Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Признаки и различия дисциплинарной и трансдисциплинарной системТеперь на сайте школы можно получить информацию о главных признаках и различиях дисциплинарной и трансдисциплинарной систем. С главными признаками трансдисциплинарной системы и с её отличиями от дисциплинарной системы можно ознакомиться. Эксклюзивная научная информация! Существенные признаки дисциплинарных систем: 1. В дисциплинарном смысле, термин «система» употребляется для представления целостного объекта исследования в препарированном виде. Проще говоря, покупателю в магазине безразлично – представляет ли хлеб цельный батон или этот батон уже нарезан машиной на ровные ломтики – это все равно хлеб. Но нарезанный батон удобен для употребления. По аналогии с приведенным примером, объект, как явление или процесс окружающего мира, на который направлена познавательная деятельность, можно ассоциировать с батоном хлеба. Термин «система» в дисциплинарном применении – это нарезанный батон или тот же объект, но в удобной для исследования, форме. Поэтому в теории и практике системного исследования объект и система, зачастую, выступают синонимами. Отсюда и приверженность ученых-дисциплинариев одному из самых распространенных определений системы – "Системой является множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство". Так как теории и методы имеют границы своего применения, то в границах многих теориях и методах такое замещение терминов не является принципиальным. Ну, в самом деле, какая разница – употреблять выражения – «развивается объект» или «развивается совокупность элементов (система), в которой подразумевают объект»? Оказалось, что разница есть и она существенная. Например, рассмотрим (объект) систему дыхания организма человека. Можно сказать, что она состоит из носоглотки, трахеи и легких. Но заканчивается ли эта система только этими элементами? С позиции анатомии – да, с позиции физиологии – нет. Заканчивается ли предприятие, как экономическая система (объект), заводской оградой или она продолжается в окружающую среду, называемую рынок? Как видно из приведенных примеров, и вопросы, и ответы во многом зависят от границ метода. Если границы конкретного дисциплинарного метода стремятся быть раздвинутыми, то и объект исследования должен быть представлен дисциплинарной системой, в которой появляются новые элементы и новые свойства такой системы. Так, например, для простых систем достаточно полагать, что целое может быть описано свойствами частей и их взаимодействиями, что элементы вне целого и внутри его обладают одними и теми же свойствами. Сложные саморегулирующиеся системы имеют уже уровневую организацию, они включают в свой состав подсистемы и информационно-управляющий блок, с передачей информации от него к подсистемам и обратными связями, обеспечивающими воспроизводимость системы как целого. Категории части и целого здесь изменяются – появляется идея системного качества, не сводимого к свойствам частей. Поэтому вывод, который напрашивается сам собой, свидетельствует в пользу того, что существенный признак дисциплинарных систем – способность препарировать единый объект, делая его пригодным к исследованию. 2. Вторым существенным признаком дисциплинарных систем является их принадлежность к процессуальнымсистемам. Это значит, что свойство дисциплинарных объектов (систем) поддаваться исследованию, обусловлено непрерывным процессом преобразования их элементов или общего состояния всей системы. Говоря проще, чтобы быть познанным, объекту (системе) необходимо находиться в процессе. Например, дисциплинарное системное мышление, прививаемое нам со школьной скамьи, на вопрос: «что такое Вселенная?», воспроизведет в сознании образ системы космоса, элементами которой являются туманности, галактики и звезды. Все элементы этой грандиозной системы, и сами находятся в процессе преобразования своего состояния, и в процессе развития надсистем (элементов), в которые они входят на правах подсистем (элементов). Только благодаря процессу, который длится в ней уже около 14 млрд. лет, Вселенная, как самая большая из известных в науке, систем приобретает возможность быть исследованной. 3. Чем сложнее дисциплинарная система, тем ярче в ней проявляются интегральные свойства. К ним относятся отношение системы к пространству, времени и общему состоянию. Что касается отношения к пространству, то, например, для добывающей компании имеет значение – где располагается месторождение полезных ископаемых в жаркой пустыне или за полярным кругом. Для магазина принципиально его расположение в пространстве – ближе или дальше от центра города и т.п. Причем, например, для сельхоз предприятия важно его расположение во внешнем пространстве, определяющее близость к дорогам, энергоресурсам и рынкам сбыта. Но не менее важно его собственное, так называемое внутреннее пространство – месторасположение плодородных почв, а также почв иссушенных, заболоченных, неплодородных и т.п. Время для дисциплинарной системы – это, прежде всего олицетворение, так важного для ее существования, процесса. Как и в случае с пространством, у сложной дисциплинарной системы выделяется внешнее время, основные периоды которого определяет либо природа (для сельхозпроизводителей), либо графики отчетности в налоговую инспекцию и внутреннее время, позволяющее изучать конкретную экономическую систему, организовывать ее управление. Общее состояние дисциплинарной системы представляет собой результаты процесса, результаты его отдельных периодов. Общее состояние также подразделяется на внешнее и внутреннее. Так называемое внешнее состояние позволяет оценить степень содействия этой системы в достижении целей процесса ее надсистемы. Например, общее состояние металлургической промышленности государства, как экономической системы, зависит от общего состояния крупнейших металлургических компаний. В свою очередь, внутреннее состояние системы обеспечивает достижение целей ее собственного процесса. Зачастую эти общие состояния могут иметь «разнонаправленные» векторы. Например, когда требуется сохранить рынок сбыта металлургической промышленности государства, оно может не считаться с общим состоянием металлургической компании, у которой общее состояние начинает меняться не в лучшую сторону в силу катастрофического сокращения запасов угля и руды на складах. Таким образом, третьим существенным признаком дисциплинарных систем является их зависимость от интегральных свойств – пространства, времени и общего состояния, имеющих ярко выраженный внутренний и внешний аспекты. Рассматривая существенные признаки дисциплинарных систем, несложно убедиться, что понятия единство и целостность для большинства их них не имеет существенного методологического значения. С их помощью производится лишь констатация того, что исследование касается именно этой, а не другой системы. Зачастую обозначение дисциплинарной системы целой или единой, употребляется с целью обозначения ее общего состояния в границах времени и пространства. Например, когда требуется соединить само предприятие, как систему, и его внутригосударственную и внешнегосударственную деятельность по продвижению товара, также как систему. В результате, новый объект исследования обозначают, как единую систему экономических интересов. Большинство объектов материального мира, изучаемых современной наукой, сегодня представляются в качестве открытых процессуальных систем. Именно процессуальные системы позволяют построить абстракции, отождествляемые с реальностью, такими как «нелинейные среды», «динамический хаос», «точки бифуркации», «кооперативные эффекты», «фракталы». Эти представления организуют в целостность многообразные модели (теоретические схемы), многие из которых были ранее созданы в других науках – в физике, химии, биологии, экономике, истории, технических науках. Иными словами, формирующаяся новая научная картина мира уже не мыслится вне процессуальности. Но у процессуальности, так и у процессуальных систем, есть слабое место – целевая причинность. Или, говоря проще, почему процесс заканчивается не просто, потому что он должен закончиться, а заканчивается достижением, осознаваемой исследователем, цели. Проблема состоит в том, что развитие, как очевидно направленный процесс, не может иметь цель, которая формировалась бы в недрах самого этого процесса. Это всё равно, что цель – «определение точного времени» родилась бы в результате процесса, в котором произвольно движутся и стрелки и циферблат часов. Поэтому и целевая причинность, и «точки принятия решения», и даже сама возможность выбора, должна быть следствием существования иных факторов, имеющих непосредственное отношение, более того, нормативное отношение, к процессуальным системам. Следует отметить, что приведенные существенные признаки процессуальных дисциплинарных систем, как и те, которые еще будут открыты, являются следствием их последовательного изучения и осознания результатов изучения. Поэтому, термины пространство, время и общее состояние в практических системных исследованиях приобрели несколько иную смысловую нагрузку, которую они несут, скажем, в философии и физике. Кроме того, при изучении сложных процессуальных систем, зачастую, невозможно выполнить требования – «при прочих равных условиях», потому что развиваются сами условия и системы, да и сами системы бывают в единичном экземпляре. Поэтому появилась потребность в усилении нормативной составляющей методологии исследования сложных процессуальных систем. Это усиление может быть выполнено за счет привлечения к методологии их исследования моделей трансдисциплинарных систем. Для того чтобы разница между дисциплинарной трансдисциплинарной системами была наиболее очевидной – резюмируем вышесказанное. Процессуальная дисциплинарная система является отображением объекта, в удобной для исследования, форме или, образно говоря, представляет его препарированным на дисциплинарные предметы – элементы системы. Элементами такой системы являются и предметная сутьобъекта (его части), взаимодействия элементов предметной сути (частей), и очевидные способности этих частей и взаимодействий сохраняться самим и сохранять цельный образ системы, называемые законами и закономерностями. Единство и цельность не имеют для такой системы особого методологического значения. Мало того, предметная суть и ее взаимодействия самой системы могут быть принципиально разными для ее подсистем. Например, не смотря на то, что процессуальная система «человек» является подсистемой Солнечной системы, нельзя рассматривать звезду Солнце и человека, используя одни и те же элементы предметной сути, взаимодействия и законы и закономерности, а также модели одной и той же дисциплинарной процессуальной системы. Поэтому дисциплинарные системные методы вынуждены осуществлять поиск очевидных отношений и связей, объединяющих части и элементы системы, в Единое целое. Если такие "очевидные отношения и связи" не обнаружены, то при решении конкретной проблемы эти системные подходы будут испытывать, прежде всего, концептуальные, теоретические трудности. В настоящее время эти трудности проявляются в недостаточно эффективном решении современных комплексных, многофакторных проблем в обществе, экономике, экологии, медицине и в ряде других направлениях. Существенные признаки трансдисциплинарных систем 1.Трансдисциплинарный подход иначе трактует ситуацию с объектом и системой. Напомним, что, единство окружающего мира и наличие в нем определенной организации признается большинством ученых. В трансдисциплинарности это единство и внутренняя организация является основным признаком Мира, это имеет принципиальное значение. В трансдисциплинарной картине, Мир представляется единой упорядоченной средой (One Orderly Medium), всеобщим объектом. Вне присутствия Наблюдателя этот объект един, то есть не состоит из частей. Но даже присутствующий Наблюдатель может выделить в нем только его естественные фрагменты, которые приходятся друг другу либо надсистемами, либо подсистемами. Для единственной среды (объекта) существует основная естественная цель – сохранить свое единство, единственность, всеобщность. Порядок, обусловливающий единство среды (объекта) получил название – трансдисциплинарная система. Именно с этого момента теоретических рассуждений появляется методологическая необходимость формализовать понимание – единого, сделать его удобным для исследования. Быть единым – значит иметь один и тот же, естественный порядок в любом фрагменте среды и в любом взаимодействии этих фрагментов. Поэтому, первым признаком трансдисциплинарных систем даже при отношениях подсистема и надсистема, является их подобие на любом уровне бытия, для любых естественных фрагментов и их взаимодействий. 2. Однако объявление наличия порядка, присутствующего во всех составляющих единой среды имеет теоретическое значение. Для решения методологических задач, трансдисциплинарная система получила интегральный образ – образ «единицы порядка». Так как в трансдисциплинарной картине мира, единство является главным признаком упорядоченной среды (объекта), единица порядка, которая обусловливает это единство, должна иметь принадлежность к основным философским категориям, которые обычно употребляются для обозначении единства и всеобщности – это пространство, время, а также их общее состояние, которое позволяет среде (объекту) сохранить единство в процессе достижения своей цели. Таким образом, единица порядка, как образ трансдисциплинарной системы имеет три аспекта, в которых заложены единые принципы построения – пространственный аспект, временной (темпоральный) аспект и аспект общего состояния, который иначе называется – информационный аспект. Выше мы говорили о том, что объект, как дисциплинарная процессуальная система, в процессе развития устаревает или усложняется; у него исчезают или появляются новые элементы; появляются или исчезают новые взаимодействия и функции. Всего этого не происходит с трансдисциплинарной системой. Чтобы не происходило с объектом в процессе развития, он должен оставаться единым. А это значит, что внутреннее содержание трех аспектов единицы порядка должно сохраняться внутри объекта и в среде, окружающей его, на всем протяжении существования объекта! Таким образом, трансдисциплинарная система должна быть вне процесса или, точнее, она является его нормативной составляющей. Из этого утверждения следует второй признак трансдисциплинарной системы – ее принадлежность к непроцессуальным системам. Резюмируем сказанное: Во-первых, в отличие от процессуальной дисциплинарной системы, которая ассоциируется с объектом и представляет его в удобной (препарированной) для исследования, форме, непроцессуальная трансдисциплинарная система ассоциируется с порядком, который обусловливает единство этого объекта. Следовательно, она представляет в удобной для исследования форме, единство объекта. В таком своем предназначении, дисциплинарные и трансдисциплинарные системы комплиментарны, то есть, необходимы друг другу и дополняют друг друга, в организации и проведении научного исследования, как ключ и замок. При этом если первые выделяют, классифицируют и исследуют очевидную предметную суть объекта (элементы системы) и ее очевидные взаимодействия, то вторые позволяют уточнить – все ли элементы этой предметной сути и взаимодействия попали в «поле зрения» исследования (вспомните вопрос – заканчивается ли предприятие заводской оградой?). Во-вторых, непроцессуальная трансдисциплинарная система является нормативной составляющей объекта. Поэтому содержание и конструкция ее пространственного, временного и информационного аспекта (модели трансдисциплинарной единицы порядка) играют роль «программ процесса развития объекта» разворачивающегося соответственно, в пространстве, во времени, в преобразовании своего общего состояния. В результате, пример, с Солнцем и человеком выглядит иначе. Непроцессуальная система «человек» является подсистемой Солнечной непроцессуальной системы. В связи с тем, что их непроцессуальные системы (единицы порядка) подобны, то это позволяет сформировать для каждого из них, «сферу долженствования» о которой мы подробно говорили в предыдущих параграфах. Иными словами, в научном исследовании появляется возможность решить сложные проблемные задачи, например: - определять соразмерные главные цели развития различных объектов; - расшифровать соразмерные периоды этого развития и этапные цели такого развития; - обосновывать истинные границы объекта исследования в пространстве, процесса его развития во времени, и общего состояния (информации) в окружающей среде. Поэтому, в отличие от дисциплинарного метода, трансдисциплинарный метод не ищет очевидные отношения и связи, присутствующие в объекте, а заранее предполагает их наличие и организующее влияние на объект. В результате объект не только познается. Одновременно с этим, формируется понимание его истинного места и роли в окружающем мире. В свою очередь, познание механизма индивидуального проявления порядка (системы) позволяет создавать способы гармонизации состояния Объекта в соответствии с этими местом и ролью. В свою очередь, открывающийся доступ к программам развития объектов и среды их окружающей позволяет, с одной стороны, усилить нормативную составляющую, прежде всего, тех наук, объекты исследования которых, плохо формализуются, либо существуют в одном экземпляре, либо эндемичны. К таким объектам относятся и объекты экономической науки. С другой стороны, такой доступ позволяет усилить эффективность тактического и, что наиболее важно, стратегического управление такими объектами за счет создания новых технологий управления. |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web