Международная конференция по системному мышлению «Любое лицо. Любая Система»

korn c12-13 мая 2022 г. в Корнельском университете (Итака, штат Нью-Йорк, США) состоялась Международная конференция по системному мышлению «Любое лицо. Любая Система». Такое многообещающее название конференции привела к ошеломляющему эффекту – на сайте конференции зарегистрировалось более 1800 участников!

Сотрудники Института трансдисциплинарных технологий приняли участие в этой конференции, а также подготовили краткий общий отчет о ее результатах. Этот отчет будет полезен студентам старших курсов, аспирантам, а также преподавателям университетов, которые интересуются современным уровнем развития системного мышления.

Прежде всего, следует отдать должное тому, что организаторы конференции задействовали специальные технические возможности для просмотра в онлайн режиме стенограммы выступлений участников конференции. Это обстоятельство позволило неанглоязычным участникам конференции оперативно скачивать и переводить на свой язык текст выступлениями докладчиков, а также следить за дискуссиями.

Конференции такого уровня не бывают неинтересными и неполезными. Однако, как это часто бывает, обнаруживаются некоторые недостатки общего характера, на которые организаторы не обратили внимания в силу глобальности конференции. Мы выделили некоторые из этих недостатков.

Например, организаторы предварительно опубликовали на сайте конференции два определения термина «системное мышление». Важно отметить некоторые логические нестыковки в этих определениях системного мышления:

1. Системное мышление — это область системных наук, которая фокусируется на развитии когнитивной сложности, метапознания и параллелизма между разумом (наши ментальные модели природы) и природой (исследуемые системные явления).

2. Системное мышление – это общие когнитивные способности и образ мышления, которые применимы ко всем дисциплинам, в любой области, теме и проблеме.

В чем суть логических нестыковок?

- Когнитивные способности и образ мышления человека не могут быть областью системных наук. Это область системных наук может основываться на определенном системном мышлении и когнитивных способностях человека. В этом случае правильно говорить отдельно – о системном мышлении, как о специфическом образе мышления и когнитивных способностях и, отдельно – о системном подходе, как об области системных наук.

- Когнитивные способности и образ мышления не могут быть «общими», чтобы на этом основании иметь возможность применяться ко всем дисциплинам, в любой области, теме и проблеме. «Темы и проблемы» имеют разный порог сложности: низкий, средний и высокий; объекты, в образе системы, могут быть открытыми и закрытым и т.п. Способность воспринимать систему, как совокупность элементов, составляющую некоторую целостность – это специфический образ мышления. В свою очередь, способность воспринимать систему, как порядок, обусловливающий единство функционального ансамбля объектов – это другой специфический образ мышления.    

Это обстоятельство позволяет подкорректировать определение №2. Возможно, оно должно звучать так: Системное мышление – это совокупность специфических когнитивных способностей и образов мышления, которые применимы ко всем дисциплинам, в любой области, теме и проблеме. Именно «совокупность специфических когнитивных способностей и образов мышления», а не «общие когнитивные способности и образ мышления» способен оправдать название конференции «Любое лицо. Любая Система».

Эти нестыковки неизбежно способствовали появлению слабой стороны конференции.

Слабой стороной конференции является отсутствие механизма выявления и обобщения «совокупности специфических когнитивных способностей и образов мышления». Поэтому организаторы конференции сосредоточили внимание на «основных моделях мышления, которые связывают разум и природу и объединяют множество структур системного мышления и дисциплинарных знаний». Проще говоря, организаторы конференция выстроили ее работу с жесткой привязкой к принципам DSRP – теории, на которых, по мнению организаторов конференции, основывается системное мышление. DSRP – теория была не так давно оформлена основателями Исследовательской лаборатории системного мышления Дерека и Лауры Кабрера.

 

Краткая справка о принципах DSRP – теории системного мышления

4 строительных блока системного мышления:  Различия {Distinctions(D)},  Системы {Systems(S)}, Отношения {Relationships(R)}, and Перспективы {Perspectives(P)} или – DSRP теория.

Различия (Идентичность-Другое)

Существенным элементом системного мышления является проведение различий (идентичность-другое) между вещами и идеями и между ними. То, как мы рисуем

или определяем границы идеи или системы идей, является важным аспектом понимания. Всякий раз, когда мы проводим границу, чтобы определить вещь, та же самая граница определяет то, что не является вещью (“другим”). Системные мыслители сознательно используют различия, чтобы бросить вызов существующим нормам, ярлыкам и определениям и выявить предубеждения в том, как структурируется информация.

Системы (Часть-Целое)

Системные мысли организуют вещи и идеи в системе часть-целое, чтобы придать смысл. Они знают, что изменение масштабных идей организации меняет само значение. Акт решения о разделении вещей или объединении их в кучу. Системные мысли постоянно изучают контекст, задают: «Частью чего это является?» для того, чтобы увидеть, как вещи впадают в большее целое, чем обычно.

Отношения (Действие-Реакция)

Системные мыслители определяют отношения (действие-реакция) между вещами и идеями и между ними. Мы не можем многое понять ни о чем, включая, не понимая, как покрывающие части и целые. Отношения бывают всех типов: причинно-следственные, корреляционные, прямые/косвенные и т. д. Системные мысли использовали отношения, чтобы показать охват взаимодействий между вещами и идеями, включая петли восприятия, чтобы показать взаимозаменяемые отношения.

Перспективы (точка зрения)

Системные мыслители рассматривают идеи с разными точками зрения (точки зрения) и права, каждый раз, когда мы придерживаемся выбора (идентификация отношений и систем), мы всегда используем это с учетом точек зрения. Системные мысли использовали точку зрения, чтобы переосмыслить различия, отношения и/или системы. Они видят за рамками рассматриваемой или животной точки зрения (т.е. «взгляд глазами»), принимая концептуальные взгляды (т.е. рассматривая явление с точки зрения точки зрения или вещей).

 

Важно отметить, что эта конференция была организована аспирантами программы «Системное мышление, моделирование и сертификат лидерства» Корнельского института. Это отличная идея – научить аспирантов организации и проведению международных конференций! Но, на наш взгляд, руководители программы «Системное мышление, моделирование и сертификат лидерства» упускают шанс научить аспирантов специфической аналитической работе с большими массами (более 1800 заинтересованных специалистов) на предмет выявления перспективных философских, концептуальных, методологических и технологических идей, мнений и направлений системного подхода, порождаемых современным системным мышлением. В результате, международные конференции, которые позиционируют себя, как «аккумуляторы мировоззренческих идей и концепций», по сути, создают негативные прецеденты. В отсутствии постоянного мониторинга, конструктивного анализа конкурирующих теорий, а также демонстрации совершенствования собственной теории и трезвой оценки практических возможностей в процессе конкурентного противостояния, DSRP – теория последовательно объявляется «очевидно главенствующей». Например, эта конференция рассматривается уже как «начало 4-й исторической волны в системном мышлении, основанной на теории DSRP, новых открытиях в универсальных моделях познания, лежащих в основе системного мышления». «Очевидно главенствующая» теория системного мышления дает преимущества родному университету перед другими университетами, например, проводить обучение и выдавать аспирантам «Сертификат о высшем образовании в области системного мышления, моделирования и лидерства (STML) в Корнельском университете».

По сути, в этом нет ничего необычного. Так поступают многие университеты. Однако, важно понимать различие между благополучием университета и ответственностью за объективное развитие системного мышления в науке. В контексте такой ответственности приведем фрагмент разговора Директора Института трансдисциплинарных технологий Владимира Мокия с Директором программы сертификации выпускников Корнельского университета по системному мышлению, моделированию и лидерству (STML) Лаурой Кабрера:


«Мышление – это психический процесс моделирования законов окружающего мира на основе аксиоматических положений. В этом смысле теория DSRP представляет собой субъективный метод системного мышления. Другие, менее известные субъективные методы системного мышления используют иные аксиоматические положения. Поэтому, следует признать, что все субъективные методы системного мышления самодостаточны в рамках своих аксиоматических положений. Однако, – продолжает В.С. Мокий, – я предлагаю большее. Я предлагаю выйти за рамки субъективных аксиоматических положений методов системного мышления и посмотреть на эти положения «с объективной точки зрения». В свое время американский писатель Грегг Брейден утверждал «Мысли являются выражением наших глубоких подсознательных убеждений. В тот момент, когда мы начинаем что-то наблюдать, мы что-то предполагаем, и это предположение и есть наша вера. Поэтому мы видим то, во что верим». Я обнаружил, что Дерек и Лаура Кабрера верят в существование «Платонического Целого и его частей». Поэтому они видят в окружающем мире «платоновские вещи, идеи и их взаимодействия». Такое системное мышление позволяет произвольно смешивать и сопоставлять «строительные блоки» DSRP теории, чтобы исследовать и доказывать устойчивость определенных конфигураций этих блоков. В то же время произвольный характер этого смешения не привязан и не корректируется какой-либо объективной целью.

В свою очередь, эксперты Института трансдисциплинарных технологий верят в «Плотиновское Единое и его фрагменты». Такое основание системного мышления постулирует наличие универсального порядка, определяющего единство мира, вещей и идей. Поэтому с помощью моделей такого универсального порядка можно описать мир, каждую вещь, идею, а также смоделировать и описать их целесообразные взаимодействия. При этом все фрагменты и их взаимодействия остаются в подчинении единой объективной цели – сохранение единства мира. Все целесообразные взаимодействия могут быть смоделированы и описаны в рамках системного трансдисциплинарного подхода.

Вывод из вышесказанного: Системное мышление – это прогрессивный метод познания окружающего мира. Этот метод способствовал формированию особенностей высшей нервной деятельности современного человека. Каждый из нас является носителем определенных глубинных подсознательных убеждений. Убеждения в целостности или единстве мира позволяют нам перекрыть всю философскую зону мировосприятия. В данном случае целью классического системного мышления и системного трансдисциплинарного мышления является раскрытие всего теоретического и практического потенциала системного мировоззрения. При этом мы должны трезво оценивать теоретические и практические возможности разных видов системного мышления и, соответственно, системных подходов для решения проблем разного порога сложности».

Расширения для Joomla

Дата последнего обновления информации на портале

cal   29.09.2022

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2022 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web