Научный семинар по теме: ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ

uoВ апреле 2016 года в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ «ИСРО РАО») был проведён научный семинар по теме:  ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ. С его интернет-версией можно ознакомиться на URL: https://youtu.be/CKyOAwRj_Cw . Этот семинар может служить показательным примером конструктивного обсуждения «прикладными» специалистами иноязычных терминов мульти – , интер –, плюро – трансдисциплинарности, когда то «нечто», которое скрывается под этими терминами, уже ни один десяток лет активно завоёвывает пространство среднего, среднеспециального и высшего образования зарубежом.

На первом этапе семинара основной докладчик познакомил собравшихся с информацией о трансдисцилинарности. Основой этой информации составили материалы коллективной монографии «Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы». Эта тема была поддержана Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) в 2015 году. Руководитель темы: Бажанов В.А. В комментариях к ней мы уже обращали внимание на недопустимость в монографии с констатирующим названием публиковать материалы – рассуждения, которые, зачастую, приводятся вне контекста научно-обоснованного и логически-непротиворечивого  определения трансдисциплинарности.  Поэтому уже в начале своего доклада, основной докладчик, несмотря на наличие у неё научного звания, призналась, что материалы этой монографии оказались очёнь трудными для восприятия.

По окончании основного доклада уже руководитель научного семинара призналась, что представленная информация также не прояснила у неё представления о том, что же такое трансдисциплинарность и чем она отличается от междисциплинарности, которая уже давно применяется в сфере образования. И то правда, как можно объяснить суть трансдисциплинарности практическим педагогам, если ст.7 хартии первого Всемирного  Конгресса по Трансдисциплинарности 1994 года утверждает, что «Трансдисциплинарность не составляет ни новой религии, ни новой философии, ни новой метафизики или науки наук»? Именно поэтому материалы этой монографии в выступлениях больше не упоминались. Зато, в выступлениях большинства выступающих звучали предложения, созвучные представлениям о трансдисциплинарности, которые высказывались и высказываются приверженцами Русской школы трансдисциплинарности. Так, например, в том или ином виде, прозвучали предложения рассматривать трансдисциплинарность как самостоятельную мета-дисциплину, обладающую своим объектом исследования, мета-языком и методологией; предлагалось воспринимать трансдисциплинарность, как новое мировоззрение (миропонимание); говорилось о необходимости «исчислять мир не частями, а единицами», вероятно, интуитивно имея в виду трансдисциплинарные модели пространственной, временной и информационной единицы порядка; предлагалось поработать над тем, как внедрить трансдисциплинарное мировоззрение единого мира и элементы трансдисциплинарного подхода, в компетенции учащихся, в структуру существующего научного знания, преподаваемого в учебных заведениях. Участники научного семинара сочли целесообразным продолжить обсуждение темы «Трансдисциплинарность» на последующих заседаниях.

Таким образом, результаты работы этого научного семинара убедительно свидетельствуют о верном векторе развития трансдисциплинарного подхода, как самостоятельной метанаучной дисциплины (Трансдисциплинарности-4) в рамках Русской школы трансдисциплинарности. Именно этим обстоятельством обусловлено стремление показать практические примеры применения трансдисциплинарного подхода в решении сложных многофакторных проблем в различных областях общества, природы, науки и техники.

Дата последнего обновления информации на портале

cal   12.12.2019

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2019
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web