Итоги симпозиума «За международную трансдисциплинарную кафедру - 2024»

sim 2121-22 марта 2024 года в рамках Международного центра трансдисциплинарных исследований CIRET (Франция) был успешно проведен открытый онлайн-симпозиум на английском языке на тему «За международную трансдисциплинарную кафедру» [For an international transdisciplinary chair].

В симпозиуме приняли участие 25 ученых, преподавателей университетов, организаторов высшего образования из многих стран. Одним из приглашенных докладчиков на этом симпозиуме был директор Института трансдисциплинарных технологий, член CIRET (Франция), Владимир Мокий. Тема его доклада - Трансдисциплинарная кафедра как способ выполнения глобальных "социальных заказов" [TD Chair as away to fulfil lglobal "socialorders"]. Осознавая важность этой темы, организаторы симпозиума предполагают опубликованы все доклады в международном журнале Adjuris.

Ознакомьтесь с видеозаписью презентаций первого дня симпозиума – 21 марта 2024 г. на Vimeo (на английском языке). Видео можно просмотреть на https://vimeo.com/927263716

Ознакомьтесь с видеозаписью презентаций второго дня симпозиума – 22 марта 2024 г. на Vimeo (на английском языке). Видео можно просмотреть на с https://vimeo.com/927256828

Администрация портала «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ» обратилась с Владимиру Стефановичу Мокию с просьбой прокомментировать общие результаты симпозиума.

… Необходимо отметить, рассказал Владимир Стефанович, что термин «кафедра» ассоциируется в среде высшего образования с вполне конкретным образом. Независимо от разнообразия возможных задач, этот термин имеет непосредственное отношение к определенной дисциплине или к конкретному направлению научной деятельности. Однако, применительно к трансдисциплинарности этот образ был изменен.

Идея трансдисциплинарных кафедр впервые была озвучена участниками Международного конгресса «Каким будет университет завтрашнего дня? [the International Congress “Which university for tomorrow? Towards a transdisciplinary evolution of the University” (Locarno, Switzerland, 30 April - 2 May 1997)]

В рамках этой идеи предполагалось, что стационарная или передвижная трансдисциплинарная кафедра в университетах должна пропагандировать идеи толерантности у студентов и преподавателей людей, представителей разных мировоззрений, культур, научных дисциплин и т.д.

В результате, ожидалось, что после такой подготовки, студенты и преподаватели расширят свой кругозор, повысят уровень культуры, станут терпимыми по отношению к другим людям, будут противостоять разного рода конфликтам. Однако этим ожиданиям не суждено было сбыться. В системе высшего образования некоторых стран не уделяют должного внимания знакомству студентов основам философского знания. Каждая страна стремится прививать студентам основы, прежде всего национальной культуры. Университетах некоторых стран стремятся реализовывать концепцию подготовки дисциплинарных специалистов только на основе дисциплинарного принципа обучения, не говоря о внедрении междисциплинарного, мультидисциплинарного и трансдисциплинарного контекстов. Поэтому такие трансдисциплинарные кафедры просуществовали совсем короткое время. Сегодня весь спектр подобной деятельности осуществляются, как правило, по личной инициативе преподавателей университетов, а также в рамках некоторых учебных программ, без создания каких-либо институциональных образований.

Русская школа трансдисциплинарности решила не повторять ошибок других стран. Поэтому в Институте трансдисциплинарных технологий была сформирована идея трансдисциплинарной кафедры в ее традиционном дисциплинарном смысле. Кроме того, трансдисциплинарные кафедры не должны нарушат основную цель высшего образования – обучать дисциплинарных специалистов, которые должны решать насущные проблемы населения своего государства. Иными словами, трансдисциплинарные кафедры должны быть открыты только в ведущих университетах. Такие кафедры должны обучать ограниченное число специалистов по государственному стандарту – системный трансдисциплинарный специалист широкого профиля (генералист). Такие специалисты должны обладать необходимым мировоззрением и методологическим обеспечением, позволяющими переосмысливать и решать высокопороговые проблемы, к которым относятся проблемы устойчивого развития, а также планирования, прогнозирования и управления социально-экономическим развитием государства и общества.

Я уверен, что за такими кафедрами и за такими специалистами будущее. Речь сегодня о том, кто первым осознает перспективность трансдисциплинарного будущего – Российские университеты или Западные университеты. Нам хотелось бы, чтобы первыми все же были организаторы Российского высшего образования…

Дата последнего обновления информации на портале

cal   02.04.2024

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2023 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web