности объекта? Описание очевидной сущности требует интеграции знаний комплементарных дисциплин. 6. Что такое интеграция комплементарных дисциплинарных знаний? Интеграция - это способ наполнения очевидного образа объекта, его идеализированного образа или целостной модели знаниями комплементарных дисциплин. (Прим. Очевидный образ объекта не требует философского обоснования. Дисциплинарные знания систематизированы в рамках своих дисциплин. Тем самым для этих знаний установлены нормативные количественные и качественные характеристики, а также их численные или логические значения. Однако сами знания дисциплин остаются индифферентными к процессу интеграции. Они остаются индифферентными и в целостной модели объекта. Поэтому в завершении трансдисциплинарного исследования специалисты вынуждены делать субъективные выводы о состоянии объекта и перспективах его развития). 7. С чем ассоциируется процесс интеграции дисциплинарных знаний? В междисциплинарной и трансдисциплинарной группах присутствуют специалисты - носители разных дисциплинарных знаний и дисциплинарных мировоззрений. Поэтому процесс интеграции знаний в таких группах ассоциируется с процессом поиска компромиссов между дисциплинарными специалистами по поводу концептуального и методологического обоснования идеализированного образа или целостной модели объекта. 8. К каким негативным последствиям приводит практика поиска компромиссов? Поиск компромиссов в трансдисциплинарных исследованиях приводит к трем негативным последствиям: - Неоднозначность методологического обеспечения. (Прим. Каждое исследование сложного объекта или решение многофакторной проблемы нуждается в создании уникального метода. Содержание уникального метода нельзя предугадать. Он формируется в процессе сотрудничества специалистов. Уникальный метод требует уникальных способов анализа риска от внедрения результатов исследования объекта или решения проблемы. Но само создание таких способов анализа является сложной проблемой. - Элитарность. (Прим. Формирование уникального метода («игры интеллектуалов») доступны специалистам, которые имеют сформировавшееся научное мировоззрение, но недоступны студентам, которые находятся в процессе формирования научного мировоззрения и познания сути научного метода); - Высокая вероятность дисциплинарных ловушек самореференции (Прим. Самореференция – это явление, которое возникает в системах высказываний в тех случаях, когда некое понятие ссылается само на себя. В нашем случае дисциплинарные специалисты вынуждены доказывать очевидную сущность объекта «ваза», как раз в том же отношении, в котором он сравнивается, и соответственно познаётся, как ваза). 9. Какой метод необходим для описания объективной сущности объекта? Описание объективной сущности требует обобщения дисциплинарных знаний комплементарных и не комплементарных дисциплин. 10. Что такое обобщение дисциплинарных знаний? Обобщение – это способ наполнения системного трансдисциплинарного образа объекта исследования необходимыми и достаточными знаниями комплементарных и не комплементарных дисциплин. 11. Какой процесс предшествует обобщению знаний разных дисциплин? Обобщению дисциплинарных знаний, которые уже систематизированы в рамках своих дисциплин, предшествует процесс их унификации. (Прим. Унификация – это процесс приведения знаний разных дисциплин к единообразию. Иными словами, в зависимости от целей и задач трансдисциплинарного исследования дисциплинарные знания заново систематизируются в рамках изоморфных системных трансдисциплинарных моделей пространственной (см. ответ на вопрос: 76), временной (см. ответ на вопрос: 85) и информационной (см. ответ на вопрос: 65) единиц порядка. Эти модели обладают соответствующим общефилософским, концептуальным и методологическим обоснованием. После унификации дисциплинарные знания становятся активными участниками процесса формирования итогов трансдисциплинарного исследования, а также оценки состояния и развития объекта. 12. К каким положительным последствиям приводит практика обобщения и унификации дисциплинарных знаний? Практика обобщения и унификации дисциплинарных знаний приводит к пяти положительным последствиям: - Позволяет устранить практику поиска компромиссов между дисциплинарными специалистами; - Позволяет специалистам трансдисциплинарной команды сосредоточится на проявлении своих профессиональных компетенций: предоставлять необходимый объем дисциплинарной информации; организовывать и проводить необходимые эксперименты; контролировать и комментировать процесс обобщения и трансформации дисциплинарных знаний в направлении результатов исследования объекта и решения многофакторной проблемы; - Способствует тому, что каждое трансдисциплинарное исследование объекта будет ограничено только обоснованным выбором состава дисциплинарных специалистов, которые будут проводить такое исследование с помощью универсального метода. Универсальный метод требует универсального способа анализа риска. Уникальному методу и уникальному способу уже можно обучить студентов. Это позволяет постоянно повышать потенциал трансдисциплинарных исследований и профессиональный уровень дисциплинарных специалистов; - Снижает роль филиситатора в трансдисциплинарных исследованиях. (Прим. Филиситатор - человек, обеспечивающий успешную групповую междисциплинарную коммуникацию); - Позволяет исследователям избежать тупика с самореференцией, так как вместо поиска компромиссов, они оперируют дисциплинарными знаниями в контексте объективных и однозначно определенных философских, концептуальных и методологических критериев. О месте трансдисциплинарности в среде подходов современной науки 13. Для чего предназначены подходы академической науки? Подходы академической науки предназначены, прежде всего, для получения максимально возможного количества знаний об объекте и их классификации, а также, для формирования теоретических принципов и приемов дисциплинарного исследования. 14. Какие подходы образуют классификацию подходов академической науки? Классификацию подходов академической науки образуют четыре вида подходов: - дисциплинарный подход; - междисциплинарный подход; - мультидисциплинарный подход; - трансдисциплинарный подход. 15. Сколько подходов может существовать в современной науке? В современной науке может быть множество специализированных подходов, при этом каждый из них должен соответствовать идентификационным признакам одного из подходов в их классификации. 16. Какие идентификационные признаки характеризуют подходы современной науки? Научные подходы характеризуют три основных идентификационных признака: - наличие картины мира, определяющей горизонт научного мировоззрения; - наличие определенного приема научного исследования; - наличие определенного уровня осознаваемой моральной ответственности за результаты и последствия теоретического исследования и профессиональной деятельности. 17. Чем различаются дисциплинарный, междисциплинарный, мультидисциплинарный и трансдисциплинарный подходы? - дисциплинарный подход обеспечивает становление научного мировоззрения; - междисциплинарный, мультидисциплинарный и трансдисциплинарный подход обеспечивают последовательное и практически полезное расширение горизонта научного мировоззрения. 18. Посредством чего происходит расширение горизонта научного мировоззрения? - междисциплинарный подход расширяет горизонт научного мировоззрения посредством обогащения знаний, методологии и языка одной научной дисциплины за счет знаний, методологии и языка другой научной дисциплины; -мультидисциплинарный подход расширяет горизонт научного мировоззрения посредством использования локальных картин мира, а также описания целостного образа объекта языком заданной совокупности комплементарных дисциплин; -трансдисциплинарный подход (не путать с системным трансдисциплинарным подходом, см. вопросы: 58-64) это группа уникальных методов расширения горизонта научного мировоззрения в рамках философской картины Целого мира путем интеграции и синтеза дисциплинарных знаний (см. вопросы: 5-8). Об основных направлениях развития трансдисциплинарности 19. Какую роль сыграли учредители Римского клуба в появлении трансдисциплинарного подхода? Учредители Римского клуба (Э. Янч, А. Кинг, Д. Габор, Д. Форрестер и другие) первыми обратили внимание ученых и специалистов на два обстоятельства: - на необходимость специального научного подхода, позволяющего прогнозировать развитие современного общества и решать многофакторные проблемы, сопровождающие это развитие; - на наличие морально-нравственных требований, которые должны предъявляться к этому подходу, и к людям, которые будут использовать этот подход в иследовательской и практической деятельности. 20. Какие основные направления развития трансдисциплинарности возникли на семинаре «Интердисциплинарность — проблемы исследований и обучения в университетах» (Париж, сентябрь 1970 г.)? На семинаре «Интердисциплинарность — проблемы исследований и обучения в университетах» (Париж, сентябрь 1970 г.) возникли два основных направления развития трансдисциплинарности: - «трансдисциплинарность науки (трансдисциплинарность научных исследований)»; - «трансдисциплинарная наука (трансдисциплинарность высшего образования)». 21. В чем состоит принципиальная разница терминов «трансдисциплинарность науки (трансдисциплинарность научных исследований)» и «трансдисциплинарная наука (трансдисциплинарность высшего образования)»? - направление «трансдисциплинарность науки (трансдисциплинарность научных исследований)» нацелено на поиск и обоснование уникальных методов исследования для каждого сложного объекта и многофакторной проблемы; - направление «трансдисциплинарная наука (трансдисциплинарность высшего образования)» нацелено на использование универсального метода исследования сложных объектов и многофакторных проблем, являющего основой мета-дисциплины (системной трансдисциплинарности). 22. Кто из ученых заложил основы направлений «трансдисциплинарность науки (трансдисциплинарность научных исследований)» и «трансдисциплинарная наука (трансдисциплинарность высшего образования)»? - представления о трансдисциплинарности швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже и французского математика А. Лихнеровича заложили основу направления «трансдисциплинарность науки (трансдисциплинарность научных исследований)», - представления о трансдисциплинарности австрийского астрофизика и философа, одного из основателей Римского клуба, Э. Янча заложили основу направления «трансдисциплинарная наука (трансдисциплинарность высшего образования)». 23. Какие факторы препятствуют развитию направления «трансдисциплинарность науки (трансдисциплинарность научных исследований)»? Развитию направления «трансдисциплинарность науки (трансдисциплинарность научных исследований)» препятствует три основных фактора? - трудности установления межличностных отношений; - отсутствие языка междисциплинарного общения; - отсутствие стремления в научном сообществе к созданию универсального метода трансдисциплинарных исследований. 24. Какие факторы препятствуют развитию направления «трансдисциплинарная наука (трансдисциплинарность высшего образования)»? Развитию направления «трансдисциплинарная наука (трансдисциплинарность высшего образования)» препятствует три основных фактора: - убеждение профессорско-преподавательского состава университетов в отсутствии причин разрушения границ «дисциплинарных коробок»; - редакционная политика авторитетных научных журналов, которая отдает предпочтение публикациям дисциплинарных и междисциплинарных ученых и практиков; - нежелание основоположников некоторых видов трансдисциплинарности видеть трансдисциплинарность в образе мета-дисциплины. Об основных значениях, видах и формах трансдисциплинарности 25. В каких значениях употребляется термин «трансдисциплинарность»? Термин «трансдисциплинарность» употребляется в пяти значениях: - как декларация, провозглашающая и защищающая равные права известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий, в исследовании окружающего мира; - как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека; - как правило исследования окружающего мира; - как принцип организации научного знания, открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении сложных проблем природы и общества; - как один из видов системного подхода, выступающего в образе мета-дисциплины «системная трансдисциплинарность». 26. Какие формы трансдисциплинарности существуют? Существует три формы трансдисциплинарности: - теоретическая форма, которая имеет отношение к исследованию самой трансдисциплинарности и ее методологии; - феноменологическая форма, которая способна соединять теоретические принципы с наблюдаемыми экспериментальными данными для прогнозирования дальнейших результатов; - экспериментальная форма, которая при проведении экспериментов использует четко определенную процедуру, обладающую приемлемым для научного сообщества уровнем воспроизведения как самой процедуры, так и ее результатов. 27. Какие виды трансдисциплинарности существуют? Существует пять видов трансдисциплинарности: - трансдисциплинарность-0, использующая в качестве своей основы иллюстративный потенциал художественной метафоры и образного языка; - трансдисциплинарность-1, обозначающая формальную взаимосвязь научных дисциплин в осуществлении комплексного научного исследования; - трансдисциплинарность-2, обозначающая более тесную внутреннюю связь дисциплинарного знания с личным опытом исследователя, включая медитацию; - трансдисциплинарность-3, ассоциирующаяся с использованием генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение; - трансдисциплинарность-4, ассоциирующаяся с философской картиной единого мира (трансдисциплинарной действительностью), лежащей в основе мета-дисциплины системная трансдисциплинарность. 28. Какие подходы ассоциируются с термином «слабая» трансдисциплинарность? С термином «слабая» трансдисциплинарность ассоциируется трансдисциплинарный подход в обобщенной классификации научных подходов, предполагающий поиск уникального метода для исследования каждого сложного объекта и решения каждой многофакторной проблемы. Этот вид трансдисциплинарности основывается на естественнонаучной картине мира; 29. Какие подходы ассоциируются с термином «сильная» трансдисциплинарность? С термином «сильная» трансдисциплинарность ассоциируется системный трансдисциплинарный подход в обобщенной классификации системных подходов, использующий универсальную системную методологию для исследования сложных объектов и решения многофакторных проблем. Этот вид трансдисциплинарности основывается на философской картине единого мира (единоцентризм). О различиях между философскими категориями «целый» и «единый» 30. В чем состоит различие понятий «целое» у Платона и «единое» у Плотина? - у Платона (427 до н. э.— 347 до н. э.) целое состоит из частей. Вне контекста целого мира его части имеют самостоятельное значение. (Прим. Например, плафон, как часть люстры, вне люсты может играть самостоятельную роль декоративной вазы); - у Плотина (204—270) единое состоит из элементов-фрагментов. Вне контекста единого мира его элементы-фрагменты самостоятельного значения не имеют. (Прим. Например, элементы нервной системы (нейроны, аксоны, нейронные сети) человека, как единого объекта, вне человека не могут играть роль объектов, имеющих принципиально иное функциональное предназначение). 31. Почему восприятие целого мира усложняется, а единого мира упрощается? - части (объекты) целого мира не ограничены в выборе связей в реализации отношений и в достижении общих целей. Это обстоятельство приводит к появлению многих констекстов и, соответственно, к возрастанию неопределенности и сложности восприятия целого мира (Прим. Например, из совокупности одних и тех же деталей можно собрать автомобиль, мотоцикл, велосипед, охлождающий вентилятор, печь отопления и так далее); - элементы-фрагменты (объекты) единого мира ограничены всеобщим порядком в выборе связей в реализации отношений и в достижении общих целей. Это обстоятельство приводит к уменьшению чила контекстов и, соответственно, к снижению неопределенности и сложности восприятия единого мира. (Прим. Например, нейроны головного мозга могут собрать только головной мозг). 32. Чем различаются принципы мировоззрения холизма и единоцентризма? - в концепции холизма мир представляет собой целостную совокупность объектов; - в концепции единоцентризма мир представляет собой единую упорядоченную среду, в которой объекты являются ее естественными фрагментами. О философских аспектах единоцентризма 33. Что такое единоцентризм? - в широком смысле единоцентризм — это позиция в философии и науке по проблеме соотношения Единого и его фрагментов. Эта позиция исходит из тотального изоморфизма пространственных, временных и информационных моделей всеобщего порядка, который обусловливает внутреннюю организацию и внешнее взаимодействие фрагментов Единого; - в узком смысле единоцентризм — это "философия единства", которую разработал российский философ Владимир Мокий. Он же в 2009 году и ввёл термин «единоцентризм». (Прим. Все возникающее и существующее (материальные и нематериальные объекты или иначе - "многое") в едином мире отображает в себе первое абсолютно простое начало. Первое абсолютно простое начало проявляется в каждом их фрагменте пространства, периоде времени и признаке информации всеобщим порядком, обусловливающим единство многого. В этом случае каждое возникающее и существующее изначально является центром первого абсолютно простого начала. Отсюда и название – единоцентризм (центризм единого, центризм единства)). 34. Как звучит онтологический принцип единоцентризма? Единое - это первое, неделимое, бесконечное и абсолютно простое начало, предшествующее потенции многого. 35. Как звучит гносеологический принцип единоцентризма? Познанию Единого предшествует познание всеобщего порядка, который проявляется во фрагментах пространства, признаках информации и периодах времени, обусловливает целенаправленное преобразование потенции многого, а также единство целей и результатов процессов действительности. 36. Какие аксиомы составляют основу концепции единоцентризма? Основу концепции единоцентризма составляют четыре аксиомы: - мир - это Единая упорядоченная среда; - единство упорядоченной среды обусловливает всеобщий порядок; - всеобщий порядок ассоциируется с трансдисциплинарной системой; - изоморфные модели трансдисциплинарной системы в образе пространственной, информационной и временной единиц порядка позволяют однозначно понять, познать и описать мир в его единстве на любом уровне реальности. Каждый объект и процесс Единой упорядоченной среды проявляет себя собственным пространством, временем и информацией. Следовательно, эти модели можно также применить и для исследования каждого объекта и процесса, что свидетельствует об универсальном характере системных трансдисциплинарных моделей пространственной, временной и информационной единиц порядка. 37. Какую роль в концепции единоцентризма играют философские категории: пространство, информация, время, система, функция, энергия, развитие, цель? - пространство, информация, время, система играют роль элементов трансдисциплинарной формы единой упорядоченной среды; - функция, энергия, развитие, цель играют роль элементов трансдисциплинарного содержания единой упорядоченной среды. 38. Что обозначает термин «потенция» в концепции единоцентризма? В концепции единоцентризма потенция — это перспективная будущность единой упорядоченной среды. 39. Какое отношение к термину «потенция» имеют термины «пространство, информация, время»? - пространство — это форма существования потенции единой упорядоченной среды; - информация — это форма проявления потенции единой упорядоченной среды; - время — это форма преобразования потенции единой упорядоченной среды. 40. Какое преимущество в познании мира дает термин «единая упорядоченная среда»? Термин «единая упорядоченная среда» дает возможность представить и исследовать единый мир во всем его многообразии. 41. Какое преимущество в познании мира дает термин «всеобщий порядок»? Термин «всеобщий порядок» позволяет обобщить дисциплинарные знания о мире с помощью изоморфных системных трансдисциплинарных моделей единиц всеобщего порядка. 42. В чем состоит суть тотального изоморфизма? Суть тотального изоморфизма состоит в подобии структуры, фрагментов пространства, признаков информации и периодов времени в системных трансдисциплинарных моделях единиц порядка, которыми можно описать каждый объект единого мира. 43. Чем является «системная трансдисциплинарная единица порядка»? Системная трансдисциплинарная модель единицы порядка — это логически завершенное устройство и гармоничное сочетание фрагментов пространства, признаков информации и периодов времени в рамках единого мира, в рамках каждого его фрагмента, на каждом уровне действительности. 44. Что такое функциональный ансамбль? Функциональный ансамбль — это совокупность объектов, состоящих в устойчивых связях и отношениях, объединенных одной целью. 45. Какие существуют основные типы и виды и функциональных ансамблей? - основными типами функциональных ансамблей являются: вертикальный и горизонтальный функциональные ансамбли. - основными видами функциональных ансамблей являются природные, социальные, техногенные и смешанные функциональные ансамбли. 46. Что такое вертикальный функциональные ансамбли? Вертикальный функциональный ансамбль — это совокупность объектов разного уровня действительности, формирующие определенный объект (атомы, молекулы, вещества, растения, животные люди в составе планеты). 47. Что такое горизонтальный функциональные ансамбли? Горизонтальный функциональный ансамбль — это совокупность однотипных объектов одного уровня действительности (атомы в составе молекулы; люди в составе общества и т. д). 48. Как трактуется термин «истина» в концепции единоцентризма? Истина — это все то, как должно быть в действительности, чтобы мир оставался единым и единственным (идеальный мир). 49. Как трактуются термин «правда» в концепции единоцентризма? Правда — это все то, как есть в реальности (реальный мир). 50. В чем состоит принципиальная особенность научного познание мира? Научное познание — это упорядоченный интеллектуальный процесс. В соответствии с системными трансдисциплинарными моделями информационной и временной единиц прядка после завершения определенного числа периодов, этапов и циклов в научном познании неизбежно произойдет смена «вертикального» вектора развития науки (постановка и достижения фундаментальных научных целей) на «горизонтальный» вектор развития (постановка и достижение целей общественного блага, и сохранение окружающей среды). О характерных особенностях современного системного мышления 51. Какие объективные недостатки имеет современное системное мышление? Объективными недостатками современного системного мышления являются: - неоднозначность и аморфность; - системные науки (их концепции и методологии) до сих пор находятся в стадии формирования; - системное сообщество представлено многообразием специализаций и высоким уровнем фрагментации в своей области познания и миропонимания. 52. Какие основные причины способствуют появлению недостатков системного мышления? Основными причинами, способствующими появлению недостатков системного мышления, являются: - чрезмерное разнообразие точек зрения на смысл понятия «система»; - медленность прогресса в создании общей теории систем; - разнообразие терминов, используемых в рамках системных специализаций; - отсутствие модели предметной области систем, способной стать академической дисциплиной. 53. Какие причины препятствуют созданию общей теории систем, как строгой научной теории? Созданию общей теории систем, как строгой научной теории, препятствуют следующие причины: - отсутствие развитого системного мировоззрения, базирующегося на соответствующих онтологических и гносеологических основаниях; - отсутствие общепринятых понятий и определений (категориальной базы) системного мировоззрения; - отсутствие логичного представления о том, какое научное содержание следует вкладывать в принципы системного рассмотрения объектов и каково место этих принципов в системе современного научного знания; - отсутствие обоснования принципов изоморфизма. 54. Почему дисциплинарные подходы нецелесообразно использовать в системных исследованиях? Современные познавательные средства имеет ярко выраженную аналитическую природу и не пригодны для анализа целостности, иерархичности и организованности, присущих системе. 55. С позиции каких основных аспектов рассматривается понятие «система» в современной науке? В современной науке понятие «система» рассматривается с позиции трех основных аспектов: - как совокупность частей, составляющих объект (традиционный аспект); - как отношения между частями объекта (традиционный аспект); - как порядок, обусловливающий внутренне единство самого объекта в составе единой упорядоченной среды (системный трансдисциплинарный аспект). (Прим. В такои аспекте концепция системного трансдисциплинарного подхода модет играть роль концепции Общей теории систем). О классификации системных подходов 56. Какие виды подходов составляют классификацию системных подходов? Классификацию системных подходов составляют четыре вида подходов, которые также играют роль способов расширения горизонта научного мировоззрения: - системный дисциплинарный подход; - системный междисциплинарный подход; - системный мультидисциплинарный подход; - системный трансдисциплинарный подход. 57. Какую методологию используют системные подходы? - системный дисциплинарный подход позволяет применить к исследованию объекта, как к локальной дисциплинарной системе, соответствующую системную дисциплинарную методологию; - системный междисциплинарный подход позволяет применить к исследованию объекта, как к локальной междисциплинарной системе, комплементарные системные дисциплинарные методы-приемы; - системный мультидисциплинарный подход позволяет применить к исследованию объекта, как к целостной мультидисциплинарной системе, соответствующий комплекс системных дисциплинарных методологий; - Системный трансдисциплинарный подход — это универсальный метод расширения горизонта научного мировоззрения в рамках философской картины Единого мира путем унификации и обобщения дисциплинарных знаний. Системный трансдисциплинарный подход позволяет применить к исследованию объекта, как к единой трансдисциплинарной системе, универсальную системную трансдисциплинарную методологию (см. вопросы: 9-12). 58. Какие системные подходы в большей степени зависят от эмпирического описания процедур системного исследования, подкрепленного их строгим математическим выражением? От эмпирического описания процедур системного исследования, подкрепленного их строгим математическим выражением, зависят два системных подхода: - системный дисциплинарный подход; - системный междисциплинарный подход. 59. Какие системные подходы в большей степени зависят от существующих общефилософских решений, от образа общенаучной картины мира? От существующих общефилософских решений и образа общенаучной картины мира зависят два системных подхода: - системный мультидисциплинарный подход; - системный трансдисциплинарный подход. 60. Какая мета дисциплина использует системный трансдисциплинарный подход? Системный трансдисциплинарный подход использует системная трансдисциплинарность. 61. Какие основные функции характеризуют системную трансдисциплинарность? Системная трансдисциплинарность имеет четыре основные функции: - функция основного методологического инструмента научных исследований или решения многофакторных проблем в обстоятельствах, при которых дисциплинарные, междисциплинарные и мультидисциплинарные подходы оказываются малоэффективными; - функция вспомогательного методологического инструмента, при необходимости выполнения отдельных этапов. Как правило – это этап концептуального обоснования проекта или системного обобщения результатов научного исследования и решения многофакторной проблемы; - функция консультативного методологического аппарата, в случаях, когда необходимо разработать группу компенсационных мероприятий, способных обеспечить внедрение междисциплинарного решения многофакторной проблемы; - функция дополнительного инструмента анализа риска от предлагаемого решения многофакторной проблемы, предложенного междисциплинарной или мультидисциплинарной группой исследователей. Эти функции являются основой для плодотворного сотрудничества междисциплинарных групп и системных трансдисциплинарных специалистов-генералистов. 62. К какому году согласно модели развития направления «трансдисциплинарная наука» системный трансдисциплинарный подход будет признан в сфере высшего образования как самостоятельная мета дисциплина? Под давлением острой необходимости решения сложных и многофакторных проблем современного общества системный трансдисциплинарный подход будет признан в сфере высшего образования как мета-дисциплина в сентябре 2026 года. О системной трансдисциплинарной модели информационной единицы порядка 63. Что измеряют «мерой философской»? «Мерой философской» измеряют интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность объекта. 64. Что измеряют «мерой системной трансдисциплинарной»? «Мерой системной трансдисциплинарной» измеряют интервал проявления полной информации, в процессе которого объект сохраняет свою обобщенную значимость. 65. Что такое «системная трансдисциплинарная модель информационной единицы порядка»? Системная трансдисциплинарная модель информационной единицы порядка — это логически завершенная последовательность основных видов, подвидов и признаков полной информации в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать содержательные границы проявления потенции объекта. 66. Какие дисциплинарные знания признаются «необходимыми и достаточными»? Дисциплинарные знания признаются «необходимыми и достаточными», если исследователю удалось доказать их соответствие основным видам, подвидам или признакам полной информации в системной трансдисциплинарной модели информационной единицы порядка. 67. Какие понятия использует системный трансдисциплинарный анализ информации? В рамках системного трансдисциплинарного анализа информации используется три понятия: - информационный баланс, - информационный дисбаланс, - информационное напряжение. 68. Что такое информационный баланс? Информационный баланс — это состояние полной информации объекта, при котором активность и/или численность носителей информации количественного и качественного вида возвращается к средним значениям по завершению циклического процесса. 69. Что такое информационный дисбаланс? Информационный дисбаланс — это состояние полной информации объекта, при котором активность и/или численность носителей информации количественного или качественного вида не возвращается к средним значениям по завершению циклического процесса. 70. Что такое информационный дисбаланс первого вида? Информационный дисбаланс первого вида — это состояние полной информации объекта, при котором активность и/или численность носителей информации количественного вида превышает активность и/или численность носителей информации качественного вида по завершению циклического процесса. 71. Что такое информационный дисбаланс второго вида? Информационный дисбаланс второго вида — это состояние полной информации объекта, при котором активность и/или численность носителей информации качественного вида превышает активность и/или численность носителей информации количественного вида по завершению циклического процесса. 72. Что такое информационное напряжение? Информационное напряжение — это обозначение деформации состояния полной информации объекта, возникающей под влиянием факторов различной природы. 73. Сколько зон может иметь информационное напряжения? Информационное напряжение имеет четыре зоны. 74. Как изменяется общее состояние объекта в направлении от первой к четвертой зоне информационного напряжения? В направлении от первой к четвертой зоне информационного напряжения общее состояние объекта характеризуется от незначительных сбоев в функционировании объекта в первой зоне до полного прекращения функционирования объекта в четвертой зоне информационного напряжения. 75. Что обозначает термин «смысловой порог прогноза»? Смысловой порог прогноза обозначает конкретную величину информационного напряжения (зону), обусловливающую реальную возможность возникновения негативных событий определенного содержания. О системной трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка 76. Что такое «системная трансдисциплинарная модель пространственной единицы порядка»? Системная трансдисциплинарная модель пространственной единицы порядка — это логически завершенная конструкция фрагментов пространства в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать физические границы, в которых существует, проявляется и преобразуется потенция объекта. 77. В чем состоит различие между статичным и динамическим аспектами системной трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка? - статический аспект демонстрирует структуру зон функциональной принадлежности в системной трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка; - динамический аспект демонстрирует порядок приращения размеров пространственных фрагментов в системной трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка. 78. Что такое зоны естественной функциональной принадлежности? Зоны естественной функциональной принадлежности — это фрагменты системной трансдисциплинарной модели пространственной единицы порядка, которые являются формой существования эталонной и реальной информации количественного и качественного вида. 79. Какие зоны естественной функциональной принадлежности имеет системная трансдисциплинарная модель пространственной единицы прядка? Системная трансдисциплинарная модель пространственной единицы прядка имеет четыре зоны естественной функциональной принадлежности: - зону эталонной информации качественного вида (фрагмент I); - зону эталонной информации количественного вида (фрагмент II); - зону реальной информации количественного вида (фрагмент III) - зону реальной информации качественного вида (фрагмент IV). 80. Почему ухудшение общего состояния территории вызывает ухудшение показателей объектов и процессов во фрагменте III модели пространственной единицы порядка? Ухудшение показателей объектов и процессов во фрагменте III происходит потому, что в этом фрагменте наибольшее стремление проявить состояние реальных параметров будет испытывать информация количественного вида. 81. Почему произвольное разделение оплодотворенного яйца морского ежа в эксперименте по разным плоскостям приводило к разным результатам его дальнейшего развития. Разные результаты возникали вследствие случайного объединения фрагментов, относящихся к информации количественного и качественного вида, либо к информации только количественного вида, либо к информации только качественного вида. 82. Какой принцип использован при создании аппаратно-аналитического комплекса «ЭКОЛОГ+» для прогнозирования негативных природных и техногенных событий? При создании аппаратно-аналитического комплекса «ЭКОЛОГ+» для прогнозирования негативных природных и техногенных событий был использован принцип резонанса структуры элементов дозиметров этого комплекса, со структурой зон естественной функциональной принадлежности территории, подлежащей мониторингу. 83. Как системная трансдисциплинарная модель пространственной единицы порядка применяется в решении проблем градостроительства? Системная трансдисциплинарная модель пространственной единицы порядка применятся на стадии предпроектного анализа для выбора и обоснования зон и границ размещения объектов в соответствии с особенностями зон функциональной принадлежности территории. 84. Как можно сделать более эффективным процесс усвоения знаний, используя определенный порядок расположения студентов в учебной аудитории? Для усиления эффективности процесса усвоения знаний студентами преподаватель должен оперативно корректировать стиль, объем и глубину подачи нового учебного материала предстоящей лекции в соответствии с заполнением студентами зон естественной функциональной принадлежности пространства аудитории. О системной трансдисциплинарной модели временной единицы порядка 85. Что такое «системная трансдисциплинарная модель временной единицы порядка»? Системная трансдисциплинарная модель временной единицы порядка — это логически завершенная последовательность периодов времени в трансдисциплинарной системе, позволяющая обосновать смысловые границы продолжительности преобразования потенции объекта. 86. Какие виды системной трансдисциплинарной модели временной единицы порядка используются в методологических целях? В методологических целях используется пять видов моделей: - модель мультиплекса; - этапная модель; - импульсная модель; - модель прогрессивной временной шкалы; - модель годового цикла. 87. Что демонстрирует модель мультиплекса? Модель мультиплекса демонстрирует распределение влияния и синхронизацию результатов действия жестких и мягких программ целесообразного развития (преобразования потенции) объекта. 88. Какие волны составляют модель мультиплекса? Модель мультиплекса составляют два вида волн: длинные волны (базовая и установочные), а также короткие волны (калибровочные и опорные). 89. Что отображают длинные волны мультиплекса? Длинные волны мультиплекса отображают периоды, в рамках календарной продолжительности которых развитие объектов и функциональных ансамблей объектов имеет предопределенный характер. (Прим. Предопределенность проявляется последовательностью неизбежных результатов развития объекта и функционального ансамбля объектов. Предопределенность является гарантией того, что независимо от индивидуальности объекта, функционального ансамбля объектов, а также от влияния на них внешних и внутренних факторов их развитие по завершению его определенных стадий, этапов и периодов достигнет строго определенных количественных и качественных результатов. Отсутствие такой предопределенности не позволило бы другим объектам и функциональным ансамблям объектов на одном или на других уровнях действительности своевременно воспользоваться такими результатами преобразования материи и ее потенции. Это привело бы к прекращению существования единого мира. В таком качестве длинные волны мультиплекса играют роль жесткой программы развития). 90. Что такое базовая волна мультиплекса? Базовая волна — это отображение периода полной календарной продолжительности развития (преобразования потенции) объекта или функционального ансамбля объектов. 91. Что такое установочная волна мультиплекса? Установочные волны — это отображение периодов календарной продолжительности неизбежных стадий развития (преобразования потенции) объекта или функционального ансамбля объектов. 92. Что отображают короткие волны мультиплекса? Короткие волны мультиплекса отображают периоды, в рамках календарной продолжительности которых развитие объектов и функциональных ансамблей объектов носит характер предрасположенности (склонности или тенденции действовать определенным образом) к достижению определенных результатов. (Прим. Предрасположенность в отличие от предопределенности позволяет объектам и функциональным ансамблям объектов полно раскрыть и реализовать свою индивидуальность в развитии. Индивидуальность объекта и функционального ансамбля объектов проявляется в результатах развития, как правило, формирующихся под влиянием внешних и внутренних факторов (условий). Сами внешние и внутренние факторы, интенсивность их влияния могут значительно меняться в ходе развития. Реагируя на это влияние, объекты и функциональные ансамбли объектов способны в большей или меньшей степени приближаться индивидуальными результатами развития к тем результатам, которые требует от них предопределенный характер развития. Поэтому текущие результаты индивидуального развития объектов и функционального ансамбля объектов вынуждены периодически синхронизироваться и упорядоченно распределяться по периодам коротких волн, формируя тем самым очевидные признаки развития. В таком качестве короткие волны мультиплекса играют роль мягкой программы развития). 93. Что такое калибровочная волна? Калибровочные волны — это отображение периодов, в рамках календарной продолжительности которых различима логическая сочетаемость основных вех (моментов) развития (преобразования потенции) объекта или функционального ансамбля объектов. 94. Что такое опорная волна мультиплекса? Опорные волны — это отображение периодов, в рамках календарной продолжительности которых различима логическая сочетаемость текущих событий развития (преобразования потенции) объекта или функционального ансамбля объектов. 95. Что такое «контрольная точка» мультиплекса? Контрольная точка — это дата окончания определенной волны мультиплекса, к которой предполагается достижение определённой результатов целесообразного развития объекта. 96. Что такое «критическая точка» мультиплекса? Критическая точка — это дата перехода определенной волны мультиплекса из количественного этапа в качественный этап развития, к которой предполагается накопление необходимых ресурсов, позволяющих объекту достичь результатов ближайшей контрольной точки. 97. Что демонстрирует этапная модель? Этапная модель демонстрирует последовательное ускорение целесообразного преобразования потенции объекта. 98. Что демонстрирует импульсная модель? Импульсная модель демонстрирует распределение насыщенности событиями, которые сопровождают целесообразное преобразовании потенции объекта. 99. Что определяет модель прогрессивной временной шкалы? Модель прогрессивной временной шкалы демонстрирует длительность периодов неорганической, органической и социальной истории, к исследованию и описанию которых применимы мультиплекс, этапная и импульсная модели. 100. Что определяет модель годового цикла? Модель годового цикла демонстрирует структуру периодически повторяющихся периодов, обусловливающих цикличность целесообразного преобразования потенции объекта. 101. Какие виды периодов включает в себя модель годового цикла человека? Модель годового цикла человека включает в себя: - пять видов периодов, имеющих отношение к физиологии человека; - два вида периодов, имеющих отношение к психологии человека. О методологических аспектах новой модели мирового социально-экономического порядка 102. Для решения каких проблем предназначена теория троичных контрапунктов? Теория троичных контрапунктов предназначена для методологического обеспечения решений межличностных и межгосударственных проблем, препятствующих эффективному управлению устойчивым развитием современного общества. 103. Какие системные трансдисциплинарные модели единицы порядка обобщает теория троичных контрапунктов? Теория троичных контрапунктов обобщает модель пространственной и информационной единиц порядка. 104. Что такое троичный контрапункт? Троичный контрапункт — это взаимосвязанная совокупность трех подвидов Человека подлинно разумного, в рамках которой развитие одного подвида человека, играющего роль глубинного народа, задается и поддерживается двумя другими подвидами человека. 105. Что такое а-контрапункт? А-контрапункт — это подвид Человека подлинно разумного, который напрямую не взаимодействует с глубинным народом. 106. Что означает понятие «глубинный народ»? Глубинный народ — это носитель оригинальных социокультурных кодов определенного подвида человека подлинно разумного. 107. Какие подвиды человека подлинно разумного формируют современное общество? Современное общество формируют четыре подвида Человека подлинно разумного: - Человек оседлый; - Человек социальный; - Человек гуманистический; - Человек либеральный. 108. Какие типы государств современного общества формируют подвиды человека подлинно разумного? Подвиды Человека подлинно разумного формируют четыре типа государств: - государство оседлого типа; - государство социального типа; - государство гуманистического типа; - государство либерального типа. 109. В каком %% соотношении представлены подвиды Человека подлинно разумного в государстве? - при стабильном (нормальном, эталонном) состоянии государства 80% населения составляет подвид глубинного народа. 20 % населения приходится на три остальные подвида человека; - увеличение информационного напряжения состояния государства сопровождается дискретным (в соответствии с зонами информационного напряжения) уменьшением численности глубинного народа и увеличением численности других подвидов человека. (Прим. Рассчеты показывают, что в первой зоне информационного напряжения состояния государства численность населения А-контрапункта составляет - 0,8%; во второй зоне информационного напряжения - 2,7%; в третьей зоне информационного напряжения - 6,4%; в четвертой зоне информационного напряжения - 12,5%. Население А-контрапункта играет роль активной оппозиции. Поэтому определение зоны информационного напряжения состояния государства позволяет прогнозировать численность и активность оппозиции. 110. Что такое аксиомы усиления подвидов человека подлинно разумного? Аксиомы усиления — это результаты позитивного жизненного опыта, которые обрели форму утверждений базовых морально-нравственных принципов, содержание которых позволяет идентифицировать подвид человека подлинно разумного. 111. Что такое аксиома усиления базового типа знаний? Аксиома усиления базового типа знаний — это результат рационального мышления, содержание которого позволяет идентифицировать определенный тип знаний. 112. Какие базовые типы знаний использованы в теории троичных контрапунктов? В теории троичных контрапунктов использованы знания четырех типов: - знания безусловного типа; - знания интуитивного типа; - знания эмпирического типа; - знания спекулятивного типа. 113. Какой подвид человека подлинно разумного является инициатором проблем современного общества? Инициатором проблем современного общества является человек либеральный, который в 2016 году находиться в середине своего идентификационного этапа развития (1792-2240 годы). |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web