Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Transdisciplinarity: Marginal Direction or Global Approach of Contemporary Science?2 мая 2021 года журнал Informing Science: the International Journal of an Emerging Transdiscipline, (индексируется в SCOPUS), опубликовал статью специалистов Института трансдисциплинарных технологий Владимира Мокия иТатьяныЛукьяновой «Transdisciplinarity: Marginal Direction or Global Approach of Contemporary Science?». Aim/Purpose: Статья нацелена на опровержение существующего мнения о том, что «трансдисциплинарность является маргинальным направление современной науки». Background: Трудности внедрения трансдисциплинарности в науку и образование связаны с тем, что до сих пор отсутствуют ее общепринятое определение, идентификационные признаки и методологические особенности. Чтобы устранить эти недостатки трансдисциплинарности потребовалось найти ее первопричину и первоначальную идею. Затем, была предпринята попытка проанализировать соответствие существующих мнений о трансдисциплинарности содержанию этой первопричины и первоначальным идеям. Methodology: Чтобы определить соответствие мнений о трансдисциплинарности смыслу ее первопричины и первоначальным идеям, а также обобщить эти мнения, был использован контекст-анализ обзоров литературы по трансдисциплинарной тематике. Этот метод позволил выявить и систематизировать мнения по 11 группам, включающих в себя 39 стереотипов трансдисциплинарности. Для обоснования преемственности трансдисциплинарных подходов подходам современной науки был использован Закон нормального распределения случайных величин К. Ф. Гаусса. Используя “кривую Гаусса”, удалось показать место трансдисциплинарного и системного трансдисциплинарного подходов в структуре академических и системных подходов. «Кривая Гаусса» продемонстрировала поэтапное расширение горизонта научного мировоззрения за счет последовательного усиления синтеза, интеграции, унификации и обобщения дисциплинарных знаний. Contribution: На основе переосмысления результатов контекст-анализа обзоров литературы удалось сформулировать обобщенное определение трансдисциплинарности, а также дать определения трансдисциплинарному и системному трансдисциплинарному подходам. Удалось доказать, что трансдисциплинарность является естественным этапом развития современной науки и образования, а трансдисциплинарные подходы способны предложить методы и инструменты для решения сложных и плохо структурированных проблем науки и общества. Findings: Многие существующие стереотипы трансдисциплинарности не соответствуют ее первопричине и первоначальным идеям. Такие стереотипы, как правило, не имеют глубокого философского и теоретического обоснования, а также не предлагают трансдисциплинарных методов и инструментов. Поэтому авторы таких стереотипов часто объявляют их трансдисциплинарными или предлагают воспринимать их как трансдисциплинарность. Это обстоятельство способствовало тому, что многие дисциплинарные ученые, практики и организаторы высшего образования относятся к трансдисциплинарности, как маргинальному направлению современной науки. Основываясь на обобщенном определении трансдисциплинарности, а также на ее первопричине и первоначальных идеях, удалось показать, что трансдисциплинарность представлена в современной науке в образе двух разных подходов: трансдисциплинарного подхода и системного трансдисциплинарного подхода. Целью трансдисциплинарного подхода является обеспечение развития науки на этапе синтеза и интеграции дисциплинарного знания. Целью системного трансдисциплинарного подхода является обеспечение решения проблем современного общества, используя унификацию и обобщение дисциплинарных знаний. Recommendations for Practitioners: Практики должны принять во внимание, что трансдисциплинарный и системный трансдисциплинарные подходы имеют различные характерные особенности. В рамках трансдисциплинарного подхода команда дисциплинарных специалистов каждый раз формирует новый метод для решения каждой новой проблемы. В результате, решение проблемы формируется на основании консенсуса, формирующегося посредством компромиссов. Такое решение трудно подвергнуть анализу риска. В рамках системного трансдисциплинарного подхода команда дисциплинарных специалистов использует универсальную системную трансдисциплинарную методологию для решения каждой проблемы. В этом случае дисциплинарные специалисты не ищут компромиссы, а выполняют свою часть исследований, используя дисциплинарные методы и инструменты. Унификацию и обобщение дисциплинарных результатов осуществляет специалист-генералист, который владеем методологией системного трансдисциплинарного подхода. В этом случае решение проблемы поддается анализу риска, так как оно включается в основной процесс исследований. Recommendations for Researchers: Исследователи должны принять во внимание, что в рамках трансдисциплинарного подхода происходит управление дисциплинарными специалистами. В рамках системного трансдисциплинарного подхода происходит управление дисциплинарными знаниями. Поэтому трансдисциплинарный подход эффективен для организации и проведении исследования с участием ученых комплементарных дисциплин. Примером таких исследований может быть команда исследователей медицинских дисциплин и комплементарных им дисциплин из химии, физики и техники. Системный трансдисциплинарный подход эффективен для организации и проведении исследований с участием ученых не комплементарных дисциплин, например, экономики, физики, метеорологии, химии, экологии, геологии и социологии. Impact on Society: Первопричина трансдисциплинарности связана с желанием экономистов, политиков, менеджеров найти способ эффективного управления социально-экономическим развитием современного общества, с поиском решения актуальных проблем, сопровождающих это развитие. Трансдисциплинарные подходы сформировали методы и инструменты для решения этих задач. Чтобы общество могло воспользоваться преимуществами трансдисциплинарных подходов необходимо, чтобы в сознании дисциплинарных специалистов «желание иметь такие подходы» совместилось с «желанием применять такие подходы» на благо общества. Future Research: В контексте основной первоначальной идеи трансдисциплинарность формируется в форме «глобального» подхода. Глобальный подход должен иметь традиционную институциональную форму: должен быть научной дисциплиной (метадисциплиной) и иметь носителей, обладающих трансдисциплинарным мировоззрением. Обучение таких носителей могут организовать университеты в рамках кафедр системной трансдисциплинарности и Центров системного трансдисциплинарного переобучения дисциплинарных специалистов. Поэтому целесообразно инициировать обсуждение идеи реформирования дисциплинарной структуры университетов с учетом создания таких кафедр и центров. Keywords: transdisciplinarity, transdisciplinary research, systems transdisciplinary approach, higher education, unicentrism, Russian school of transdisciplinarity Reference: Mokiy, V. S., & Lukyanova, T. A. (2021). Transdisciplinarity: Marginal Direction or Global Approach of Contemporary Science? Informing Science: The International Journal of an Emerging Transdiscipline, Vol.24, pp. 001-018. https://doi.org/10.28945/4752 |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web