Всё о трансдициплинарности (Справочные материалы необходимые для написания научных работ, статей, дипломов и рефератов)
Правила делания науки:
-
|
Г. Гельмгольц
«Основным положением является то, что всякое изменение в природе должно иметь достаточное основание. Если ближайшие причины явлений сами изменчивы, мы должны искать причину таких изменений и должны дойти до «последних причин», действующих по неизменному закону, т.е. в любое время при одинаковых внешних условиях оказывающих одинаковое действие».
|
-
|
А. Эйнштейн
«...Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность».
|
-
|
П. Капица
«Развитие науки заключается в нахождении новых явлений природы и в открытии тех законов, которым они подчиняются. Чаще всего это осуществляется благодаря тому, что находят новые методы исследования».
|
-
|
Х. Боде
«Мы часто слышим, что «один человек больше не может охватить достаточно широкую область» и что «существует слишком много узких специализаций»… Поэтому нам нужен более простой, более единообразный подход к научным проблемам, нам нужны люди, которые занимаются наукой – не конкретной наукой, т.е. нам нужны научные генералисты»
(Bode H., 1949 г.).
|
-
|
К. Мэтер
«Если бы вы случайно услышали, о чём говорят старшекурсники, возможно, вы бы услышали «наши профессора загрузили нас по полной программе, но что всё это значит?»… Более важным является поиск основных концепций и основополагающих принципов, которые могут быть применимы ко всей совокупности знаний» (Mather K., 1951 г.)
|
-
|
У. Бек
«Критическое, реалистическое, ценностно-сознающее, практическое и рациональное стремление, связывающее воедино философию, практическую психологию и научно-исследовательский подход, сегодня является как нельзя востребованным. Оно без сомнения расширит и углубит наше понимание и практическое приложение самых разнообразных типов мышления, а также понимание исследований нашего мультикультурного общества, которое быстро становится глобальным и подвергается технологическим опасностям».
|
-
Международный симпозиум по трансдисциплинарности,Руайомонское аббатство (Париж, Франция), май 1998 года
«Мультидисциплинарный и междисциплинарный подходы не являются средствами эффективной защиты от продолжающейся в настоящее время фрагментации знаний, поскольку, через простое сопоставление или сборку дисциплинарных подходов, они не достигают той глубины «интеграции» фундаментального единства, лежащего в основе всех форм знания. Их концептуальные и методологические инструменты должны быть переосмыслены. Трансдисциплинарность изначально задумана как «метаметодология», поэтому трансдисциплинарной подход принимает в качестве объекта именно те разные методики различных дисциплин, для того, чтобы «преобразовать» и «превзойти» их».
Страница «Всё о трансдисциплинарности» содержит сведения о трансдисциплинарности, а также сопровождающие её материалы, включая обоснование её места в структуре принципов научного познания и в классификации научных подходов; осмыслен феномен трансдисциплинарности, её философия и методология; даётся представление о часто употребляемых значениях термина «трансдисциплинарность», о видах трансдисциплинарности, по необходимости приводится конструктивная критика их основных философских и методологических принципов; предоставлена краткая информация об истории Русской школы трансдисциплинарности; приводятся краткие сведения мировых школах трансдисциплинарности, об учёных и организациях, занимающихся развитием трансдисциплинарного подхода, его концепции, методиках, технологиях в России и в мире; приводится список литературы трансдисциплинарной тематики по дисциплинарным разделам российских авторов
Материалы страницы «Всё о трансдисциплинарности» подготовлены коллективом экспертов Русской школы трансдисциплинарности и Института трансдисциплинарных технологий, под руководством директора Института трансдисциплинарных технологий Владимира Стефановича Мокий
- Краткий очерк истории Русской школы трансдисциплинарности (1990-2024)
- Brief History of the Russian School of Transdisciplinarity (1990-2024)
Уточнённая и обновлённая информация по терминологии, вопросам зарождения, развития и становления системного трансдисциплинарного подхода, его философское обоснование и методологические отличия от других видов трансдисциплинарности сосредоточена в учебном пособии МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ /авторский коллектив: В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова/, которое было переиздано в издательстве образовательной платформы "ЮРАЙТ" в январе 2021 года.
Актуальная информация о стоимости книги:
- Индивидуальная аренда электронного учебника - 252 руб.
- Печатное издание (твёрдая обложка) - 1109 руб.
На сайтах партнёров издательства Юрайт:
litres.ru - 909 руб.
ozon.ru - 1397 руб.
(на 01.01.2024 этот учебник выбрали 24 университета в России).
В последнее время, все чаще возникают ситуации, когда студенты просят преподавателей университетов кратко рассказать им о том, что такое трансдисциплинарность?. Дисциплинарные преподаватели не обязаны отвечать на такие вопросы. Однако, способность сообщить студентам краткую, но исчерпывающую информацию на эту тему позволит преподавателю укрепить свой авторитет. В помощь дисциплинарным преподавателям специалисты Института трансдисциплинарных технологий подготовили краткий конспект на тему: что представляет собой современная трансдисциплинарность? Такой объем информации, как правило удовлетворяет спонтанное любопытство студентов (обновлено 08.01.2023).
Материалы страницы «Всё о трансдисциплинарности», а также учебное пособие "Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы", могут играть роль информационно-методического сопровождения Учебной программы (дисциплины по выбору) «Методология трансдисциплинарности».
Рецензии по текущим публикациям о трансдисциплинарности, а также ответы специалистов Русской школы трансдисциплинарности и Института трансдисциплинарных технологий на вопросы, поступающие на информационный портал "ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ" размещены на специальной странице (см. Вопросы и ответы);
В сентябре 2020 специалисты Русской школы трансдисциплинарности и Института трансдисциплинарных технологий подготовили для студентов и преподавателей вузов специальную информационную страницу "Трансдисциплинарность - ЧаВо). На этой странице размещены краткие ответы на 113 вопросов о трансдисциплинарности.
Информацию о философской связи системной трансдисциплинарности и общей теорией систем можно получить в статье Мокий, В.С. «Трансдисциплинарные основания общей теории систем, как академической научной дисциплины». В статье описаны философские основания общей теории систем, как строгой научной теории с использованием философской концепции единоцентризма. Предлагаются определения понятий, способных составить основу возможной категориальной базы системного мировоззрения и общей теории систем. Обосновывается предположение, что общая теория систем может существовать в широком смысле, как совокупность системных подходов и в узком смысле, как академическая дисциплина. В этом случае они способны успешно дополнять друг друга. Обосновывается тезис о важной роли общей теории систем не только в области фундаментальных научных исследований, но и для системного обоснования новой модели мирового социально-экономического порядка.
Статья была опубликована 28 сентября 2017 в рецензируемом электронном научном журнале «Universum: общественные науки».
Чтобы быть в тренде мирового высшего образования студенты, аспиранты, преподаватели и ученые российских вузов вынуждены упоминать в своих исследованиях, статьях и учебниках термин «трансдисциплинарность». При этом, они вынуждены ссылаться на высказывания о трансдисциплинарности, которые, как правило, принадлежат зарубежным авторам. Некоторые российские авторы уверены, что некоторые частные теории «можно считать» трансдисциплинарными. Отсутствие определений, включающих в себя идентификационные признаки трансдисциплинарности и трансдисциплинарных подходов, существенно усложняют анализ содержания научных статей и тезисов конференций, а также снижают их научную ценность.
Устранить это обстоятельство призвана статья: Мокий В.С., Лукьянова Т.А. Трансдисциплинарность: стереотипы, подходы и направления. По сути, эта статья представляет собой обзор обзоров литературы на тему «трансдисциплинарность». В статье описаны: первопричина трансдисциплинарности; ее первоначальные идеи; представлены 38 стереотипов трансдисциплинарности; приведены обоснования трансдисциплинарных подходов в классификациях академических и системных подходов. Статья предлагается для цитирования специализированной информации о трансдисциплинарности в научных работах, исследованиях, диссертациях, статьях и учебниках.
Статья была опубликована 28 марта 2021 в рецензируемом электронном научном журнале «Universum: общественные науки»
В сентябре 2022 года был опубликован Манифест системной трансдисциплинарности (2023-2030). Манифест призван привлечь внимание ученых, организаторов высшего образования и финансирующих организаций к роли и ответственности современной трансдисциплинарности и системного мышления в устранении глобальных конфликтов в международных отношениях.
В связи с эксклюзивным характером материалов, просьба - ссылаться на информационный портал «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ» ( http://www.td-science.ru/index.php/vse-o-transditsiplinarnosti )
Перечень разделов страницы:
Раздел 1. Синопсис системной трансдисциплинарности (трансдисциплинарности-4)
Раздел 2. Причины появления трансдисциплинарности
Раздел 3. Часто употребляемые значения термина «трансдисциплинарность»
Раздел 4. Основные виды и формы трансдисциплинарности
Раздел 5. Трансдисциплинарность науки и трансдисциплинарная наука
Раздел 6. Трансдисциплинарность в классификации принципов науки
Раздел 7. Трансдисциплинарный подход в классификации классических научных подходов
Раздел 8. Трансдисциплинарный подход в классификации системных подходов в науке
Раздел 9. Краткие сведения о структуре методологии трансдисциплинарности
Раздел 10. Перспективы развития трансдисциплинарности
Раздел 11. Краткий очерк истории системного подхода
Раздел 12. Ссылки на литературу: статьи в журналах из перечня ВАК; статьи в рецензируемых Российских и Международных научных журналах; монографии; учебники для вузов; кандидатские и докторские диссертационные работы, в которой использованы материалы Русской школы трансдисциплинарности или делаются ссылки на системный трансдисциплинарный подход. (В скобках указано количество статей)
Раздел 13. Образное отображение основных понятий страницы «Всё о трансдисциплинарности»