Что должны знать о современной трансдисциплинарности преподаватели университетов

west2В последнее время, все чаще возникают ситуации, когда студенты просят преподавателей университетов объяснить им простым языком - что такое трансдисциплинарность. Дисциплинарные преподаватели не обязаны отвечать на такой вопрос. Однако, способность сообщить студентам краткую, но исчерпывающую информацию на эту тему, позволит преподавателю укрепить свой профессиональный имидж.

В помощь дисциплинарным преподавателям специалисты Института трансдисциплинарных технологий подготовили краткий конспект ответа на этот вопрос. Как показывает практика, такой объем информации, как правило удовлетворяет спонтанное любопытство студентов.

Необходимость долгосрочного планирования и прогнозирования социально-экономического развития, как первоначальная идея трансдисциплинарности

В 1968 году произошло событие, которое оказало существенное влияние на развитие академической дисциплинарной науки и образования. Роль этого события сыграл симпозиум по долгосрочному прогнозированию и планированию социально-экономического развития общества (Bellagio, Италия).

Симпозиум был организован Организаций по экономическому сотрудничеству и развитию. В итоговом документе участники симпозиума заявили:

«Можно ожидать, что развитие многонациональной промышленной деятельности будет оказывать все большее влияние на политические отношения между странами. Это обстоятельство требует международного планирования. Сложность и масштабность проблем будут вынуждать принимать решения на уровнях, где индивидуальное участие пострадавших становится все более отдаленным. Это приводит к кризису в политическом и социальном развитии, который угрожает всему нашему будущему. Именно, в связи с этим кризисом мы чувствуем, что функция планирования и связанные с ней искусства, такие как прогнозирование, приобретают новое значение. Планирование должно быть связано со структурным проектированием самой системы и участвовать в формировании политики. Простое изменение политики, уже доказавшей свою неадекватность, не приведет к правильному результату. Наука в области планирования сегодня слишком часто используется для того, чтобы сделать ситуации, которые по своей сути плохи, более эффективно плохими. Необходимо планировать системы в целом, понимать совокупность задействованных факторов и вмешиваться в структурное проектирование для достижения более интегрированной работы. Все большие, сложные системы способны к некоторой степени самоадаптации. Но перед лицом огромных технологических, политических, социальных и экономических стрессов им придется разрабатывать новые структуры. Это может легко привести к серьезным социальным нарушениям, если адаптация не планируется намеренно, а просто допускается» [1].

Выводы этого симпозиума позволили Организации экономического сотрудничества и развития провести в 1970 году во Франции семинар «Интердисциплинарность — проблемы исследований и обучения в университетах». Логично было ожидать, что на этом семинаре должны были быть детально обсуждены возможные пути интеграции системного подхода, системного мировоззрения и трансдисциплинарности, приводящей к созданию ожидаемого системного трансдисциплинарного подхода. Именно такой подход, в процессе своего становления и распространения в академической среде, должен был устранить кризис в политическом и социальном развитии, который угрожает всему будущему общества. Однако, "коса" системного трансдисциплинарного мышления» наскочила на "консервативный камень" академической дисциплинарной науки. В результате, насущное предложение Э. Янча, о необходимости системного трансдисциплинарного пути трансформации и развития дисциплинарной структуры университетов, а также формирования системной трансдисциплинарности, попросту растворилось в дискуссиях дисциплинарных академических экспертов. Среди множества мнений таких экспертов выделилось мнение психолога Жана Пиаже. Этот эксперт выразил надежду, что в решении сложных проблем можно обойтись без системного мышления и особого трансдисциплинарного мировоззрения. Для этого нужно просто расширять границы взаимодействия дисциплинарных знаний посредством языковой дисциплинарной интеграции в процессе традиционного академического исследования, которое можно будет называть трансдисциплинарным [2,3,4].

Трансдисциплинарные исследования в роли современной трансдисциплинарности

В июне 2020 года Организация экономического сотрудничества и развития, опубликовала программный документ «Решение социальных проблем с помощью трансдисциплинарных исследований» [5]. Само название этого документа свидетельствует о том, что в течение 50 лет политики уделяли основное внимание идеи Ж. Пиаже. Языковая дисциплинарная интеграция, освобождение от диктата дисциплинарных границ, способствовал появлению специфических трансдисциплинарных тезисов: «Сотрудничество и командная наука являются нормой». «Миф об одиноком человеке, который создает знания и добивается успеха исключительно за счет собственных заслуг, ушел в прошлое». «Вопросы исследования определяются не только академическими кругами или учеными, работающими в одиночку, но и коллективно с широким кругом социальных акторов».

Однако, эти тезисы не касаются главного пункта, ради которого 50 лет назад возник разговор о трансдисциплинарности, а именно, системного трансдисциплинарного способа планирования и долгосрочного прогнозирования мирового социально-экономического развития общества, который способен влиять на формирование политики. На это обстоятельство сразу же обратили внимание исследователи трансдисциплинарности.

Процитируем некоторых исследователей:

«Сегодня трансдисциплинарные исследования считаются стандартом там, где затрагиваются вопросы изменений, трансформации и устойчивого развития, даже если существуют разные представления о том, что такое трансдисциплинарность и как ее следует применять в исследованиях. В последние годы были разработаны новые подходы и концепции в попытке повысить эффективность исследований в области социальных преобразований. Одним из следствий стало ослабление теоретических основ трансдисциплинарных исследований. Исследования, основанные на трансдисциплинарном исследовательском режиме, имеют тенденцию к переходу от научного подхода к простому применению процессов участия» [6].

«Межличностные взаимодействия в трансдисциплинарных командных контекстах, называются сложностями интерактивных систем. Проблемы интерактивных систем, препятствующие трансдисциплинарной интеграции, включают, среди прочего, предполагаемый неравномерный вклад в проект, несбалансированное участие в решении проблем, непостоянное участие, страх неудачи, различия в типах общения и навыках, общее отсутствие удовлетворенности участников процессами и результатами проекта. С другой стороны, сложности структурных систем являются препятствиями для трансдисциплинарной интеграции, которые возникают из-за характеристик, присущих составу команд. К ним относятся различия в базовой подготовке членов команды, разнообразные и меняющиеся карьерные пути, географическая дисперсия, недостаточная осведомленность о широте и сложности проблемы, предполагаемая недостаточная легитимность команды для решения проблемы, противоречивые методологические стандарты, противоречивые эпистемологические и онтологические ориентации и различные уровни трансдисциплинарной ориентации среди членов команды» [7].

Следует отметить, что каждое трансдисциплинарное (прикладное) исследование нуждается в формировании уникального метода и методологии. Единого метода для совместных проектов, которыми называют трансдисциплинарные исследования, не существует; необходима скорее способность определять и комбинировать методы, которые наилучшим образом поддерживают текущую работу [8].

Трансдисциплинарные исследования представляют собой совокупность переплетенных социальных практик, принимающих различные формы в разных контекстах. Единой такой практики не существует; вместо этого существует множество различных трансдисциплинарных принципов. Каждый из них имеет свои особые значения, материалы и навыки, в дополнение к общим элементам [9].

Почему трансдисциплинарность в роли трансдисциплинарных исследований более известна в современной науке и образовании?

Почему несмотря на такие существенные недостатки, трансдисциплинарность в роли трансдисциплинарных исследований, более известна в современной науке и образовании? Это произошло из-за наложения субъективного желания практиков устранить разделение дисциплинарных подходов на объективное стремление ученых синтезировать и интегрировать дисциплинарные знания, что характеризует современный этап развития науки. Это совпадение способствовало превращению междисциплинарных и междисциплинарных исследований в особую форму трансдисциплинарных (прикладных) исследований. Отличительной особенностью трансдисциплинарных исследований является то, что каждый уникальный метод основан на опыте фасилитации, консенсуса и компромисса специалистов-специалистов - членов трансдисциплинарной команды. Следовательно, эффективность междисциплинарных (прикладных) исследований существенно ограничивает объективные и субъективные межличностные, мировоззренческие, психолого-методологические и другие проблемы междисциплинарного взаимодействия. В этом случае решение проблемы взаимодействия между специализированными специалистами в большей степени зависит от практического опыта фасилитаторов. В результате многие проблемы современного общества, которые ждут своего решения и, в которых проявляются социальные и политические аспекты, часто объявляются «злыми» проблемами. Следует отметить, что такие проблемы исключены из списка проблем, которые могли бы быть решены наукой [10]. Таким образом, можно констатировать, что трансдисциплинарный подход, связанный с трансдисциплинарными (прикладными) исследованиями, позволяет решать хорошо структурированные научные проблемы, предполагающие знание взаимодополняющих дисциплин.

Трансдисциплинарность в роли специальной научной дисциплины (системной трансдисциплинарности)

Отсутствие должного внимания Организации экономического сотрудничества и развития к идеи системной трансдисциплинарности Э. Янча не остановило ее естественного развития. Об этом свидетельствуют следующие события.

В 1998 году во Франции состоялся симпозиум “Трансдисциплинарность. Стимулирование синергии, интеграция знаний”. Заключительный документ этого форума гласит:

Трансдисциплинарность понимается как “метаметодология”: трансдисциплинарный подход берет в качестве своего объекта именно различные методологии различных дисциплин, чтобы “преобразовать” и “превзойти" их. Превосходство и трансформация рассматриваются здесь не как расплывчатые процедуры замены дисциплинарных методологий глобальными, нечеткими методами решения проблем. Напротив, они задуманы как строгие процессы абстракции, поскольку трансдисциплинарный подход, предназначенный для решения глобальных проблем, должен быть общим” [11].

В Соединенных Штатах в 2013 году представители 23 ведущих университетов США, включая Массачусетский технологический институт и Гарвардский университет, инициировали и разработали доклад “ARISE 2” (Продвижение исследований в области науки и техники). Авторы доклада заявили:

«В термине "трансдисциплинарный" комитет видит использование существующих концепций и подходов из различных дисциплин для создания новых концепций и подходов, которые, в свою очередь, открывают новые способы достижения и использования понимания. Следовательно, трансдисциплинарность подразумевает появление новых дисциплин, основанных на интеграции, а не только на разовом сотрудничестве» [12].

Таким образом, участники этих престижных форумов однозначно высказались за трансдисциплинарность, как специальную дисциплину, которая может быть органично интегрирована в традиционный образовательный процесс и структуру университета.

Системная трансдисциплинарность Русской школы трансдисциплинарности

Важно отметить, что развитие идеи системной трансдисциплинарности Э. Янча осуществлялось только в России. С 1990 года Русская школа системной трансдисциплинарности и с 2007 года Институт трансдисциплинарных технологий последовательно формировали все составляющие системной трансдисциплинарности, как специальной дисциплины: философское обоснование (единоцентризм); концепцию (мир, как единый функциональный ансамбль); методологию (системные трансдисциплинарные модели пространственной, информационной и временной единиц порядка, обусловливающего единство мира); метод анализа риска (метод анализа информационного дисбаланса); технологии (подходы к управлению устойчивым развитием).

Российская презентация системной трансдисциплинарности, как специализированной научной дисциплины, состоялась в 2017 году, посредством опубликования учебника: В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы /для бакалавриата и магистратуры /— М. : Издательство Юрайт, 2017. — 160 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Модуль.). — ISBN 978-5-534-05207-7.

В 2021 году было опубликовано второе издание (переработанное и дополненное) этого учебника: Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы : учебное пособие для вузов / В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 229 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13916-7. https://urait.ru/bcode/467229

Основу этих учебников составили статьи, опубликованные в научных журналах и книги, содержащие фундаментальные трансдисциплинарные исследования в период с 1993 по 2017 годы.

А также, публикацией в 2017 году статьи в авторитетном российском научном журнале «Экономическая наука современной России» о месте системного трансдисциплинарного подхода в классификации системных подходов современной науки [13].

Международная презентация системной трансдисциплинарности, как специализированной научной дисциплины, состоялась в 2019 году посредством серии публикаций в западных научных журналах, которые индексируются в SCOPUS, а также в международной специализированной сети междисциплинарных и трансдисциплинарных экспертов [14, 15, 16, 17].

Почему системная трансдисциплинарность в роли специальной научной дисциплины менее известна в современной науке и образовании?

Недостаточная известность системной трансдисциплинарности, как специальной научной дисциплины в науке и образовании обусловлена несколькими принципиальными обстоятельствами:

Во-первых, философское и концептуальное обоснование системного трансдисциплинарного научного подхода предполагает обоснование определенных объективных закономерностей социально-экономического развития общества. Знание объективных законов предполагает их безусловное и однозначное выполнение государствами и обществом в целом. Однако субъективно интерпретируемые законы общественного развития и субъективные цели и задачи современной политики могут не соответствовать друг другу. Политика — это действия или деятельность, связанные с удержанием и использованием власти в стране или обществе. Известно, что эти действия и мероприятия в разных странах имеют субъективные цели и задачи, содержание которых существенно отличается для внутреннего и внешнего использования. Поэтому массовое использование системного трансдисциплинарного подхода ограничено опасением лидеров экономически развитых государств, что реальная возможность организации долгосрочного планирования, прогнозирования и управления развитием общества приведет к неизбежному изменению мирового социально-экономического порядка. Новая модель мирового социально-экономического порядка будет ориентирована на достижение долгосрочных целей устойчивого развития, а не на достижение краткосрочных целей и краткосрочных политических и экономических выгод.

Во-вторых, возможности системного трансдисциплинарного подхода, как глобального подхода, способны обосновать принципы новой модели мирового социально-экономического порядка; механизмы ее реализации во внутригосударственных и межгосударственных отношениях; механизмы государственной и глобальной безопасности; механизмы ненасильственного принуждения государств и государственные союзы к мирному существованию и т.д. Иными словами, речь идет о возможности разработки системных трансдисциплинарных технологий для долгосрочного планирования, прогнозирования и управления устойчивым социально-экономическим развитием общества. Создание технологий — это именно то, чего не хватает дисциплинарному подходу и трансдисциплинарным (прикладным) исследованиям.

В-третьих, глобальный подход не может существовать без его носителей. Роль таких носителей играют специалисты широкого профиля. Специалистами-универсалами не рождаются. Как и любые другие специалисты, специалисты широкого профиля должны получать соответствующее образование и компетенции в университетах на специальных факультетах. Для создания таких отделов глобальный подход должен быть научной дисциплиной - системной трансдисциплинарностью. По нашему мнению, внедрение систем междисциплинарности на различных факультетах университетов в значительной степени будет способствовать завершению процесса трансформации университетов второго поколения в университеты третьего поколения. В этом случае, университеты сохранят свою дисциплинарную структуру, но получат возможность обучать специалистов-генералистов, которые существенно усилят практические возможности дисциплинарных экспертов в трансдисциплинарных командах. 

Трансдисциплинарность – обобщенное определение

К 2022 году сформировались более 39 стереотипов восприятия трансдисциплинарности [18]. Обобщение смысла этих стереотипов позволило экспертам Института трансдисциплинарных технологий сформулировать общее определение трансдисциплинарности: 

Трансдисциплинарность — это метод интенсификации интеллектуальной деятельности в области междисциплинарных взаимодействий, способствующий максимальному расширению горизонта научного мировоззрения [19].

С учетом обобщенного определения трансдисциплинарности определения трансдисциплинарного подхода и систеного трансдисциплинарного подхода будет такими:

Трансдисциплинарный подход — это способ расширения горизонта научного мировоззрения в рамках естественнонаучной картины мира, посредством реализации интегративных тенденций дисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных знаний и моделей объекта.

В классификации академических научных подходов трансдисциплинарный подход позволяет осуществить максимальную интеграцию и синтез дисциплинарных знаний при помощи модели идеализированного объекта. Идеализированный объект – это мысленная конструкция реального объекта, которая в ходе мысленного эксперимента наделяется всеми возможными (реальными и нереальными) свойствами.

Системный трансдисциплинарный подход — это способ расширения горизонта научного мировоззрения в рамках философской картины единого мира, посредством моделирования объекта в образе трансдисциплинарной системы, позволяющий применить к его исследованию универсальную системную трансдисциплинарную методологию.

В классификации системных подходов системный трансдисциплинарный подход позволяет осуществить максимальную унификацию и обобщение дисциплинарных знаний в рамках моделей трансдисциплинарной системы. Трансдисциплинарная система – это мысленная конструкция всеобщего порядка, обусловливающего единство собственного пространства, информации и времени каждого объекта, а также самой среды, элементами которой являются эти объекты. Системные трансдисциплинарные модели пространственной, информационной и временной единицы порядка наделяют объект строго определенными свойствами, а также изначально определяют основные параметры этих свойств, их величины, характер и интенсивность их взаимодействия в объекте.

Трансдисциплинарные исследования и системная трансдисциплинарность создают и систематизируют инструменты для расширения горизонта научного мировоззрения. Однако, трансдисциплинарные исследования (трансдисциплинарный подход) и системная трансдисциплинарность (системный трансдисциплинарный подход) имеют разные первоначальные идеи, разные философские, концептуальные и методологические основы, а также разный исследовательский потенциал.

Трансдисциплинарный подход нацелен на решение низкопороговых и хорошо структурированных проблем современного общества (решение сложных проблем в области экономики, экологии, социологии и т.п).

Системный трансдисциплинарный подход нацелен на решение средне и высокопороговых проблем современного общества. К таким проблемам относятся: прогнозирование, планирование и управление устойчивым развитием; формирование принципов новой модели мирового социально-экономического порядка; создание технологий несилового принуждения к миру в международных отношениях, которые придут на замену обычного и ядерного оружия и т.п.

В заключение следует сказать, что современные сложные высокопороговые проблемы нуждаются в конкретных трансдисциплинарных методологических инструментах и технологиях их решения, а не в новых видах познавательной деятельности, к которым относятся трансдисциплинарные исследования.

Литература

[1] Jantsch, E. (1969). Perspectives of Planning. Proceedings of the OECO working symposium on long-range forecasting and planning. Bellagio, Italy, (27th October — 2nd November 1968). Paris : OECO Publ., pp. 7-8. https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED044791.pdf

[2] Jantsch, E. (1970). Inter- and transdisciplinary university: A systems approach to education and innovation. Policy Sciences, 1, 403—428. https://doi.org/10.1007/

[3] Jantsch, E. (1972). Towards interdisciplinarity and transdisciplinarity in education and innovation. Interdisciplinarity: Problems of teaching and research in universities. Paris. OECD Publ., 99, 105—106. Retrieved from https://archive.org/details/ERIC_ED061895/page/n101

[4] Piaget, J. (1972). The epistemology of interdisciplinary relationships. Interdisciplinarity: Problems of teaching and re-search in universities. Paris. OECD Publ. Retrieved from https://archive.org/de-tails/ERIC_ED061895/page/n135

[5] Global science forum (2020). Addressing societal challenges using transdisciplinary research. Directorate for science, technology and innovation, Organization for Economic Co-operation and Development. Paris, OECD Publ., 9-69. https://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=DSTI/STP/GSF(2020)4/FINAL&docLanguage=En

[6] Bergmann, M., & Jahn, T. (2019). Transdisciplinarity as critical transdisciplinarity. [Abstract booklet.] International transdisciplinarity Conference 2019. Joining forces for change, Gothenburg, Sweden 10 – 13 September 2019, 161. http://transdisciplinarity.ch/en/td-net/Veranstaltungen/Vergangene-ITDs/ITD2019.html

[7] Lotrecchiano, G. R., & Misra, S. (2018). Transdisciplinary knowledge producing teams: Toward a complex systems perspective. Informing Science: the International Journal of an Emerging Transdiscipline, 21, 52-53. https://doi.org/10.28945/4086

[8] Kasa, S., & Pohl, C. (2019). Methods for transdisciplinarity and how to use them. [Abstract booklet.] Interna-tional transdisciplinarity conference 2019. Joining forces for change. Gothenburg, Sweden 10 – 13 September 2019, 106. http://transdisciplinarity.ch/en/td-net/Veranstaltungen/Vergangene-ITDs/ITD-2019.html

[9] Chris Riedy. Seeding a new transdisciplinary community of practicehttps://www.academia.edu/30210709/Seeding_a_new_transdisciplinary_community_of_practice?email_work_card=view-paper

[10] Rittel, H., & Webber, M. (1973). Dilemmas in a General theory of planning. Policy Sciences, 4, 155-169. https://link.springer.com/article/10.1007/BF01405730

[11] Kim, Y. (1998). Transdisciplinarity. Stimulating synergies, integrating knowledge. UNESCO, Division of Philosophy and Ethics, 38. Retrieved from http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001146/114694eo.pdf

[12] American Academy of Arts and Sciences. (2013). ARISE II: Unleashing America’s research & innovation enterprise, 14. https://www.amacad.org/sites/default/files/academy/multimedia/pdfs/publications/researchpapersmonographs/arise2.pdf

[13] Мокий, В. С., Лукьянова, Т. А. Междисциплинарные взаимодействия в современной науке: подходы и перспективы // Экономическая наука современной России. научн. журн. – 2017. – № 3(78). – С. 7–21. URL: http://td-science.ru/images/kart/ensr_3.pdf

[14] Mokiy, V.S. (2019). International standard of transdisciplinary education and transdisciplinary competence. Informing Science: the International Journal of an Emerging Transdiscipline, 22, 73-90. DOI: https://doi.org/10.28945/4480

[15] Mokiy, V. (2019). Training generalists in higher education: Its theoretical basis and prospects. Informing Science: the International Journal of an Emerging Transdiscipline, 22, 55-72. https://doi.org/10.28945/4431

[16] Mokiy, V.S. (2019). Systems Transdisciplinary Approach in the General Classification of Scientific Approaches. European Scientific Journal. Vol. 15, no 19, ESJ July Edition, pp. 247-258. DOI: http://dx.doi.org/10.19044/esj.2019.v15n19p247

[17] A community blog providing research resources for understanding and acting on complex real-world problems. https://i2insights.org/2020/10/27/systems-transdisciplinarity-metadiscipline/#more-16766

[18] Mokiy, V. S., & Lukyanova, T. A. (2021). Transdisciplinarity: Marginal Direction or Global Approach of Contemporary Science? Informing Science: The International Journal of an Emerging Transdiscipline, Vol.24, pp. 001-018. https://doi.org/10.28945/4752

[19] Мокий В.С., Лукьянова Т.А. Трансдисциплинарность: стереотипы, подходы и направления // Universum: общественные науки : электрон. научн. журн. 2021. 3(72). https://doi.org/10.32743/UniSoc.2021.72-3.7-19 

 

Ссылка: Мокий, В. С. (2022). Что такое трансдисциплинарность: Краткий конспект. Институт трансдисциплинарных технологий. http://www.td-science.ru/index.php/novosti/629-chto-dolzhny-znat-o-sovremennoj-transdisciplinarnosti-prepodavateli-universitetov

 

Расширения для Joomla

Дата последнего обновления информации на портале

cal   17.05.2022

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2022 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web