Ответы специалистов института трансдисциплинарных технологий на руководящие темы и вопросы семинара-спутника международной конференции по сложным системам-2021 (CCS-2021)

complex 2122 Октября 2021 состоялся однодневный семинар-спутник Международной конференции по Сложным Системам-2021 (CCS-2021). Этот семинар был организован The Building Foundations for Complex Thinking project. Семинар основан на идее о том, что наука должна развивать самокритичную и рефлексивную позицию и что наука о сложности должна быть встроена в организационные принципы, аналогичные системам, которые она изучает и стремится повлиять. Это стремление основано на определенных мировоззрениях и способах мышления, которые не обязательно разделяются всеми. Это подтверждает необходимость изучения отношений между различными способами мышления и соответствующими мировоззрениями и их последствиями. Следовательно, Философия науки и Философия сложности являются важнейшими партнерами науки и что научная практика должна сопровождаться философскими исследованиями и глубокими междисциплинарными и трансдисциплинарными диалогами, чтобы создать необходимое разнообразие точек зрения и способов мышления для подлинного понимания Сложности.

Специалисты Института трансдисциплинарных технологий были приглашены для участия в этом семинаре. В результате участники семинара смогли ознакомиться с мнением специалистов системной трансдисциплинарности по всем главным темам и вопросам этого семинара. Так как эти темы и вопросы могут быть интересны широкой аудитории информационного портала «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ», администрация приняла решение опубликовать ответы на них на странице этого сообщения.

 


 

Ответы института трансдисциплинарных технологий на руководящие темы и вопросы семинара-спутника международной конференции по сложным системам-2021 (ccs-2021)

 

(i) Какие способы мышления (в) сложности были предложены и применялись на практике и как они соотносятся друг с другом? Как их связь способствует развитию исследований сложности? Как они (и их отношения) рассматриваются в теории, исследованиях и практике, и каковы могут быть их преимущества и недостатки, ограничения и возможности и в каких контекстах?

Ответы на эти вопросы заложены в определениях терминов «мышление» и «сложность».

Мышление – это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Следовательно,

- либо мы познаем окружающий мир, используя обобщающие термины, которые объединяют объекты по очевидным сходным свойствам, функциям и взаимодействиям. Например, термин «мебель» позволяет объединить разные, но сходные объекты: столы, стулья, диваны, кресла, шкафы, а также описать свойства, функции и взаимодействия этих представителей мебели.

- либо, мы создаем и используем мысленные конструкции объектов (модели идеализированного объекта и модели системы). Наделяя эти конструкции всеми возможными (реальными и нереальными) свойствами, мы формируем на базе этих моделей предположения, гипотезы и идеи.

Сложность — это обозначение трудности понимания, описания и верификации объекта, а также, трудности понимания и решения многофакторной проблемы.

Трудности понимания и верификации возникают:

- вследствие недостатка информации об объекте;

- ограниченного аналитического потенциала выбранной модели;

- некорректно сформулированной идеи, предположения или гипотезы.

Многофакторная проблема – это искажение реальности на линии горизонта научного мировоззрения. Поэтому трудности понимания и решения проблемы обусловлены исследовательским потенциалом научного мировоззрения.

Следовательно, сложное мышление – это способ преодоление трудности в понимании, описании и верификации результатов познания сложного объекта и многофакторной проблемы. Этот способ основан:

- на интеграции и синтезе дисциплинарных знаний об объекте;

- на унификации и обобщении дисциплинарных знаний об объекте;

- на системном мировоззрении.

Для интеграции и синтеза знаний в рамках объектового (дисциплинарного) мировоззрения используется объектовое мышление, основанное на моделях идеализированного объекта. Для унификации и обобщения знаний в рамках системного мировоззрения используется системное мышление, основанное на моделях системы, в том числе, на моделях трансдисциплинарной системы. Таким образом, целесообразно говорить о разных видах сложного мышления, которое эффективно в разных видах научного мировоззрения. Это обстоятельство не позволяет напрямую сравнивать недостатки и преимущества разных видов сложного мышления.

---------------------------------

(ii) Как взгляд на мировоззрение и способы мышления может повлиять на исследования сложности в разных областях, и каковы ключевые теоретические, методологические и практические/прагматические вопросы и проблемы, которые необходимо решить в связи с способами мышления (в) сложности?

Материальной основой мировоззрения является особая мега конструкция связей нейронов в головном мозге. Эта конструкция обусловливает строго определенный результат нейрофизиологических (химических и электрических) процессов. Результатом этих процессов является: образ мира, понимание места и роли человека в мире, а также выбор и оценка действий человека.

Существование человека в природной и социальной среде обусловливает обыденное мировоззрение. Начальное, среднее и высшее образование способно вносить разнообразие и усиливать связи нейронов в мозге, формируя научное мировоззрение. Базовое (дисциплинарное) научное мировоззрение формирует и использует мысленные конструкции реальных объектов. Развитие базового научного мировоззрения — это нейрофизиологический процесс, который определяется электрохимическими параметрами нейронов. У разных людей эти параметры существенно различаются. Поэтому общий процесс развития научного мировоззрения по естественным причинам распадается на дискретный процесс. Именно дискретность процесса способствует формированию носителей разных научных подходов, а также определяет границы горизонтов научного мировоззрения. В академической науке этот процесс обусловил появление дисциплинарного, междисциплинарного, мультидисциплинарного и трансдисциплинарного подходов. В системной науке этот процесс обусловил появление соответствующих системных подходов: системного дисциплинарного, системного междисциплинарного, системного мультидисциплинарного и системного трансдисциплинарного подходов. Системный трансдисциплинарный подход - это метод расширения горизонта научного мировоззрения в рамках философской картины единого мира путем моделирования объекта в виде трансдисциплинарной системы, позволяющий использовать системную трансдисциплинарную методологию для его исследования.

В этом контексте общее понятие сложности распадается на сложность, которую ощущает группа носителей каждого научного подхода, а также сложность, которая присуща каждому горизонту научного мировоззрения. Это обстоятельство требует решить несколько важных вопросов:

- во-первых, разработать классификацию идентификационных признаков и характеристик сложности, присущей каждому горизонту научного мировоззрения;

- во-вторых, определить ключевые теоретические, методологические и практические вопросы, которые необходимо решить в связи со способами мышления в рамках каждого горизонта научного мировоззрения;

- в-третьих, разработать концепцию распознавания горизонтального уровня сложности и своевременного делегирования прав и ответственности познания или исследования сложного объекта и системы соответствующему академическому или системному подходу в их классификации.

---------------------------------

(iii) Как могут быть организованы наши способы мышления (в) сложности и что это дает с точки зрения возможностей для мышления и действий? Как их можно изучать, разрабатывать, практиковать или применять и каковы основные проблемы, которые необходимо решить в этой связи?

В рамках классификации подходов академической науки происходит дискретное усиление интеграции и синтеза дисциплинарных знаний о сложном объекте. В результате идеализированный образ объекта становится более чётким, а сложность объекта уменьшается. Важно отметить, что способы мышления в рамках академических подходов обладают центростремительным вектором. В таком контексте сложность восприятия образа человека возрастает в направлении органов, тканей, клеток, химических молекул, веществ и их взаимодействий. При этом объект, как правило рассматривается обособленно от окружающей среды.

В рамках классификации подходов системной науки происходит дискретное усиление унификации и обобщения знаний об элементах системы, а также уточнение существующего образа системы. Например, в рамках системного мультидисциплинарного подхода для понимания сложности системы используется философская концепция Целого (холизм). В рамках системного трансдисциплинарного подходов для понимания сложности системы используется философская концепция Единого (единоцентризм). В рамках системных подходов способы мышления сложности обладают центробежным вектором. В таком контексте человек, как, впрочем, и другие объекты, рассматриваются как элементы или как естественные фрагменты окружающей среды. В этом случае сложность человека и сложность окружающей среды можно исследовать посредством системных трансдисциплинарных моделей всеобщего порядка, который идентичен для информации, времени и пространства самого объекта и окружающей среды. Такой порядок обусловливает единство самого объекта, единство окружающей его среды, а также единство взаимодействия объекта и окружающей среды.

Следовательно, нельзя говорить о неэффективности или об отсутствии организации какого-то способа мышления. Но можно говорить об отсутствии порядка использования существующих способов мышления для решения проблем определенной сложности.

В такой совокупности горизонтов научного мировоззрения, академических и системных подходов, а также соответствующих им способов мышления возникает потребность в существовании специализированных фасилитаторов-генералистов. Такие фасилитаторы должны управлять не столько специалистами в временном творческом коллективе, сколько научными знаниями, научными подходами и способами мышления.    

---------------------------------

(iv) Как мы можем думать и изменять наши способы мышления (в) сложности в теории, исследованиях и практике? Каковы последствия для прикладных или реальных мировых вмешательств и для высшего образования?

Вероятно, мы совершим ошибку, если будем стремиться изменить свои способы мышления. Каждому способу мышления соответствует определенный горизонт научного мировоззрения, а также специалисты-носители этих способов мышления. Попытка заставить этих специалистов преодолеть свой способ мышления и горизонт научного мировоззрения будет идентична попытке использовать лампу, рассчитанную на 220 вольт, в сети с напряжением 1000 вольт. Мы физически потеряем и лампы, и специалистов. Поэтому целесообразно изменить наше отношение к сложности в теории, исследованиях и практике, но не изменять способы мышления. В этом случае удастся избежать создания сложной науки для решения сложных проблем, а также делать более сложным высшее образование. Достаточно будет научиться формировать группы специалистов, обладающих системным трансдисциплинарным способом мышления и системным трансдисциплинарным мировоззрением.

Проблемы устойчивого развития, новой модели мирового социально-экономического порядка, международных отношений, разрушительных природных стихийных бедствий, вирусных пандемий, и т.п. – это проблемы высокой сложности. Но важно понимать, что эта сложность является непреодолимой преградой для одних способов мышления и горизонтов научного мировоззрения, но она не является преградой для других способов мышления и горизонтов научного мировоззрения.

Научное мировоззрение формируется в университетах. Университеты последовательно расширяют возможности мышления и познания объектов и границы научного мировоззрения посредством обучения студентов в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Поэтому существование сложных проблем современного общества – это вызов, прежде всего, университетскому образованию. В такой ситуации целесообразно воспользоваться дисциплинарной структурой университетов, чтобы начать обучать фасилитаторов-генералистов на кафедрах по специальной дисциплине – системная трансдисциплинарность.

Сложность проблем современного общества во многом состоит в том, что разные государства по-разному воспринимают сложность проблем, а также способы и методы их решения. Чтобы устранить это препятствие необходимо, чтобы в понимании причин и организации решения этих проблем принимали участие специалисты-генералисты из разных стран, которые обладают одним уровнем системного трансдисциплинарного мышления, а не государственные деятели, представляющие узко государственные интересы.

В свою очередь, все вопросы, связанные с развитием системного трансдисциплинарного мышления и организацией обучения генералистов в университетах можно осуществить в рамках специального международного центра сложного мышления.

Мы уверены, что такая форма институционализации сложного мышления будет понятна руководителям финансирующих организаций и организаторам высшего образования, специалистам и академическим ученым и в целом усилит потенциал сложного мышления.

Скачать полный текст ответов можно здесь.  

Дата последнего обновления информации на портале

cal   19.11.2024

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2023 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web