Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Международный форум «Устойчивое развитие: вызовы и перспективы»20-21 апреля 2022 года в Ставрополе состоялся Международный форум «Устойчивое развитие: вызовы и перспективы». Организаторы форума: Московский Педагогический Государственный Университет (МПГУ) и Ставропольский филиал МПГУ. Главная цель форума – организовать открытую коммуникационную площадку и консолидировать усилия представителей науки, образования, органов государственной и муниципальной власти, бизнес-структур и молодежи для обмена опытом, современными знаниями и достижениями в области устойчивого развития. Организаторы форума провозгласили, что в контексте глобальной повестки устойчивости, национальные правительства, гражданское общество и бизнес во всем мире должны быть как никогда едины в стремлении достичь главной общей цели – перейти от господствующей модели приоритета финансовой прибыли, краткосрочных результатов, несдерживаемого роста, ресурсного дисбаланса к более прогрессивной и перспективной, экономически обусловленной и взаимовыгодной модели ресурсосберегающего развития, обеспечивающего достойное будущее всем без исключения, нынешним и будущим поколениям. Сотрудники Института трансдисциплинарных технологий приняли активное участие в работе этого форума. Сотрудники института обратили внимание участников форума на несколько принципиальных проблем, которые могут затруднить переход общества к устойчивому развитию, а также на роль педагогических кадров в решении этих проблем: Проблемы постановки глобальных целей: Когда речь заходит об устойчивом развитии вообще, на первый план выходит устойчивое развитие общества. Поэтому, уместны вопросы – на сколько обоснован контекст, в котором устойчивое развитие общества соответствует устойчивому развитию планетарной природы? В каком объеме залежей полезных ископаемых будут нуждаться будущие поколения? Будут ли эти поколения вообще нуждаться в полезных ископаемых или они создадут эффективные технологии переработки уже использованных природных ископаемых? Проблемы культурно-экономического дисбаланса: Существующие государства существенно различаются по государственному устройству и культурным традициям. Поэтому особенности экономики в странах G7, G20, странах Юго-Востока, Ближнего Востока, Латинской Америки имеют разное отношение «к господствующей модели приоритета финансовой прибыли, краткосрочных результатов, несдерживаемого роста, ресурсного дисбаланса». Некоторые государства стремятся к опережающему экономическому развитию. Многие государства надеются сохранить достигнутый экономический уровень развития. Но, еще больше государств находятся в состоянии догоняющей экономики. Поэтому, уместен вопрос – можно ли ставить категорическую общую цель для государств, различающимся по государственному устройству и культурным традициям? Концептуально-методологические проблемы: Следует обратить внимание на то, что в настоящее время обнаружено три составляющие устойчивого развития: экономическая, социальная и экологическая. Каждая составляющая устойчивого развития рассматривается в рамках соответствующих научных дисциплин: экономики, социологии, экологии. Каждая научная дисциплина имеет свою (дисциплинарную) картину мира, язык и методологию. Каждая научная дисциплина различается уровнем научной строгости и границами возможного анализа риска от принимаемых решений. Поэтому, уместен вопрос – можно ли говорить об общей научной картине устойчивого развития, если в каждой научной дисциплине имеется свое определение устойчивости и ее количественных и качественных характеристик? Кадровые проблемы: Для дисциплин не существует неразрешимых проблем. Проблемы возникают у дисциплинарных специалистов при их междисциплинарных и мультидисциплинарных взаимодействиях. Каждый дисциплинарный специалист является носителем дисциплинарного мировоззрения и методологии, которыми он овладел в университете. Поэтому, уместен вопрос – корректно ли требовать от дисциплинарных специалистов решения многофакторных проблем устойчивого развития общества? Очевидно, что эти проблемы и эти вопросы не имеют однозначных решений и ответов в рамках текущего стереотипного подхода к устойчивому развитию. В такой ситуации целесообразно говорить о новых алгоритмах устойчивого развития. Необходимо напомнить, что проблемы решают специально обученные специалисты, а не потенциалы научных дисциплин. Следовательно, сегодня назрела потребность говорить о начале реформирования университетов. Главным элементом такого реформирования должно быть введение в структуру высшего образования специальной дисциплины – системной трансдисциплинарности. Такая дисциплина способна предоставить весь арсенал для решения многофакторных проблем – язык, философское обоснование, концепцию, методологию, инструменты. Создание кафедр системной трансдисциплинарности в профильных университетах позволит обучать универсальных специалистов, которые смогут организовать и осуществить руководство решения проблем устойчивого развития. Мы уверены, что такая очевидная точка зрения на реформирование университетов должна быть услышана, прежде всего, руководителями университетов, которые обучают педагогические кадры. Современный педагог должен знать, что проблемы устойчивого развития – это, прежде всего, проблемы мировоззрений. Поэтому педагоги должны обращать внимание учащихся не только на прелести дисциплинарных картин мира, но и на необходимость системного и трансдисциплинарного мировоззрения. Ссылка: Лукьянова Т. А., Мокий, В. С. Новые алгоритмы устойчивого развития / Материалы Международного форума «Устойчивое развитие: вызовы и перспективы», МГПУ, Ставропольский филиал МГПУ (Ставрополь 20-21 апреля 2022). |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web