Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Старт международных трансдисциплинарных проектов в области высшего образования и устойчивого развитияДальнейшее развитие высшего образования будет неизбежно связано с обучением на специальных кафедрах передовых университетов некоторой группы одаренных студентов навыкам особой профессии. Специалисты такой профессии должны будут уметь обобщать дисциплинарные знания, концепции и теории. Это позволит им переосмысливать высокопороговых проблем современного общества и предлагать способы их решения. Для этого потребуется научить студентов (магистров) совмещать дисциплинарное мировоззрение, системное мышление и трансдисциплинарный подход. Международные трансдисциплинарные проекты в области высшего образования и устойчивого развития (2023-2030), которые начинают Институт трансдисциплинарных технологий (Россия) в сотрудничестве с Международным центром трансдисциплинарных исследований (Франция) направлены на достижение этих целей. Следующие документы содержат подробную информацию о проектах: Информационное письмо - приглашение к участию в международных системных трансдисциплинарных проектах в области высшего образования и устойчивого развития (2023-2030). Паспорт международного проекта “Формирование системного трансдисциплинарного мировоззрения в системе высшего образования (2023-2026)”. Некоторые представители Российских университетов задают вопрос о целесообразности совместных проектов с государством, входящих в список недружественных стран. На этот вопрос необходимо дать обоснованный ответ. 30.06.2023 С.В. Лавров, министр иностранных дел РФ, сказал: «У России нет недружественных народов, но есть недружественные правительства». Поэтому необходимо уточнить, что мы не сотрудничаем с недружественным правительством Франции. Но сотрудничаем с CIRET – французской автономной некоммерческой организацией. Основным инициатором и руководителем проектов является российская автономная некоммерческая организация Институт трансдисциплинарных технологий. В данном случае, обе некоммерческие организации (сформированные в среде общества без участия правительств), не занимаются политической деятельностью, но стремятся практически реализовать рекомендации международной конференции по высшему образованию (октябрь 1998 г. ЮНЕСКО, Париж). Эти рекомендации были закреплены в тексте «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры». Конкретизируя цели и задачи высшего образования для XXI века, ст.5(a) и ст.6(b) этой декларации указывают на необходимость широкого применения трансдисциплинарного подхода в решении сложных социально-экономических проблем общества, так и в организации и проведении научных исследований. Рекомендации, изложенные в данной декларации, получили поддержку организаторов высшего образования во многих странах мира. В России эта декларация вошла в Перечень документов экспертно-аналитического сопровождения правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Басараб Николеску (ныне почетный президент CIRET) был непосредственным организатором этой международной конференции. Нашим проектом в области высшего образования, мы, по сути, перехватываем международную инициативу в области последовательной трансформации современного высшего образования в направлении максимального расширения научного мировоззрения студентов. Главная задача проекта «Формирование системного трансдисциплинарного мировоззрения в системе высшего образования (2023-2026)» — это формирование учебника по системной трансдисциплинарности. Международное сотрудничество в области формирования специалистов новой профессии позволит не разрушать дисциплинарную структуру современных университетов, но сформировать класс специалистов, которые будут изначально предрасположены к переосмыслению и решению сложных многофакторных проблем современного общества. Нам важно, чтобы в состав авторов учебника, точнее, в состав авторов его дисциплинарных разделов (21 дисциплина), вошли российские ученые, специалисты и преподаватели вузов. В этом случае дисциплинарные разделы учебника, включающие в себя, обобщенное популярное описание основных направлений и концепций, а также основные проблемы этих дисциплин, будут сформированы в том числе в трактовке российской академической научной школы. |
Дата последнего обновления информации на портале08.05.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web