Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Modern transdisciplinarity: Results of the development of the prime cause and initial ideas11 мая 2022 года журнал Issues in Informing Science and Information Technology (IISIT), опубликовал статью специалистов Института трансдисциплинарных технологий Владимира Мокия и Татьяны Лукьяновой «Modern Transdisciplinarity: Results of the Development of the Prime Cause and Initial Ideas» [Современная трансдисциплинарность: Результаты развития первопричины и первоначальных идей]. Эта статья является основным документом, который знакомит участников Международной конференции InSITE 2022: InformingScience + ITEducationConferences. InSITE 2022. Jul 6 - 7 2022, о характерных особенностях восприятия трансдисциплинарности в рамках Русской школы трансдисциплинарности. Эту конференцию проводит Informing Science Institute (США), который является Международной ассоциацией, продвигающей междисциплинарное исследование информационных систем. АННОТАЦИЯ Цель/Назначение: Эта статья посвящена систематизации и переосмыслению соответствия современной трансдисциплинарности ее первопричине и первоначальным идеям. Предыстория: Трудности внедрения трансдисциплинарности в науку и образование связаны с тем, что до сих пор отсутствуют ее общепринятое определение, идентификационные характеристики и методологические особенности. Чтобы устранить эти недостатки трансдисциплинарности, необходимо было выявить ее первопричину и исходные идеи. Также важно проанализировать соответствие существующих мнений о трансдисциплинарности содержанию этих причин и идей. Методология: Качественный анализ обзоров литературы по теме трансдисциплинарности был использован для того, чтобы определить соответствие мнений о трансдисциплинарности смыслу ее первопричины и первоначальным идеям. Эти мнения также должны были быть обобщены. С помощью этого метода удалось выявить и классифицировать мнения на 11 групп, включая 39 стереотипов трансдисциплинарности. Для обоснования трансдисциплинарных подходов, согласующихся с подходами современной науки, было использовано нормальное распределение случайных величин К.Ф. Гаусса. “Кривая Гаусса” помогла показать место трансдисциплинарных и системных трансдисциплинарных подходов в структуре академических и системных подходов. “Кривая Гаусса” также продемонстрировала постепенное ”расширение горизонта научного мировоззрения за счет последовательной интенсификации синтеза, интеграции, унификации и обобщения дисциплинарных знаний". Вклад: После пересмотра результатов качественного анализа обзоров литературы можно было бы сформулировать обобщенное определение трансдисциплинарности, включая определение трансдисциплинарных и системных трансдисциплинарных подходов. Было доказано, что трансдисциплинарность является естественным этапом развития современной науки и образования, а трансдисциплинарные подходы смогли предложить методы и инструменты для решения сложных и слабо структурированных проблем науки и общества. Выводы: Многие существующие стереотипы трансдисциплинарности не соответствуют ее первопричине и первоначальным идеям. Такие стереотипы не имеют глубокого философского и теоретического обоснования. Они также не предлагают трансдисциплинарных методов и инструментов. Таким образом, авторы таких стереотипов часто называют их трансдисциплинарными или предлагают воспринимать их как трансдисциплинарность. Это обстоятельство является причиной того, что многие дисциплинарные ученые, практики и инициаторы высшего образования рассматривают трансдисциплинарность как маргинальное направление современной науки. На основе обобщенного определения трансдисциплинарности, а также ее первопричины и исходных идей было показано, что трансдисциплинарность представлена в современной науке в виде двух различных подходов, т.е. трансдисциплинарного подхода и системного трансдисциплинарного подхода. Целью трансдисциплинарного подхода является обеспечение развития науки на стадии синтеза и интеграции дисциплинарных знаний, в то время как целью системного трансдисциплинарного подхода является обеспечение решения проблем современного общества путем объединения и обобщения дисциплинарных знаний. Рекомендации для практикующих специалистов: Практикующие специалисты должны учитывать, что трансдисциплинарный и системный трансдисциплинарные подходы имеют разные специфические особенности. В рамках трансдисциплинарного подхода команда дисциплинарных специалистов каждый раз разрабатывает новый метод для решения каждой новой проблемы. В результате решение проблемы создается на основе консенсуса, сформированного путем компромиссов. Такое решение трудно поддается анализу рисков. В рамках системного трансдисциплинарного подхода команда дисциплинарных специалистов использует универсальную системную трансдисциплинарную методологию для решения каждой проблемы. В этом случае дисциплинарные специалисты не ищут компромиссов, а выполняют свою часть исследования, используя дисциплинарные методы и инструменты. Дисциплинарные результаты объединяются и обобщаются специалистом широкого профиля, который владеет методологией системного трансдисциплинарного подхода. Таким образом, решение проблемы должно быть предметом анализа рисков, поскольку оно включено в процесс фундаментальных исследований. Рекомендации для исследователей: Исследователи должны учитывать, что в рамках трансдисциплинарного подхода осуществляется управление дисциплинарными специалистами. В рамках системного трансдисциплинарного подхода осуществляется управление дисциплинарными знаниями. Таким образом, трансдисциплинарный подход эффективен для организации и проведения исследований с участием ученых из взаимодополняющих дисциплин. Примером такого исследования может быть группа исследователей медицинских дисциплин и дополнительных дисциплин из химии, физики и инженерии. Системный трансдисциплинарный подход эффективен для организации и проведения исследований с участием ученых из взаимодополняющих дисциплин, таких как экономика, физика, метеорология, химия, экология, геология и социология. Воздействие на общество: Первопричина трансдисциплинарности связана со стремлением экономистов, политиков и менеджеров найти метод эффективного долгосрочного прогнозирования, планирования и контроля социально-экономического развития современного общества, а также поиска решения текущих проблем, сопровождающих это развитие. Трансдисциплинарные подходы сформировали методы и инструменты для решения этих задач. Хотя общество могло бы использовать преимущества трансдисциплинарных подходов, необходимо обеспечить, чтобы в сознании дисциплинарных специалистов “желание иметь такие подходы” совпадало с “желанием применять такие подходы” на благо общества. Будущие исследования: С точки зрения основной исходной идеи, трансдисциплинарность формируется как глобальный подход. Глобальный подход должен иметь традиционную институциональную форму. Это подразумевает, что она должна быть научной дисциплиной (метадисциплиной) и иметь носителей с трансдисциплинарным мировоззрением. Подготовка таких носителей может быть организована университетами в рамках кафедр системной трансдисциплинарности и Центров Системной трансдисциплинарной переподготовки дисциплинарных специалистов. Таким образом, разумно инициировать обсуждение идеи реформирования дисциплинарной структуры университетов при рассмотрении вопроса о создании таких кафедр и центров. Ключевые слова: трансдисциплинарность, трансдисциплинарные исследования, системный подход, системный трансдисциплинарный подход, высшее образование Ссылка / Reference: Mokiy, V. S., & Lukyanova, T. A. (2022). Modern transdisciplinarity: Results of the development of the prime cause and initial ideas. Issues in Informing Science and Information Technology, 19, 97-120. https://doi.org/10.28945/4951 |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web