Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Рабочий семинар по инструментам и методам междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований
Цели семинара: - Поддержка успешного использования подходов, методов и инструментов, обеспечивающих сотрудничество за пределами дисциплин. - Обеспечить вклад и углубить дискуссию о методах и методологии, улучшающих методологические стандарты исследований. - Навести мосты между инструментариями и сообществами (прежде всего, в рамках ITD-альянса) с целью предотвращения повторного изобретения колеса и содействия адаптации существующих методов. - Обсудить критерии показателей и измерений оценки целесообразности / надежности / научной строгости/ эффективности (комбинаций) инструментов. Сотрудники Института трансдисциплинарных технологий приняли активное участие в работе этого международного семинара. Участники семинара являются специалистами, которые имеют большой опыт в формировании инструментов и методов научных исследований. Уровень их научно-теоретической подготовки позволяет им говорить о преимуществах и недостатках методологии современной науки. Поэтому нам показалось важным обратить внимание участники семинара на целесообразность поместить рассуждения о сравнительно новых подходах, а также оценки возможностей и перспектив таких подходов должны быть помещены в контекст обобщенной классификации научных подходов. В противном случае трудно понять и объяснить величину эффективности новых подходов, их отличия от существующих подходов. В рамках такой классификации новые подходы могут быть построены не только на методологии синтеза и интеграции знаний, но и на их объединении и обобщении. В тексте нашей презентации мы привели ссылки на три статьи, демонстрирующие методологические приемы работы механизмов унификации и обобщения при решении определенного круга задач. Но без предварительного концептуального обоснования эти методологические приемы вызовут много вопросов, не имеющих отношения к теме семинара. Поэтому мы решили назвать свою презентацию “Как преодолеть стереотип страха объединения и обобщения знаний?".
“Как преодолеть стереотип страха объединения и обобщения знаний?" Основой сохранения разнообразия инструментов и методов междисциплинарного взаимодействия являются две классификации научных подходов: - классификация академических подходов (междисциплинарный, мультидисциплинарный, трансдисциплинарный подходы); - классификация системных подходов (системный междисциплинарный, системный мультидисциплинарный, системный трансдисциплинарный подходы). Идентификационные признаки академических подходов Каждый подход в рамках классификации академических подходов является способом расширения горизонта научного мировоззрения посредством реализации интегративных тенденций дисциплинарных, междисциплинарных, мультидисциплинарных и трансдисциплинарных знаний и моделей объекта. В рамках классификации академических подходов содержание инструментов и методов определяется следующими факторами: - использованием признаков очевидной сущности объекта (у колеса признаками очевидной сущности являются втулка, спицы, обод, способные в целом осуществлять круговое движение); - насыщением модели объекта комплементарными дисциплинарными знаниями, которые описываю признаки очевидной сущности объекта (знания, описывающие материалы из которого сделаны детали колеса); - формирование общего контекста исследования посредством консенсуса мнений дисциплинарных специалистов (какие из деталей колеса наиболее важны и требуют наибольшего объема исследований). Консенсус обусловлен компромиссами дисциплинарных специалистов, которые достигаются в рамках норм научной, профессиональной и деловой этики. Объектами исследования академических подходов являются материальные объекты и проблемы, модели которых позволяют осуществить синтез и интеграцию дисциплинарных знаний. Синтез – это процедура мысленного соединения выделенных в процессе анализа объекта и проблемы присущих им признаков, свойств и отношений. Интеграция - это способ наполнения очевидного образа или целостной модели объекта знаниями комплементарных дисциплин. Очевидный образ объекта не требует философского обоснования. Дисциплинарные знания систематизированы в рамках своих дисциплин. Для этих знаний установлены нормативные количественные и качественные характеристики, а также их численные или логические значения. Однако сами знания остаются индифферентными к процессу интеграции. Они остаются индифферентными и в целостной модели объекта и проблемы. Поэтому в завершении мультидисциплинарного и трансдисциплинарного исследования специалисты вынуждены делать субъективные выводы о состоянии объекта и перспективах его развития. Поиск компромиссов в междисциплинарных и трансдисциплинарных исследованиях приводит к трем негативным последствиям: - Неоднозначность методологического обеспечения. Исследование каждого сложного объекта или решение многофакторной проблемы нуждается в создании уникального метода. Содержание уникального метода нельзя предугадать. Он формируется в процессе сотрудничества специалистов. Уникальный метод требует уникальных способов анализа риска от внедрения результатов исследования объекта или решения проблемы. Создание таких способов анализа само является сложной проблемой. - Элитарность. Формирование уникального метода доступно специалистам, которые имеют сформировавшееся научное мировоззрение, но недоступны студентам, которые находятся в процессе формирования научного мировоззрения и познания сути научного метода; - Высокая вероятность ловушек самореференции. Самореференция – это явление, которое возникает в тех случаях, когда некое понятие ссылается само на себя. В нашем случае дисциплинарные специалисты вынуждены доказывать очевидную сущность объекта «колесо» на том основании, что оно познается как колесо. Идентификационные признаки системных подходов Каждый подход в рамках классификации системных подходов является способом расширения горизонта системного мировоззрения и совершенствования системного мышления посредством использования образа системы для реализации тенденций интеграции, унификации и обобщения дисциплинарных знаний. В рамках классификации системных подходов инструменты и методы определяются прежде всего восприятием термина «система». В первом значении система воспринимается, как целостная совокупность элементов. Такое значение системы используют системные дисциплинарные и системные междисциплинарные подходы. Важно отметить, что эти подходы эффективны в исследовании хорошо формализованных и целенаправленных систем, которые ассоциируются с очевидными объектами и проблемами. Поэтому эти подходы используют эмпирическое описание процедур, подкрепленное их строгим математическим выражением. Во втором значении система воспринимается, как порядок, обусловливающий целостность и единство элементов. При этом, термин «порядок, обусловливающий целостность» использует системный мультидисциплинарный подход. А термин «порядок, обусловливающий единство» использует системный трансдисциплинарный подход. Термины «порядок, целостность и единство» являются философскими категориями. Поэтому системный мультидисциплинарный и системный трансдисциплинарный подходы в большей степени зависят от существующих философских решений, от образа картины мира, которые влияют на содержание онтологических и гносеологических аспектов исследования систем. Следует отметить, что общефилософские решения системного мультидисциплинарного подхода обосновывают очевидные (субъективно трактуемые) элементы системы: структуру, функции и их отношения, объединенные неформализованным Целым. Общефилософские решения системного трансдисциплинарного подхода обосновывают объективно трактуемый порядок, объединяющий структуру, функции и их отношения в рамках формализованного Единого. Системный трансдисциплинарный подход — это способ моделирования сложного объекта или проблемы в образе функционального ансамбля, позволяющий применить к его исследованию универсальную системную трансдисциплинарную методологию. Этот подход эффективен в исследовании плохо формализованных проблем. К таким проблемам относятся «злые» проблемы современного общества. Для решения таких проблем необходимо использовать признаки их объективной сущности: их собственное пространство, время и информацию. Описанию объективной сущности предшествует унификация и обобщение дисциплинарных знаний. Унификация – это процесс приведения дисциплинарной классификации знаний разных дисциплин к единообразной системной трансдисциплинарной классификации. Проще говоря, существующие классификации дисциплинарных знаний уточняются в рамках изоморфных системных трансдисциплинарных моделей: - пространственной (https://doi.org/10.19044/esj.2020.v16n29p26) - временной (http://td-science.ru/images/kart/Information_on_the_time._Systems_transdisciplinary_aspect.doc ) - информационной (http://td-science.ru/images/kart/Information_on_the_information.Systems_transdisciplinary_aspect.doc) единиц порядка. После унификации дисциплинарные знания становятся активными участниками процесса формирования итогов трансдисциплинарного исследования и решения сложной проблемы. Возможность применения системной трансдисциплинарной методологии к решению широкого круга плохо формализованных проблем придает ей статус универсального метода. Обобщение – это способ упорядоченного наполнения системного трансдисциплинарных моделей единиц порядка необходимыми и достаточными дисциплинарными знаниями, которые описывают объективную сущность объекта или проблемы. Системная трансдисциплинарная методология не разрушает дисциплинарные классификации знаний и не отменяет дисциплинарные критерии, показатели и параметры. Она позволяет трактовать эти критерии, показатели и параметры с позиции порядка, обусловливающего единство плохо формализованных объектов и проблем. При этом она сохраняет уместность, надежность, научную строгость и эффективность дисциплинарных инструментов, привлекаемых к процессу системного трансдисциплинарного исследования. Системная трансдисциплинарная унификация и обобщение дисциплинарных знаний приводит к пяти положительным последствиям: - Позволяет устранить практику поиска компромиссов между дисциплинарными специалистами; - Позволяет специалистам трансдисциплинарной команды сосредоточится на своих профессиональных компетенциях: предоставлять необходимый объем дисциплинарной информации; организовывать и проводить необходимые эксперименты; контролировать и комментировать процесс обобщения дисциплинарных знаний в направлении решения сложной проблемы; - Способствует обоснованию выбора дисциплинарных специалистов, которые будут проводить системное трансдисциплинарное исследование с помощью универсального метода. Универсальный метод требует универсального способа анализа риска внедрения результатов решения проблемы. Уникальному методу и уникальному способу уже можно обучить студентов. Это позволяет постоянно повышать потенциал трансдисциплинарных исследований, профессиональный уровень дисциплинарных специалистов, а также организовать обучение таких специалистов в рамках существующей дисциплинарной структуры университетов; - Снижает роль филиситаторов в трансдисциплинарных командах специалистов; - Позволяет избежать тупика с самореференцией, так как специалисты трансдисциплинарной команды оперируют объективными и однозначно определяемыми философскими, концептуальными и методологическими критериями. Перспективы системного трансдисциплинарного подхода связаны с его дальнейшим развитием в составе многообразия академических и системных подходов; с формированием на его основе самостоятельной научной дисциплины – системная трансдисциплинарность. |
Дата последнего обновления информации на портале
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web