Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Международный симпозиум «Роль трансдисциплинарности как научного и культурного подхода в предотвращении глобальных конфликтов современной цивилизации»
Инициаторами проекта являются автономная некоммерческая организация «Институт трансдисциплинарных технологий» (ИТТ), Россия. (http://www.td-science.ru/) в сотрудничестве с автономной некоммерческой организацией «Международный центр трансдисциплинарных исследований и разработок» (CIRET), Франция (http://ciret-transdisciplinarity.org/). Участникам симпозиума изложили свое мнение по следующим вопросам: - почему совокупный потенциал знаний социальных и гуманитарных научных дисциплин, формирующих научное мировоззрение специалистов и представителей государственных элит, не оказывает существенного влияния на предотвращение глобальных конфликтов? - способна ли современная трансдисциплинарность как научный подход и культурный подход разрушить сложившийся стереотип о «неизбежности глобальных конфликтов в развитии современной цивилизации»? - какие конкретные действия (научные и культурные мероприятия, исследовательские программы, международные проекты и т.д.) следует предпринять в рамках трансдисциплинарности как научного и культурного подхода, чтобы предотвращать глобальные конфликты? - кто, как и в какие сроки должен осуществлять эти действия и к каким конкретным результатам они должны привести? В обсуждении этих вопросов приняли участие специалисты из семи стран (Австралии, Бразилии, Канады, Франции, России, Южной Африк, и США), имеющие многолетний опыт осуществления трансдисциплинарной деятельности в области высшего образования, науки и культуры. На основе обобщения мнений участников, редакционный комитет симпозиума сформулировал итоговое заявление. В этом заявлении обоснованы институциональные дополнения к современной трансдисциплинарности как культурного и научного подхода, необходимые для обеспечения устойчивого бесконфликтного развития современного общества в ближайшей исторической перспективе. Итоговое заявление Международного симпозиума «Роль трансдисциплинарности как научного и культурного подхода в предотвращении глобальных конфликтов современной цивилизации» 1. Эпоха антропоцена объединяет собой объективные (естественные) и субъективные (социальные) природопреобразующие силы, которые основаны на законах развития природы и законах развития общества. Следовательно, процесс формирования и накопления полезных ископаемых на планете и процесс их добычи и переработки людьми, обладающими определенной культурой и научными знаниями, представляют собой единый процесс. Для сохранения единства этого процесса, законы развития природы и законы развития общества должны дополнять действие друг друга, а не конфликтовать друг с другом. 2. Гармоничное сосуществование природных и социальных законов возможно при условии осознания человеком и обществом своей роли и ответственности в наступившей эпохе антропоцена. 3. Для адекватного осознания своей роли в эпохе антропоцена, человек и общество должны обобщить существующие многообразные знания о мире. Современные формы и виды трансдисциплинарности предоставляет условия для интеграции, синтеза и обобщения таких знаний. 4. Практическая реализация результатов осознания роли человека и общества также должна получить трансдисциплинарное обоснование. Для такого обоснования потребуется расширить существующее представление о целях и задачах трансдисциплинарности как культурного подхода и как научного подхода. 5. К целям современной трансдисциплинарности как культурного подхода должна быть добавлена функция формирования «личности эпохи антропоцена». В рамках этого подхода должна быть предпринята попытка сформулировать новую трансдисциплинарную культуру общества антропоцена. Такая культура должна быть основана на приоритете сохранения планетарной природы. Основные положения такой культуры, адаптировавшей в себе содержание национальных культурных кодов и ценностей, должны быть привиты каждому человеку независимо от его социального статуса и профессиональной деятельности. 5. К целям современной трансдисциплинарности как научного подхода должна быть добавлена функция «обучение трансдисциплинарных специалистов». Такие специалисты должны не только обладать трансдисциплинарной культурой, но и соответствующей трансдисциплинарной методологией и технологиями решения проблем устойчивого бесконфликтного развития природы и общества. 6. Эпоха антропоцена для своего развития нуждается и в личностях, обладающих трансдисциплинарной культурой, и в специалистах, обладающих специализированным трансдисциплинарным образованием. 7. Для формирования личностей, обладающих трансдисциплинарной культурой, сегодня используются различные виды и формы институционализации общества. Для обучения трансдисциплинарных специалистов требуется создание специальных условий. Такими условиями являются: - введение в дисциплинарную структуру университетов специальной метадисциплины «системная трансдисциплинарность»; - разработка международного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки «системный трансдисциплинарный генералист»; - создание учебника по данной специальности; - создание кафедры системной трансдисциплинарности в центрах устойчивого развития в заинтересованных университетах. 8. Трансдисциплинарность как культурный подход и как научный подход, с учетом предлагаемых дополнений, способна предложить эффективные решения проблем устойчивого бесконфликтного развития общества. При этом, бесконфликтность такого развития будет основываться не столько на усилении военно-экономической мощи государств, сколько на мудрости их глубинных народов и обобщенных знаниях человечества. Редакционный комитет симпозиума Владимир Мокий, Директор Института трансдисциплинарных технологий (Россия); Scientific, Director of the Russian School of Transdisciplinarity. Hubert Landier, Secretary General of The International Center for Transdisciplinary Research and Studies (CIRET), (France); Vice-president of International Institute of Social Audit (France). Paolo Orefice, Vice-President of The International Center for Transdisciplinary Research and Studies (CIRET) (France); Head of the UNESCO Transdisciplinary Сhair of the University of Florence (Italy). Татьяна Лукьянова, Ведущий специалист Института трансдисциплинарных технологий (Россия); член the Global Alliance for Inter- and Transdisciplinarity. Полный текст документов международного симпозиума «Роль трансдисциплинарности как научного и культурного подхода в предотвращении глобальных конфликтов современной цивилизации» можно скачать по следующим ссылкам: |
Дата последнего обновления информации на портале
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web