Решение социальных проблем с помощью трансдисциплинарных исследований

oecdВ июне 2020 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала программный документ

«Решение социальных проблем с помощью трансдисциплинарных исследований».

Этот документ был одобрен и рассекречен комитетом по научно-технической политике 5 июня 2020 года для публикации секретариатом ОЭСР.

Специалисты Русской школы трансдисциплинарности и Института трансдисциплинарных технологий по просьбе посетителей информационного портала «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ» изучили содержание этого документа, провели его тщательный анализ и дали профессиональную оценку его достоинств и недостатков.

Прежде всего необходимо отметить ответственное и осознанное стремление членов экспертной группы, которая формировала этот документ, всесторонне и выгодно представить проекты трансдисциплинарных исследований, которые формировались и финансировались для решения конкретных проблем общества. К очевидным достоинствам документа следует отнести: ясность изложения материалов, систематизированное представление проектов, которые определены как трансдисциплинарные проекты, формирование заключительных комментариев, описывающих условия, при которых подобные трансдисциплинарные исследования могут быть успешными.

Однако для постоянного улучшения программных документов важно отмечать не столько их очевидные достоинства, сколько их скрытые недостатки.

К скрытым недостаткам документа следует отнести: отсутствие у составителей документа глубоких теоретических знаний о видах, формах, типах трансдисциплинарности, а также отсутствие существующих представлений об идентификационных признаках таких методологических инструментов, как междисциплинарные исследования, трансдисциплинарные исследования, трансдисциплинарные подходы. Составители документа вышли из этой ситуации очень просто. Они составили свой глоссарий (стр. 79), в котором предоставили первое, подходящее к практическому содержанию локумента, определение трансдисциплинарности и трансдисциплинарных исследований, а уже под эти определения подобрали проекты, обозначая их как трансдисциплинарные исследования.

Как следствие, документ имеет две разные части. Вполне законную презентацию 28 проектов (стр. 41) и крайне проблематичную теоретическую вступительную (стр. 15) и заключительную часть (стр. 69).  

Вступительная часть проблематична потому, что её иконография (стр. 15) демонстрирует равенство всех дисциплин и их знаний, но не объясняет их методологические и языковые взаимодействия, не объясняет необходимости ведущих и ведомых дисциплин, не определяет языком какой дисциплины будут излагаться результаты исследований и т. д.).

Заключительная часть (Заключительные комментарии) проблематична потому, что:

- во–первых, проблемы вступительной части в целом способствуют тому, что в академической среде к трансдисциплинарным исследованиям часто относятся как к маргинальным исследованиям.

- во–вторых, по причине своей маргинальности, значительная часть комментариев представляет собой факторы, которые сегодня препятствуют развитию трансдисциплинарности и трансдисциплинарных исследований. Например, цитируем: «… хотя директивные органы и другие субъекты могут предоставлять мандаты и стимулы для трансдисциплинарных исследований (TDR), их воздействие будет ограниченным без поддержки академического сообщества и его представительных ассоциаций». Создается впечатление, что составители документа забыли, что основное назначение академии – накопление и сохранение дисциплинарных знаний и охрана дисциплинарных границ. При этом интеграция дисциплинарных знаний является лишь проектной (перспективной) целью.

Приведем следующую цитату «… Университеты и государственные научно-исследовательские институты являются основными организациями, через которые осуществляются трансдисциплинарные исследования (TDR), и их долгосрочная стратегическая приверженность и поддержка необходимы для расширения (TDR) до масштабов, необходимых для решения сложных социальных проблем». Составители документа опять не учитывают того, что главная задача университетов сформировать у студентов научное мировоззрение и обучить их навыкам практической дисциплинарной деятельности, ограниченной компетенциями бакалавриата и магистратуры. Следовательно, привлечение студентов к участию в трансдисциплинарных исследованиях является проблематичным. Об этом говорят сами участники «трансдисциплинарных» проектов, ссылаясь на то, что длительные сроки выполнения этих проектов, зачастую, превышают сроки обучения студентов в университете и т.д.

Всё это позволяет сделать вывод, что подобные программные документы не способствуют формированию политики использования трансдисциплинарных исследований для решения сложных социальных проблем. Но они способствуют совершенствованию политики использования междисциплинарных и мультидисциплинарных исследований для решения социальных проблем, а также развитию соответствующих междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов.

Дата последнего обновления информации на портале

cal   19.04.2024

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2023 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web