Последний саммит по ядерной безопасности

nss 2016

В период с 31.03.2016 по 01.04.2016 в Вашингтоне (США) состоялся последний международный саммит по ядерной безопасности. С 2010 года в рамках саммита обсуждался широкий круг вопросов: от обеспечения безопасности ядерных объектов (АЭС и мест захоронения радиоактивных отходов) до полного освобождения различных регионов мира от расщепляющихся материалов, которые можно использовать в создании ядерного оружия. Россия не была представлена на этом саммите.

В связи с этим, Министерство иностранных дел РФ дало соответствующее разъяснение. «На саммитах в Вашингтоне (2010), Сеуле (2012) и Гааге (2014) были приняты итоговые коммюнике, в которых были сформулированы общие подходы к основным аспектам международного сотрудничества в данной области, а также совместный План работы.

Достигнута принципиальная договоренность о том, что центральную роль в координации соответствующих усилий мирового сообщества должно играть МАГАТЭ, обладающее необходимым экспертным потенциалом. Таким образом, к настоящему времени большая часть политических обязательств, взятых на себя участниками предыдущих саммитов, выполнена, а в деле укрепления физической ядерной безопасности достигнут значительный прогресс. Тем самым, политическая повестка дня саммитов практически исчерпана».

Такое состояние и такие результаты, препятствующие продолжению совместной работы государств по ядерной безопасности, свидетельствуют об ограниченном потенциале применяющихся аналитических и технико-технологических подходов, которые способны представить все возможные темы ядерной безопасности в рамках некой единой системы. Такая система позволила бы, с одной стороны, предложить интегральные показатели состояния природы, общества, ядерных объектов, по динамике изменения которых можно было бы судить об уровне ядерной безопасности. С другой стороны, на базе такой системы позволяла бы разрабатывать мероприятия, имеющие системный характер и существенно повышающие уровень ядерной безопасности.

По предложению, которое сводится к тому, чтобы центральную роль в координации соответствующих усилий мирового сообщества отдать МАГАТЭ, которое обладает необходимым экспертным потенциалом, следует сказать следующее. Безопасность ядерных объектов разрабатывается и строится на принципах, законах и знаниях тех наук, которые использовались при создании самих этих объектов. Следовательно, «экспертный потенциал» сотрудников МАГАТЭ будет бессилен в тех случаях, когда угроза ядерной безопасности носит системный характер и формируется под влиянием многих  (природных, техногенных, антропогенных) факторов, выходящих за границу компетенции узких специалистов. Речь в данном случае идёт о так называемых форс-мажорных обстоятельствах, по вине которых, как правило, происходит нарушение ядерной безопасности. С учётом этих замечаний, следует обратить внимание руководителей государств, соответствующих министерств и ведомств, профильных международных организаций на необходимость и целесообразность использования в решении вопросов повышения уровня ядерной безопасности существующих трансдисциплинарных технологий.

Примером такого системно-трансдисциплинарного подхода является:

- проект «Комплексная безопасность объектов энергетического комплекса от аварий и негативных ситуаций, возникающих по вине форс-мажорных обстоятельств». Примером одного из элементов комплексной безопасности является проект  «Автоматизированная система мониторинга комплексной безопасности АЭС».

Дата последнего обновления информации на портале

cal   06.08.2019

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2019
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web