Анализ политических событий. Россия, Январь 2020

srПять лет назад, 11 февраля 2015, специалистами Института трансдисциплинарных технологий был подготовлен и разослан всем заинтересованным организациям важный документ. Этот документ получил название «Аналитическая записка по результатам моделирования развития СССР и России в период с 30.12.1922 по 30.12.2034, с использованием методологии трансдисциплинарного системного подхода».

После того, как «заинтересованные организации» сообщили, что «приняли к сведению» информацию этой Записки, 11 февраля 2016 у руководства института появилась возможность открыть публичный доступ к её основному содержанию. Тем самым мы выполнили просьбы преподавателей, студентов и аспирантов, опубликовать эту записку, как один из практических примеров использования трансдисциплинарных технологий и системных трансдисциплинарных моделей.

В январе 2020 года в России произошли политические события, которые имеют непосредственное отношение к содержанию и прогнозам этой Аналитической записки.

Необходимо уточнить, что описание предоставленной модели развития России в 2015 году в рамках Аналитической записки сотрудники Института проводили впервые. В отсутствии контакта со специалистами профильных ведомств  и академических институтов, на который мы рассчитывали после подачи Аналитической записки, в описании прогноза нами был использован принцип аналогии. Поэтому прогнозы получились излишне однозначными и мрачными:

"События в период с 30.12.2013 по 01.07.2017 будут напоминать события и их результаты, произошедшие в «России кремлёвских старцев и Горбачёва» с 30.12.1978 по 30.12.1992. А события с 01.07.2017 по 29.03.2019 будут напоминать события и их результаты, произошедшие в «России Ельцина» с 30.12.1992 по 30.12.1999. Продолжая аналогию, следует предположить, что к 01.07.2017, с большой вероятностью могут сложиться условия смены власти и руководителя «России Путина» (рис. 1). По сценарию, подобному «России Ельцина», новый руководитель (группа лидеров), в этом случае всё равно начнут проведение радикальных реформ, но, которые, в данном случае, завершат разрушение экономического потенциала и потенции первоначальной идеи государственности «России Путина». Это обстоятельство к 29.03.2019 будет способствовать образованию нового (обновлённого) Российского государства".

 

sr 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давая такой прогноз, мы не учли исторический факт: "История повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии; второй раз – в виде фарса", то есть в реальности события  оказались более прозаичными, но соответствующими по смыслу.

Согласно представленной модели развитие России с 30.12.2013 могло начаться по двум сценариям – позитивному, либо негативному. Важно отметить, что каждый сценарий должны были сопровождать события, соответствующие фиолетовому признаку. Напомним, что события фиолетового признака закладывают общий потенциал развития, формируют или принципиально корректируют первоначальную идею социально-экономического развития и/или идею государственности. К таким событиям можно отнести Майские указы Президента РФ [Серия из 11 указов, подписанных В. В. Путиным 7 мая 2012 года в день вступления в должность Президента РФ, и содержащие 218 поручений Правительству РФ для выполнения в течение 2012—2020 годов].

По позитивному сценарию к 29.09.2015 результаты выполнения этих указов должны были быть существенными и оптимистичными. В соответствии с моделью позитивного сценария с 29.09.2015 года эти результаты должны были способствовать бурному развитию экономики и общества в России. Однако этого не произошло. В мае 2015 года правительство РФ объявило, что из 218 поручений было выполнено и снято с контроля 137 поручений (из 168, которые должны были быть выполнены к тому времени), на исполнении находилось 81 поручение, в том числе невыполненные в установленные сроки, которые пришлось перенести. В то же время по данным «ОНФ» и «Опоры России» 80 % от всех поручений не были выполнены, а часть выполненных исполнены формально и с низким качеством. В декабре 2015 года руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Н. Николаев сообщил, что более трети данных поручений в рамках «майских указов» так и не были выполнены. Директор региональной программы Независимого института соцполитики и профессор МГУ Наталья Зубаревич называла майские указы В. Путина способом формирования лояльного электората, в итоге приведшем к росту дефицита и дестабилизации бюджетов российских регионов. Также она отмечала их непросчитанность. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Алексей Скопин указывал, что указы также стали отражением структурных недостатков в бюджетной политике России — возложения расходов на нижний уровень публичной власти при смещении доходов на верхний [Данные Википедии]. На фоне неудач майских указов следует отметить безынициативность и саботаж чиновников, множественные финансовые и коррупционные скандалы, которые стали действительным олицетворением периода развития России с 29.09.2013 по 01.07.2017. Именно эти события позволяют провести аналогию между этим периодом и периодом «России кремлёвских старцев и Горбачёва».

Эти обстоятельства позволяют утверждать, что с 29.09.2013 развитие России продолжилось по негативному сценарию (рис.1). В соответствии с моделью негативного сценария с 01.07.2017 начался новый (краткосрочный) период. По аналогии он был назван периодом «России Ельцина». Роль нового лидера в этом периоде сыграл сам В. Путин. В соответствии с фиолетовым признаком этого периода произошли выборы президента и подписан указ президента от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающий и утверждающий национальные проекты России. Эти нововведения продолжали сопровождаться крупными финансовыми коррупционными скандалами с участием федеральных и региональных чиновников.

С 29.03.2019 в соответствии «с порядком цифр» в модели негативного сценария в России начался новый период. С началом этого периода в России произошли политические события, которые соответствуют его собственному фиолетовому признаку. А именно, в 2019 году начался процесс активной подготовки новой политической элиты и скрытая работа по корректировке государственного устройства России. В январе 2020 года предложены принципиальные изменения в Конституцию РФ и т.п. Про начавшийся период в 29.03.2019 в Записке было сказано о «проведении радикальных реформ, которые, в данном случае, завершат разрушение экономического потенциала и потенции первоначальной идеи государственности «России Путина». Нет ли здесь противоречия прогнозу?

Прежде всего, следует отметить, что использование моделей системного трансдисциплинарного подхода позволило точно спрогнозировать, а затем и распознать наиболее вероятный сценарий развития государства. Почему этот сценарий продолжает рассматриваться как негативный? Потому что на фоне кардинальных реформ, которые требует начавшийся период, не устранены внешние и внутренние, объективные и субъективные факторы, способные «завершить разрушение экономического потенциала и потенции первоначальной идеи государственности «России Путина». К этим факторам относятся: отсутствие государственной идеологии; продолжающаяся инерция, безынициативность и коррупционность федеральных и региональных чиновников; не просчитана реакция на предстоящие перемены "глубинного" народа (В. Сурков); сохранение экономических и политических санкций; сохраняются негативные факторы природного и иного характера, которые подробно описаны в Аналитической записке и т.п. При этом, следует отметить, что модель негативного сценарий развития позволяет точно определить все его базовые параметры: даты контрольных и критических точек развития, сроки периодов особой чувствительности процесса развития, периоды профилактики и корректировки состояния процесса развития и т.д. Определение этих параметров имеет принципиальное значение для разработки коррекционных и профилактических мероприятий, позволяющих максимально устранить последствия развития России по негативному сценарию.

Какие перспективы у этой информации (знаний)?

В Европе с 2000 года для чиновников Евросоюза действуют положения «The Zurich 2000 conception». Эти положения содержат подробные и однозначные рекомендации по использованию информации (знаний), которые сформированы неправительственными организациями (НПО). В соответствии с этой концепцией и сопутствующих ей документов, чиновники обязаны принимать и использовать в своей работе, в том числе в области планирования социально-экономического развития, информацию (знания), которые передают им автономные некоммерческие организации (АНО), которым по закону разрешено заниматься научной деятельностью. Поэтому в Европе эта прогнозная информация была бы востребована по закону.

В России автономные некоммерческие организациисуществуют. Этим организациям по закону разрешено заниматься научной деятельностью. Но в России отсутствует закон, который обязывает чиновников принимать и использовать эту информацию (знания) в своей работе по планированию социально-экономического развития. Поэтому эта информация (знания) в России останется не востребованной.

Дата последнего обновления информации на портале

cal   04.07.2020

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2020
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web