Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Возможно ли оправдание идеологическому или авторитарному захвату содержания метанарратива и метатеории системного мышления?Один из рецензентов статьи Владимира Мокия и Татьяны Лукьяновой Перспективы интеграции трансдисциплинарности и системного мышления в исторических рамках различных социокультурных контекстов (Mokiy, V., & Lukyanova, T. (2022). Prospects of Integrating Transdisciplinarity and Systems Thinking in the Historical Framework of Various Socio-Cultural Contexts. Transdisciplinary Journal of Engineering & Science, 13, pp. 143-158. https://doi.org/10.22545/2022/00184) высказал некоторые опасения. Рассуждения на тему этих опасений помогут ученым и специалистам, занимающимся поискам решений сложных проблем современного общества, сделать выводы о целесообразности использования системного трансдисциплинарного подхода в своей деятельности. _______________ "В процессе рецензирования статьи, мое внимание привлекла идея метатеории и метанарратива в отношении мира, как Единой Упорядоченной Среды. Это мощный способ анализа, проектирования и изменения систем. Это могло бы помочь переходу или преобразованию систем революционным или эволюционным путем, хотя с последней точки зрения будет меньше желания принимать одно-единственное новое повествование. В то же время, эта точка зрения открывает пути возможному оправданию идеологическому или авторитарному захвату: самые могущественные смогут определить, навязать и провести в жизнь цель, свое содержание метатеории и метанарратива. В результате, может получиться лучше, а может быть и более катастрофично. Говоря об интеграции трансдисциплинарности и системного мышления в рамках системной трансдисциплинарности, я думаю, что она должна обладать, в принципе, большой чуткостью и приветствием другим или дополнительным взглядам, диагностике, методам и решениям. Иначе подход окажется закрытым и законченым". Рецензент №1 ______________ Чтобы просто, очевидно и убедительно развеять опасения "возможного оправдания идеологического или авторитарного захвата, в результате которого самые могущественные смогут определить, навязать и провести в жизнь цель, свое содержание метатеории и метанарратива", мы должны ответить на вопрос: идентичны ли термины «научное мышление» и «системное мышление»? - Если эти термины не идентичны, то можно допустить максимальную свободу и безграничность системного мышления, а также, возможность разнообразной интерпретации его результатов. В этом случае, можно думать абсолютно свободно, действовать по наитию, а также принимать решение под давлением обстоятельств. - Если эти термины идентичны, то системное мышление должно обладать высоким уровнем научной строгости. Научная строгость в этом случае будет играть роль "естественного ограничителя" свободы и разнообразия интерпретаций системного мышления, а также обеспечивать высокий уровень их однозначного толкования. Научная сторогость строится, в том числе, на очевидности законов природы, а также на безусловном признании этих законов в проведении научных исследований и интерпретации их результатов. Например, если мы хотим разбавить кислоту, то должны вливать кислоту в воду, а не наоборот. В противном случае, вода поведет себя как взрывной компонент. В этом однозначном утверждении есть признание законов природы, но отсутствует авторитарность и идеология. Строгость системного мышления, особенно в рамках социальных наук, тем более должна базироваться на очевидности законов природы и естественных законов социального развития. Если вместо единой очевидности мы будем настаивать на существовании множества равноправных очевидностей, то должны будем концептуально и теоретически доказать законность существования этого множества равноправных очевидностей. Тем самым, в примере с разбавлением кислоты мы будем искать возможности избежать взрывного характера. Возможно, мы начнем замораживать или нагревать воду или кислоту, предпринимать различные профилактические и ные действия. Но, это уже не будет отображением закономерности естественных процессов. Это будет отображение результата нашего вмешательства в законы природы и в результаты природных процессов. Подтвердим это утверждение на примере критической политической и социально-экономической ситуации 2022 года. Сегодня мы имеем множество обоснований и интерпретаций этой ситуации: - Обоснование и интерпретация России; - Обоснование и интерпретация Украины; - Обоснование и интерпретация Евросоюза; - Обоснование и интерпретация США; - Обоснование и интерпретация ООН; - Обоснование и интерпретация третьих стран (Китая, Индии, Турции и т.д.). Как в этом случае должно повести себя системное мышление? В этом случае, системное мышление должно доказать: – либо все эти обоснования и интерпретации равноправны и, поэтому, могут служить основанием для поиска компромиссных политических решений; - либо какие-то из этих обоснований и интерпретаций не соответствуют естетственным законам социального развития. В этом случае ситуация потребует скорейшего создания и применения оригинальных силовых и несиловых мета-решений по принуждению некоторых участников, вовлеченных в эту ситуацию, к предстоящему мирному социально-экономическому сосуществованию. Проще говоря, системное мышление должно дать ответ: какие из перечисленных обоснований и интерпретаций ситуации «льют воду в кислоту», а какие «льют кислоту в воду». Наличие научной строгости и ее уровень позволит системному мышлению дать однозначный ответ на эти вопросы. Важно отметить, что научная строгость, как правило, сопровождает дисциплинарную науку. Поэтому системное мышление в рамках научной дисциплины - системная трансдисциплинарность, обретает необходимый уровень научной строгости, а также, позволяет приветствовать комплементарные (дополняющие) дисциплинарные концепции, диагностику и методы решения сложных проблем. Ссылка для цитирования: Возможно ли оправдание идеологическому или авторитарному захвату содержания метанарратива и метатеории системного мышления? (2022). Информационный портал «Трансдисциплинарность». http://www.td-science.ru/index.php/novosti/651-vozmozhno-li-opravdanie-ideologicheskomu-ili-avtoritarnomu-zahvatu-soderzhaniya-metanarrativa-i-metateorii-sistemnogo-myshleniya
|
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web