Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Оценка проекта по организации региональных семинаров в области трансдисциплинарных исследованийИнформационный портал «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ» продолжает осуществлять мониторинг текущих событий по трансдисциплинарности в международной среде. На этот раз наше внимание привлекло сообщение президента ITD-Alliance (Международного общества междисциплинарных и трансдисциплинарных экспертов) о проекте по организации и надзоре за региональными семинарами по оценке глобальных потребностей в обучении в области трансдисциплинарных исследований. Сообщается, что этот проект является результатом сотрудничества ITD-Alliance с TD Training Collaboratory, проектом, финансируемым Национальным научным фондом США и управляемым Стэнфордским университетом, США. Проект направлен на определение глобальных потребностей в обучении для содействия постоянному расширению трансдисциплинарных исследований, основываясь на признании того факта, что регионы мира разработали свои собственные подходы к трансдисциплинарному обучению со своим собственным словарем, методологией, теоретическими основами и подходящими, с культурной точки зрения, практиками. Проект будет проводиться с 1 июня по 15 декабря 2024 года. Руководство портала обратилось к Владимиру Мокию, директору Института трансдисциплинарных технологий, с просьбой прокомментировать это сообщение. Ниже приводим его комментарий. … Я напомню, сказал Владимир Стефанович, что в 1968-1970 годах основу трансдисциплинарности сформировали две первоначальные идеи: необходимость формирования нового подхода к планированию, прогнозированию и управлению социально-экономическим развитием современного общества, а также необходимость формирования нового подхода к проведению комплексных исследований сложных многофакторных проблем, сопровождающих процесс глобализации. В процессе последовательной реализации этих идей пришло осознанию того, что стремление к новым подходам по сути оказалось лишь декларацией, призывом к началу необходимых действий. Иными словами, наличие нового подхода не означает наличие специалистов, обученных эффективно применять такой подход в познании и практике. Поэтому достижение ощутимых результатов в развитии этих идей может быть только при условии: - создания специальной дисциплины, концепция, теория и методология которой, позволит создать ожидаемые новые подходы; - организации обучения специалистов широкого профиля (генералистов) в ведущих заинтересованных университетах по этой дисциплине. Скажу больше – новая дисциплина — это не только новые подходы, это новые методы исследований и, что более важно, новые технологии. Я надеюсь, что вы правильно понимаете, что скрывается за термином «новые технологии»? К настоящему времени стало очевидным, что эти условия и захватывающие перспективы, которые они открывают, осознали и пытаются реализовать с переменным успехом только две страны – Россия и США. В 2013 году в США организаторы высшего образования заговорили о целесообразности создания специальной дисциплины по трансдисциплинарности. Однако, они не уточнили – кто, где и когда сформирует такую дисциплину; какой университет в США начнет обучение специалистов-генералистов. Поэтому, объявленный проект 2024 года по организации и надзору за региональными семинарами по оценке глобальных потребностей в обучении в области трансдисциплинарных исследований, является вынужденным действием, так как потребность в переосмыслении, планировании, прогнозировании и управлении устойчивым развитием общества осталась. Кроме того, к ней добавилась проблема решения глобальных международных конфликтов. Следовательно, можно выразить уверенность, что в рамках предстоящего проекта по оценке глобальных потребностей в обучении в области трансдисциплинарных исследований такая потребность будет, несомненно, подтверждена. Однако, также придет осознание того, что трансдисциплинарные исследования – это всего лишь следующий уровень в ряду междисциплинарных и мультидисциплинарных исследований, которые используют в разной степени, но все те же методы интеграции и синтеза дисциплинарных знаний. Для новых подходов нужны новые методы! Кроме того, еще раз будет подтверждено, что трансдисциплинарные исследования проводятся не специально обученными специалистами, а специалистами из разных научных областей, которые имеют разное дисциплинарное мировоззрение. Поэтому неизбежные конфликты между дисциплинарными специалистами устраняются не универсальными концепцией и методом, а специальным психологом – фасилитатором. Такие неизбежные результаты проекта позволят перейти к следующему очевидному шагу – к поиску готовой или созданию собственного варианта трансдисциплинарной дисциплины и организации обучения студентов этой дисциплине в ведущих университетах США. В свою очередь, у Русской шкоды трансдисциплинарности также имеются собственные переменные успехи. С 2009 года специалисты Института трансдисциплинарных технологий приступили к разработке философской концепции и методологии трансдисциплинарности, а затем и к формированию полноценной специализированной дисциплины – системная трансдисциплинарность. В 2017 году в России было издано учебное пособие «Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы», как пролог такой дисциплины. На 01.01.2024 этот учебник используют 24 российских университета в дополнение к учебной дисциплине «Методология научных исследований». В нашем случае, «переменный» успех ассоциируется с отсутствием интереса у российских организаторов высшего образования и специальных организаций (Агентство стратегических инициатив; Центр Сколково) к прорывным научным и образовательным инновациям. Важно отметить, что эти университеты и организации поддерживают прорывные инновации в рамках существующих научных дисциплин, которые важны и нужны для более качественного решения низкопороговых и среднепороговых проблем. При этом совершенно очевидно, что такие инновации оказываются мало или совсем неэффективными для решения высокопороговых проблем современного общества, таких как проблемы устойчивого развития; профилактики и решения проблем глобальных международных конфликтов и т.п. Но, тогда – кто и какими методами будет переосмысливать и решать такие высокопороговые проблемы современного общества со стороны России? Воспользуется ли Россия сама перспективными инновациями в области высшего образования, которые разработали российские трансдисциплинарные организации или предоставит возможность воспользоваться этими инновациями организаторам высшего образования других стран? А может целесообразно России возглавить внедрение этих инноваций в собственое высшее образование и высшее образование других стран?.. Заканчивая, я хочу выразить уверенность в том, что и в США и в России неизбежно произойдет осознание необходимости целенаправленного обучения специалистов-генералистов на специальных университетских кафедрах системной трансдисциплинарности. Для современного общества крайне важно лишь то, к кому из них первому придет это осознание. Кто и как распорядится с новым подходом, методологией и новыми технологиями решения высокопороговых проблем? Нам бы хотелось, чтобы к такому осознанию первой пришла Россия... |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web