Международная трансдисциплинарная конференция “Создание пространств и развитие. Установки для обучения и экспериментов” (ITD-21).

21С 13 по 17 сентября 2021 года в Швейцарии под эгидой the Network for Transdisciplinary Research Swiss Academies of Arts and Sciences и theTransdisciplinarity Lab, ETH Zurich, Switzerland прошла международная трансдисциплинарная конференция “Создание пространств и развитие. Установки для обучения и экспериментов”. Конференция проходит один раз в два года. Эта конференция является одной из базовых конференций, результаты которых во многом определяют развитие трансдисциплинарности в мировой науке и высшем образовании. Буклет, который включил в себя тезисы участников конференции можно найти и скачать по следующей ссылке https://akademien-schweiz.ch/de/current/events/itd-conference-2021/programme/.

Информационный портал «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ» не мог пройти мимо этого важного события. Мы попросили сотрудников Института трансдисциплинарных технологий, которые приняли активное участие секционных дискуссиях, прокомментировать основные события и темы этой конференции, предоставить тезисы своих сообщений для наших читателей, а также, при возможности, в одном контексте системной трансдисциплинарности кратко ответить на вопросы, которые включили в себя основные темы конференции. 

Темы конференции были логично распределены по секционным дискуссиям. Логика состояла в том, что началась конференция с дискуссии «Что такое трансдисциплинарность? Как вы объясните этот термин своим коллегам и друзьям?». Закончилась конференция дискуссией «Институционализация междисциплинарности и трансдисциплинарности: динамика культур и сообществ, пространства и временные рамки». Проще говоря, какую «физическую форму» должна получить трансдисциплинарность, чтобы можно было ее эффективно использовать в решении проблем современного общества? Между этими темами был рассмотрен широкий спектр вопросов – от оценки трансдисциплинарных исследований до трансдисциплинарного реформирования дисциплинарной структуры университетов, от выстраивания культуры трансдисциплинарности на европейском континенте до правил написания и опубликования статей по трансдисциплинарной тематике. Мы сожалеем, что несмотря на наличие публикаций по трансдисциплинарной тематике русскоязычных авторов, обсуждение этих важных вопросов развития науки и высшего образования происходит без активного участия представителей российских университетов и академических институтов. Вероятно, это связано с тем, что для многих российских университетов трансдисциплинарность объявлена лишь перспективной целью. По этой причине, мы уверены, что эта информация будет важна для студентов, аспирантов, преподавателей и специалистов, которые интересуются трансдисциплинарностью и трансдисциплинарными исследованиями. 


 

Контекст международной трансдисциплинарной конференции “Создание пространств и развитие. Установки для обучения и экспериментов”.

Проблемы глобального масштаба продолжают бросать вызов миру. Глобальные кризисы, вызванные изменением климата и, в последнее время, пандемией SARS-CoV-2, вынуждают нас находить устойчивые решения социальных, культурных, политических, экономических, экологических и медицинских проблем. Тем не менее, эти кризисы еще раз показали, что существующие способы преодоления проблем ограничены, неэффективны или вообще отсутствуют. Таким образом, существует острая необходимость выйти за рамки того, что мы уже знаем и делаем. Создание пространств и культивирование установки на обучение и экспериментирование являются ключом к созданию новых возможностей и выводят нас на путь выработки устойчивых решений на местном, региональном и глобальном уровнях.

 

 Основные темы конференции ITD-21 и ответы на эти темы специалистов Института трансдисциплинарных технологий

Интегративная TD: продвижение концепций и методологий

Начнем с того, что многие западные специалисты не изучают в университете философию, историю философии, основные философские теории. Поэтому, формируя и употребляя определения, они, как правило не принимают во внимание, что есть родовые и видовые определения. Эти определения имеют связь, но имеют и различия, которые существенно ограничивают сферу их применения. Например, родовым определением является термин «мебель». Видовым определением является термин «стул». Если мы применим для исследования мебельного магазина термин «стул», то вынужденно ограничим описание товаров в этом магазине только набором разнообразных стульев. Однако, термин «мебель» позволит описать весь ассортимент товаров: стулья, столы, диваны, шкафы и т.д. Если мы введем дополнительные факторы, например, временную эпоху, географическое местоположение, статусные характеристики, то исследование и описание мебели существенно расширится. К этой конференции мы подготовили статью Мокий В.С., Лукьянова Т.А. Трансдисциплинарность: стереотипы, подходы и направления // Universum: общественные науки : электрон. научн. журн. 2021. 3(72). https://doi.org/10.32743/UniSoc.2021.72-3.7-19 . В этой статье мы описали 38 стереотипов восприятия трансдисциплинарности, которые разделили на 11 групп. Почему за 50 лет сформировалось столько стереотипов, которые дают различные определения трансдисциплинарности? Мы пришли к выводу, что исследователи, которые участвовали в формировании этих стереотипов ведут себя, как «нормальные герои», которые, как известно из детской песни – «всегда идут в обход». В данном случае, в обход философии. Вместо того, чтобы пойти путем, который предлагает теория познания, они вначале ввязываются в процессы интеграции знаний и методологий, затем пытаются преодолеть объективные и субъективные трудности такой интеграции, а уже потом пытаются дать определение тому, что получилось, в данном случае – интегративной трансдисциплинарности. Всё что происходит – это не значит плохо! Это значит – долго и не всегда строго научно обосновано! Напомним, что с 1968 года общество продолжает надеяться, что трансдисциплинарность создаст «оружие победы» над решением сложных (злободневных) проблем. Следовательно, если участники конференции не используют философское обоснование термина «трансдисциплинарность», если они не систематизируют на этой основе все его существующие определения, то трудно ожидать теоретического и практического прорыва, с которыми связаны конференции такого уровня.

В таких обстоятельствах возник вопрос об экспертах. Кого считать экспертом трансдисциплинарности? Это будет эксперт теоретической трансдисциплинарности, эксперт по трансдисциплинарным исследованиям, эксперт по трансдисциплинарному образованию, или это будет какой-то общий эксперт? Какие требования должны предъявляться к эксперту по трансдисциплинарности? К сожалению, эти вопросы остались без ответов. Однако, участники конференции постарались выйти из этого положения оригинальным способом. Они предложили новый универсальный термин – эксперт по интеграции.

В процессе подготовки к этой конференции специалисты Института трансдисциплинарных технологий предложили родовое определение трансдисциплинарности. Трансдисциплинарность – это способ интенсификации интеллектуальной деятельности в среде междисциплинарных взаимодействий, способствующий максимальному расширению горизонта научного мировоззрения.

Такое родовое определение позволило сформировать два видовых определения трансдисциплинарности. В этом случае, видовые определения уточняют посредством чего производится максимальное расширение научного мировоззрения.  

Трансдисциплинарный подход — это способ расширения горизонта научного мировоззрения в рамках естественнонаучной картины мира, посредством реализации интегративных тенденций дисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных знаний и моделей объекта.

Системный трансдисциплинарный подход — это способ расширения горизонта научного мировоззрения в рамках философской картины единого мира, посредством моделирования объекта в образе трансдисциплинарной системы, позволяющий применить к его исследованию универсальную системную трансдисциплинарную методологию.

Видовые определения трансдисциплинарности позволили говорить о объектовой и системной трансдисциплинарности: 

Объектовая трансдисциплинарность использует модель идеализированного объекта. Эта модель способствует максимальной интеграции существующих дисциплинарных знаний о реальном объекте. Множество способов интеграции знаний обусловливает множество способов трансдисциплинарных исследований. Это обстоятельство позволило некоторым исследователям выдвинуть тезис «сила в разнообразии».

Системная трансдисциплинарность использует модель трансдисциплинарной системы. Такая модель ассоциируется со всеобщим порядком, обусловливающим единство внутренней среды объекта, единство внешней среды, в которой существует объект, а также единство среды и объекта. Поэтому модель трансдисциплинарной системы позволяет вписать существующие знания об объекте в структуру всеобщего порядка, а также выявить и дать характеристики недостающим знаниям. Системная трансдисциплинарность использует специальную философию, теорию и методологию. Это обстоятельство позволяет выдвинуть тезис «сила в единстве».

TD на местах: сделать TD более осязаемой

Как можно сделать осязаемой на местах то, что имеет 38 стереотипов? Участники осознанно и неосознанно решили эту проблему так: трансдисциплинарность будет осязаемой, если ассоциировать ее с трансдисциплинарными исследованиями. Особо отметим – не с TD-подходами, а с TD-исследованиями! Что скрывается за термином «трансдисциплинарное исследование»? На наш взгляд, за этим термином в западном высшем образовании скрывается мультидисциплинарное взаимодействие и мультидисциплинарные подходы. Почему? Объясним. Наиболее часто употребляемое определение трансдисциплинарности предлагает дисциплинарным исследователям выти за границы своих дисциплин. В этом случае исследователь теряет дисциплинарную картину мира, дисциплинарную методологию и дисциплинарный язык. Проше говоря, выход за границу дисциплины напрямую ассоциируется приходом в зону теоретического, методологического и технологического дискомфорта. Каждое трансдисциплинарное исследование предполагает новый набор дисциплинарных специалистов. Каждый набор дисциплинарных специалистов предполагает новые методологические приемы. Решить проблему дискомфорта призваны фасилитаторы – профессиональные переговорщики. Действия фасилитаторов призваны упростить поиск личностных и профессиональных компромиссов между участниками мультидисциплинарной команды. При этом вопросы интеграции эпистемологий и обеспечения научной строгости остаются не решенными. Но, как считают участники, для поиска их решения призваны такие конференции.

В этом контексте оригинально рассматриваются некоторые предложения как сделать TD на местах более осязаемой. Предлагается подключить к трансдисциплинарным исследования различные местные сообщества. Тем самым трансдисциплинарные исследования станут более трансдисциплинарными. Предлагается привлекать политиков и общественные организации к трансдисциплинарным исследованиям и, тем самым, увеличивать потенциал исследований. В качестве примера, когда TD стала более осязаемой на местах, приводится случай. Лаборатория университета в процессе трансдисциплинарных исследований разработала современные ограждения для крупного рогатого скота. Когда же привлекли к обсуждению этого ограждения местного фермера, то, по он заявил, что, по его мнению, глупые коровы непременно сметут предлагаемое ограждение. В результате такого трансдисциплинарного сотрудничества ограждение было усилено, также были усилены и результаты трансдисциплинарного исследования.

На наш взгляд, осязаемыми на местах должна быть не трансдисциплинарность. Осязаемой на местах должно стать влияние современной науки и высшего образования. Кем являются политики, экономисты, управленцы, министры и главы администраций и члены их профессиональных команд? Они являются выпускниками вузов. В свое время, вузы им привили определенный уровень научного мировоззрения, а также научили использовать дисциплинарные методологии и языки. Поэтому они говорят – я специалист! Однако, современная наука и образование развивается такими темпами, что спустя 5-10 лет специалист теряет квалификацию. Поэтому его направляют на курсы повышения квалификации. Но, это как правило, дисциплинарные курсы, а не междисциплинарные, мультидисциплинарные или трансдисциплинарные курсы. В результате специалист уверен, что его научно просветили, а на самом деле его наградили «дисциплинарным флюсом». Проше говоря, он прослушал новое о своей дисциплине, но не получил информацию о том, какие факторы появились за последнее время, которые способны оказывать существенное влияние на количественное и качественное состояние дисциплинарных объектов и их характеристик. Следовательно, чтобы трансдисциплинарность стала более осязаемой на местах, необходимо организовать информирование организаций по повышению квалификации местных специалистов о необходимости включать в планы их переобучения темы о возможностях новых, в том числе, трансдисциплинарных подходов.

TD обучение: содействие трансформации высшего образования посредством TD обучения

Тема трансдисциплинарной трансформации университетов – это актуальная тема для всего западного высшего образования. Нам показалось, что мейнстрим (основное течение), в направлении которого предлагается трансформировать обучение в университетах таково: дисциплинарность – это строгость; междисциплинарность – это свобода; трансдисциплинарность – это плюрализм. Именно обеспечить плюрализм мнений, спровоцировать им познавательную активность студентов,  а затем запустить процесс интеграции результатов – это перспектива трансформации обучения в университетах. Организаторы конференции так описывают такую интеграцию: «Мы предлагаем концептуализировать интеграцию как многомерный интерактивный процесс. Мы характеризуем его как открытый процесс обучения без заранее определенных результатов». Всё это выглядит дерзко, революционно и привлекает, прежде всего, молодых преподавателей.

Однако, мы продолжаем повторять, что студент – это человек, у которого только формируется научное мировоззрение. Мировоззрение – это, прежде всего, мегаконструкция связей нейронов головного мозга, которая образуется благодаря упорному и строгому обучению (повторение – мать учения). Нейроны в такой конструкции, благодаря строгой дисциплине в обучении, учатся формировать особые нейрогормоны, которые расшифровывают и дословно проявляют в мозге картину мира (данном случае, дисциплинарную картину мира). Проблема – это фрагмент картины мира, искаженный близостью к горизонту мировоззрения. Чтобы увидеть проблему полностью, а также предложить ее решение, необходимо расширить горизонт научного мировоззрения. Однако, за метафорой «расширение научного мировоззрения» скрывается процесс реформирования мегаконструкции связей нейронов головного мозга. Следовательно, если мы хотим реформировать высшее образование, то не должны разрушать дисциплинарную структуру университетов. Но мы должны последовательно добавлять к существующим дисциплинам другие (специальные) дисциплины, освоение которых позволит студентам, дословно, внутренне преобразиться. Это означает, что TD обучение должно проводиться в традиционной форме – в форме специальной научной дисциплины (системной трансдисциплинарности). В результате появляется возможность разработать единые стандарты трансдисциплинарного образования и трансдисциплинарных компетенций. Такой путь реформирования университетов логичен. Он должен получить поддержку большинства преподавателей и организаторов высшего образования. Именно об этом мы и сообщили на этой конференции (скачать тезисы выступления специалистов Института трансдисциплинарных технологий).

Институционализация и финансирование TD: закрепление TD

Как известно, институционализация – это процесс укрепления значимости и численности группы единомышленников, обрастающей правом, властью, ролью. Если отсутствует родовое определение, идентификационные признаки, философское обоснование, единая концепция, методология, явно выраженные количественные и качественные признаки того, что называют трансдисциплинарностью, то процессы ее институционализации и финансирования будут испытывать серьезные трудности. Чтобы рассказать об удачных попытках институционализации, необходимо дождаться выхода книги «Institutionalizing interdisciplinarity and transdisciplinarity: Dynamics of cultures and communities, spaces and timeframes». Выход книги из печати планируется на декабрь 2021 года. Мы обязательно сообщим читателям информационного портала «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ» о ее появлении. Эта книга была написана группой авторов из 11 стран. Собственно, именно для обсуждения глав этой книги была сформирована отдельная тема конференции. Пока же можно сказать об уникальном российском опыте институционализации, когда за 30 лет группой единомышленников были созданы Русская школа трансдисциплинарности и Институт трансдисциплинарных технологий. Сегодня, эти структуры единственные в мире способные обсуждать и предлагать трансдисциплинарно-обоснованные решения сложных (злободневных) проблем современного общества с использованием всей цепочки оснований: философии, концепции, системной трансдисциплинарной дисциплины, языка, методологии, технологий и трансдисциплинарного анализа риска принимаемых решений. 

В отличие от других подобных структур, Институт трансдисциплинарных технологий остается открытым для сотрудничества с академической и университетской наукой в области развитие теории и практики трансдисциплинарности, а также в области организации трансдисциплинарного обучения и образования.

Преимущества и недостатки в организации конференции

Конференция проводилась на базе онлайн-платформы iStage. Эта платформа позволила каждому участнику создать свой и разместить на специальном стенде видео ролик о своем выступлении, открыла полный доступ ко всем участникам конференции, ко всем заседаниям, обеспечила вход в так называемые комнаты и столы обсуждений, позволила каждому участнику создавать свои комнаты и организовывать свои столы. То есть, была обеспечена проявление полного плюрализма и толерантности. Жаль, что этот доступ на платформе был строго ограничен по времени. На западе, как и России есть участники конференций, которые желают говорить подольше, которые не способны аргументировать четко и кратко. Поэтому ведущему дискуссию часто оставалось констатировать – наше время истекло, и платформа автоматически закрывала сессию.

Главным недостатком конференции, как в почем и многих других подобных конференций, является то, что модераторами сессий и выступающими участниками на этих сессиях являются организаторы этой конференции. Это значит, что они вынуждены продвигать свои идеи и предложения. Но, кто же тогда должен обобщать выступления участников на сессиях, в комнатах и столах? Какие трансдисциплинарные идеи, концепции и методологии и кем будут выбраны из предложенных на конференции? Кто будет их продвигать? Что необходимо сделать и какие институциональные формы необходимо создать для их продвижения? Эти вопросы остались открытыми. Точнее, они были глубоко погружены в среду плюрализма и толерантности. Но мы уверены, что в самом ближайшем времени общая картина изменится. И недостатки будут учитываться и устранятся организаторами конференций.

Расширения для Joomla

Дата последнего обновления информации на портале

cal   22.11.2021

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2021 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web