Системный трансдисциплинарный аспект высшего образования (для организаторов высшего образования и ректоров вузов)

td uniВ 2022 году специалисты Института трансдисциплинарных технологий опубликовали в международных научных журналах пять программных статей. Содержание этих статей непосредственно касается перспектив общего развития трансдисциплинарности в период с 2023 по 2030 годы. Постоянные посетители сайта обратились к администрации информационного портала «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ» с просьбой обобщить этот обширный материал и кратко изложить его основные идеи, приложимые к высшему образованию.

Администрация портала перенаправила эту просьбу директору Института трансдисциплинарных технологий Владимиру Мокию. Сегодня мы публикуем его ответ:

«В таких случаях, в народе говорят, нужно «танцевать от печки». Я же предлагаю начать танцевать от табуретки. Мы с вами знаем, что кроме табуретки существую фасонные стулья, мягкие кресла и пафосные троны. Как обозначить эту «армию для сидения»? Их общим обозначением является термин «мебель». Термин «мебель» очерчивает область своеобразных предметов. Табуретка, стул, кресло и трон имеют собственные определения. Эти определения позволяют понять предназначение этих предметов мебели и эффективно использовать для решения конкретных житейских проблем.

Трансдисциплинарность – это так же, всего лишь, обозначение. Трансдисциплинарность обозначает интенсификацию интеллектуальной деятельности в среде междисциплинарных взаимодействий, которая способствует максимальному расширению научного мировоззрения. В отличие от мебели, она очерчивает область конкретных подходов: трансдисциплинарного подхода и системного трансдисциплинарного подхода, которые используют разные концепции и методологические инструменты для расширения научного мировоззрения.

Когда речь заходит о расширении научного мировоззрения, то многие представляют себе процесс познания мира, решение сложных многофакторных технических, экологических социальных проблем. Согласен, эти процессы провоцируют интенсификацию интеллектуальной деятельности в среде междисциплинарных взаимодействий. Однако, на мой взгляд, это всего лишь красивый образ. Реальная действительность выглядит проще. Чтобы расширить научное мировоззрение – его нужно сначала сформировать. Научное мировоззрение человека зарождается, формируется и развивается в среде высшего образования, в среде конкретного университета. Основой научного мировоззрения является совокупность академических дисциплин. Маркером научного мировоззрения является владение студентом дисциплинарной картиной мира, знаниями и дисциплинарной методологией. Когда же вам понадобиться войти в среду междисциплинарных взаимодействий, то вы обнаружите, что вас там встретят не знания другой дисциплины, а люди, которые, как и вы, являются носителями мировоззрения, знаний и методологий другой (других) дисциплин. Часто, вы будете вынуждены доверять своим компаньонам, их дисциплинарному мировоззрению. Будет ли это взаимодействие максимально расширять ваше научное мировоззрение? Скорее – нет. Это будет насыщать ваш профессиональный опыт, багаж знаний. Этот опыт и багаж позволит вам успешно решать массу низкопороговых проблем, с которыми каждый день сталкивается каждый из нас.

Термин «мировоззрение» — это также обозначение области конкретных предметов. Одним из таких своеобразных «предметов» является образ мира, порядок в таком мире, знания о таком мире и методология изучения такого мира. Следовательно, уверенно говорить об очередном горизонте научного мировоззрения можно, лишь тогда, когда определенный «фрагмент» междисциплинарных взаимодействий оформляется в виде самостоятельной научной дисциплины, которая обладает этими «предметами» и их носителями (специалистами). В настоящее время, благодаря наличию академических и множеству бинарных научных дисциплин, университеты получили возможность обучать дисциплинарных и междисциплинарных специалистов. Дисциплинарный и междисциплинарный горизонты научного мировоззрения позволяют таким специалистам успешно решать низкопороговые и среднепороговые проблемы современного общества.

Следовательно, можно с уверенностью говорить о том, что высокопороговые проблемы современного общества не будут решены, пока современные университеты не начнут обучать специалистов/носителей трансдисциплинарного горизонта научного мировоззрения; специалистов/носителей системной трансдисциплинарной картины мира, методологии унификации и обобщения дисциплинарных и междисциплинарных знаний и методологий. Но этого не произойдет до тех пор, пока в сознании организаторов высшего образования и ректоров вузов термин «трансдисциплинарность» не разделиться на тривиальное «обозначение интеллектуальной деятельности» и на перспективную «специализированную научную дисциплину (системную трансдисциплинарность)». Поэтому сегодня мы продолжаем неустанно повторять, что высокопороговые проблемы современного общества не решаются не потому, что они слишком сложные, а потому, что современные университеты не обучают специалистов, горизонт научного мировоззрения которых, позволит им переосмыслить такие проблемы и, в тесном контакте с дисциплинарными и междисциплинарными специалистами, предложить научно обоснованные решения таких проблем.

В период с 2023 по 2030 годы возникла объективная предрасположенность возможности переломить сложившуюся общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в современном обществе. Термин «объективная предрасположенность» свидетельствует о том, что к озвученной нами мысли неизбежно придут организаторы высшего образования и ректоры университетов многих стран. В этом случае важно спросить кто придет первым? Кому придется догонять – их или нашему высшему образованию? А может быть целесообразно вместе «засучить рукава»? Тем более, что для этого не потребуется строить многоэтажные учебные и лабораторные корпуса, создавать разветвленные технопарки. Достаточно провести в своем университете знакомую преподавателям работу: по организации кафедры системной трансдисциплинарности, по адаптации материалов философии, концепции, методологии системной трансдисциплинарности к ее преподаванию в вузе и начать готовить ограниченный контингент специалистов для неизбежно предстоящего международного сотрудничества»...

Дата последнего обновления информации на портале

cal   19.04.2024

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2023 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web