Рабочий семинар по инструментам и методам междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований

openВ период с 15 по 16 января 2021 года The ITD Alliance Working Group on Toolkits and Methods провела online международный семинар. The ITD Alliance Working Group on Toolkits and Methods была создана после семинара, направленного на "создание желаемого ландшафта инструментария для меж- и трансдисциплинарности“ на международной конференции по Трансдисциплинарности 2019 года.

Цели семинара:

- Поддержка успешного использования подходов, методов и инструментов, обеспечивающих сотрудничество за пределами дисциплин.

- Обеспечить вклад и углубить дискуссию о методах и методологии, улучшающих методологические стандарты исследований.

- Навести мосты между инструментариями и сообществами (прежде всего, в рамках ITD-альянса) с целью предотвращения повторного изобретения колеса и содействия адаптации существующих методов.

- Обсудить критерии показателей и измерений оценки целесообразности / надежности / научной строгости/ эффективности (комбинаций) инструментов.

Сотрудники Института трансдисциплинарных технологий приняли активное участие в работе этого международного семинара.

Участники семинара являются специалистами, которые имеют большой опыт в формировании инструментов и методов научных исследований. Уровень их научно-теоретической подготовки позволяет им говорить о преимуществах и недостатках методологии современной науки. Поэтому нам показалось важным обратить внимание участники семинара на целесообразность поместить рассуждения о сравнительно новых подходах, а также оценки возможностей и перспектив таких подходов должны быть помещены в контекст обобщенной классификации научных подходов. В противном случае трудно понять и объяснить величину эффективности новых подходов, их отличия от существующих подходов. В рамках такой классификации новые подходы могут быть построены не только на методологии синтеза и интеграции знаний, но и на их объединении и обобщении. В тексте нашей презентации мы привели ссылки на три статьи, демонстрирующие методологические приемы работы механизмов унификации и обобщения при решении определенного круга задач. Но без предварительного концептуального обоснования эти методологические приемы вызовут много вопросов, не имеющих отношения к теме семинара. Поэтому мы решили назвать свою презентацию “Как преодолеть стереотип страха объединения и обобщения знаний?".

 


“Как преодолеть стереотип страха объединения и обобщения знаний?"

Основой сохранения разнообразия инструментов и методов междисциплинарного взаимодействия являются две классификации научных подходов:

- классификация академических подходов (междисциплинарный, мультидисциплинарный, трансдисциплинарный подходы);

- классификация системных подходов (системный междисциплинарный, системный мультидисциплинарный, системный трансдисциплинарный подходы).

Идентификационные признаки академических подходов

Каждый подход в рамках классификации академических подходов является способом расширения горизонта научного мировоззрения посредством реализации интегративных тенденций дисциплинарных, междисциплинарных, мультидисциплинарных и трансдисциплинарных знаний и моделей объекта.

В рамках классификации академических подходов содержание инструментов и методов определяется следующими факторами:

- использованием признаков очевидной сущности объекта (у колеса признаками очевидной сущности являются втулка, спицы, обод, способные в целом осуществлять круговое движение);

- насыщением модели объекта комплементарными дисциплинарными знаниями, которые описываю признаки очевидной сущности объекта (знания, описывающие материалы из которого сделаны детали колеса);

- формирование общего контекста исследования посредством консенсуса мнений дисциплинарных специалистов (какие из деталей колеса наиболее важны и требуют наибольшего объема исследований). Консенсус обусловлен компромиссами дисциплинарных специалистов, которые достигаются в рамках норм научной, профессиональной и деловой этики.

Объектами исследования академических подходов являются материальные объекты и проблемы, модели которых позволяют осуществить синтез и интеграцию дисциплинарных знаний.

Синтез – это процедура мысленного соединения выделенных в процессе анализа объекта и проблемы присущих им признаков, свойств и отношений.

Интеграция - это способ наполнения очевидного образа или целостной модели объекта знаниями комплементарных дисциплин.

Очевидный образ объекта не требует философского обоснования. Дисциплинарные знания систематизированы в рамках своих дисциплин. Для этих знаний установлены нормативные количественные и качественные характеристики, а также их численные или логические значения. Однако сами знания остаются индифферентными к процессу интеграции. Они остаются индифферентными и в целостной модели объекта и проблемы. Поэтому в завершении мультидисциплинарного и трансдисциплинарного исследования специалисты вынуждены делать субъективные выводы о состоянии объекта и перспективах его развития.

Поиск компромиссов в междисциплинарных и трансдисциплинарных исследованиях приводит к трем негативным последствиям: 

- Неоднозначность методологического обеспечения. Исследование каждого сложного объекта или решение многофакторной проблемы нуждается в создании уникального метода. Содержание уникального метода нельзя предугадать. Он формируется в процессе сотрудничества специалистов. Уникальный метод требует уникальных способов анализа риска от внедрения результатов исследования объекта или решения проблемы. Создание таких способов анализа само является сложной проблемой.

- Элитарность. Формирование уникального метода доступно специалистам, которые имеют сформировавшееся научное мировоззрение, но недоступны студентам, которые находятся в процессе формирования научного мировоззрения и познания сути научного метода;

- Высокая вероятность ловушек самореференции. Самореференция – это явление, которое возникает в тех случаях, когда некое понятие ссылается само на себя. В нашем случае дисциплинарные специалисты вынуждены доказывать очевидную сущность объекта «колесо» на том основании, что оно познается как колесо.

Идентификационные признаки системных подходов

Каждый подход в рамках классификации системных подходов является способом расширения горизонта системного мировоззрения и совершенствования системного мышления посредством использования образа системы для реализации тенденций интеграции, унификации и обобщения дисциплинарных знаний.

В рамках классификации системных подходов инструменты и методы определяются прежде всего восприятием термина «система».

В первом значении система воспринимается, как целостная совокупность элементов. Такое значение системы используют системные дисциплинарные и системные междисциплинарные подходы. Важно отметить, что эти подходы эффективны в исследовании хорошо формализованных и целенаправленных систем, которые ассоциируются с очевидными объектами и проблемами. Поэтому эти подходы используют эмпирическое описание процедур, подкрепленное их строгим математическим выражением.

Во втором значении система воспринимается, как порядок, обусловливающий целостность и единство элементов. При этом, термин «порядок, обусловливающий целостность» использует системный мультидисциплинарный подход. А термин «порядок, обусловливающий единство» использует системный трансдисциплинарный подход.

Термины «порядок, целостность и единство» являются философскими категориями. Поэтому системный мультидисциплинарный и системный трансдисциплинарный подходы в большей степени зависят от существующих философских решений, от образа картины мира, которые влияют на содержание онтологических и гносеологических аспектов исследования систем.

Следует отметить, что общефилософские решения системного мультидисциплинарного подхода обосновывают очевидные (субъективно трактуемые) элементы системы: структуру, функции и их отношения, объединенные неформализованным Целым.

Общефилософские решения системного трансдисциплинарного подхода обосновывают объективно трактуемый порядок, объединяющий структуру, функции и их отношения в рамках формализованного Единого.

Системный трансдисциплинарный подход — это способ моделирования сложного объекта или проблемы в образе функционального ансамбля, позволяющий применить к его исследованию универсальную системную трансдисциплинарную методологию. Этот подход эффективен в исследовании плохо формализованных проблем. К таким проблемам относятся «злые» проблемы современного общества. Для решения таких проблем необходимо использовать признаки их объективной сущности: их собственное пространство, время и информацию.

Описанию объективной сущности предшествует унификация и обобщение дисциплинарных знаний.

Унификация – это процесс приведения дисциплинарной классификации знаний разных дисциплин к единообразной системной трансдисциплинарной классификации. Проще говоря, существующие классификации дисциплинарных знаний уточняются в рамках изоморфных системных трансдисциплинарных моделей:

- пространственной (https://doi.org/10.19044/esj.2020.v16n29p26)

- временной (http://td-science.ru/images/kart/Information_on_the_time._Systems_transdisciplinary_aspect.doc )

- информационной (http://td-science.ru/images/kart/Information_on_the_information.Systems_transdisciplinary_aspect.doc) единиц порядка.

После унификации дисциплинарные знания становятся активными участниками процесса формирования итогов трансдисциплинарного исследования и решения сложной проблемы. Возможность применения системной трансдисциплинарной методологии к решению широкого круга плохо формализованных проблем придает ей статус универсального метода.

Обобщение – это способ упорядоченного наполнения системного трансдисциплинарных моделей единиц порядка необходимыми и достаточными дисциплинарными знаниями, которые описывают объективную сущность объекта или проблемы.

Системная трансдисциплинарная методология не разрушает дисциплинарные классификации знаний и не отменяет дисциплинарные критерии, показатели и параметры. Она позволяет трактовать эти критерии, показатели и параметры с позиции порядка, обусловливающего единство плохо формализованных объектов и проблем. При этом она сохраняет уместность, надежность, научную строгость и эффективность дисциплинарных инструментов, привлекаемых к процессу системного трансдисциплинарного исследования.

Системная трансдисциплинарная унификация и обобщение дисциплинарных знаний приводит к пяти положительным последствиям:

- Позволяет устранить практику поиска компромиссов между дисциплинарными специалистами;

- Позволяет специалистам трансдисциплинарной команды сосредоточится на своих профессиональных компетенциях: предоставлять необходимый объем дисциплинарной информации; организовывать и проводить необходимые эксперименты; контролировать и комментировать процесс обобщения дисциплинарных знаний в направлении решения сложной проблемы;

- Способствует обоснованию выбора дисциплинарных специалистов, которые будут проводить системное трансдисциплинарное исследование с помощью универсального метода. Универсальный метод требует универсального способа анализа риска внедрения результатов решения проблемы. Уникальному методу и уникальному способу уже можно обучить студентов. Это позволяет постоянно повышать потенциал трансдисциплинарных исследований, профессиональный уровень дисциплинарных специалистов, а также организовать обучение таких специалистов в рамках существующей дисциплинарной структуры университетов;

- Снижает роль филиситаторов в трансдисциплинарных командах специалистов;

- Позволяет избежать тупика с самореференцией, так как специалисты трансдисциплинарной команды оперируют объективными и однозначно определяемыми философскими, концептуальными и методологическими критериями.

Перспективы системного трансдисциплинарного подхода связаны с его дальнейшим развитием в составе многообразия академических и системных подходов; с формированием на его основе самостоятельной научной дисциплины – системная трансдисциплинарность.

Дата последнего обновления информации на портале

cal   19.04.2024

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2023 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web