Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Modern transdisciplinarity: Results of the development of the prime cause and initial ideasМокий Владимир Стефанович, 2022 директор Института трансдисциплинарных технологий Лукьянова Татьяна Александровна, 2022 ведущий специалист Института трансдисциплинарных технологий «Modern Transdisciplinarity: Results of the Development of the Prime Cause and Initial Ideas» [Современная трансдисциплинарность: Результаты развития первопричины и первоначальных идей]. АННОТАЦИЯ Цель/Назначение: Эта статья посвящена систематизации и переосмыслению соответствия современной трансдисциплинарности ее первопричине и первоначальным идеям. Предыстория: Трудности внедрения трансдисциплинарности в науку и образование связаны с тем, что до сих пор отсутствуют ее общепринятое определение, идентификационные характеристики и методологические особенности. Чтобы устранить эти недостатки трансдисциплинарности, необходимо было выявить ее первопричину и исходные идеи. Также важно проанализировать соответствие существующих мнений о трансдисциплинарности содержанию этих причин и идей. Методология: Качественный анализ обзоров литературы по теме трансдисциплинарности был использован для того, чтобы определить соответствие мнений о трансдисциплинарности смыслу ее первопричины и первоначальным идеям. Эти мнения также должны были быть обобщены. С помощью этого метода удалось выявить и классифицировать мнения на 11 групп, включая 39 стереотипов трансдисциплинарности. Для обоснования трансдисциплинарных подходов, согласующихся с подходами современной науки, было использовано нормальное распределение случайных величин К.Ф. Гаусса. “Кривая Гаусса” помогла показать место трансдисциплинарных и системных трансдисциплинарных подходов в структуре академических и системных подходов. “Кривая Гаусса” также продемонстрировала постепенное ”расширение горизонта научного мировоззрения за счет последовательной интенсификации синтеза, интеграции, унификации и обобщения дисциплинарных знаний". Вклад: После пересмотра результатов качественного анализа обзоров литературы можно было бы сформулировать обобщенное определение трансдисциплинарности, включая определение трансдисциплинарных и системных трансдисциплинарных подходов. Было доказано, что трансдисциплинарность является естественным этапом развития современной науки и образования, а трансдисциплинарные подходы смогли предложить методы и инструменты для решения сложных и слабо структурированных проблем науки и общества. Выводы: Многие существующие стереотипы трансдисциплинарности не соответствуют ее первопричине и первоначальным идеям. Такие стереотипы не имеют глубокого философского и теоретического обоснования. Они также не предлагают трансдисциплинарных методов и инструментов. Таким образом, авторы таких стереотипов часто называют их трансдисциплинарными или предлагают воспринимать их как трансдисциплинарность. Это обстоятельство является причиной того, что многие дисциплинарные ученые, практики и инициаторы высшего образования рассматривают трансдисциплинарность как маргинальное направление современной науки. На основе обобщенного определения трансдисциплинарности, а также ее первопричины и исходных идей было показано, что трансдисциплинарность представлена в современной науке в виде двух различных подходов, т.е. трансдисциплинарного подхода и системного трансдисциплинарного подхода. Целью трансдисциплинарного подхода является обеспечение развития науки на стадии синтеза и интеграции дисциплинарных знаний, в то время как целью системного трансдисциплинарного подхода является обеспечение решения проблем современного общества путем объединения и обобщения дисциплинарных знаний. Рекомендации для практикующих специалистов: Практикующие специалисты должны учитывать, что трансдисциплинарный и системный трансдисциплинарные подходы имеют разные специфические особенности. В рамках трансдисциплинарного подхода команда дисциплинарных специалистов каждый раз разрабатывает новый метод для решения каждой новой проблемы. В результате решение проблемы создается на основе консенсуса, сформированного путем компромиссов. Такое решение трудно поддается анализу рисков. В рамках системного трансдисциплинарного подхода команда дисциплинарных специалистов использует универсальную системную трансдисциплинарную методологию для решения каждой проблемы. В этом случае дисциплинарные специалисты не ищут компромиссов, а выполняют свою часть исследования, используя дисциплинарные методы и инструменты. Дисциплинарные результаты объединяются и обобщаются специалистом широкого профиля, который владеет методологией системного трансдисциплинарного подхода. Таким образом, решение проблемы должно быть предметом анализа рисков, поскольку оно включено в процесс фундаментальных исследований. Рекомендации для исследователей: Исследователи должны учитывать, что в рамках трансдисциплинарного подхода осуществляется управление дисциплинарными специалистами. В рамках системного трансдисциплинарного подхода осуществляется управление дисциплинарными знаниями. Таким образом, трансдисциплинарный подход эффективен для организации и проведения исследований с участием ученых из взаимодополняющих дисциплин. Примером такого исследования может быть группа исследователей медицинских дисциплин и дополнительных дисциплин из химии, физики и инженерии. Системный трансдисциплинарный подход эффективен для организации и проведения исследований с участием ученых из взаимодополняющих дисциплин, таких как экономика, физика, метеорология, химия, экология, геология и социология. Воздействие на общество: Первопричина трансдисциплинарности связана со стремлением экономистов, политиков и менеджеров найти метод эффективного долгосрочного прогнозирования, планирования и контроля социально-экономического развития современного общества, а также поиска решения текущих проблем, сопровождающих это развитие. Трансдисциплинарные подходы сформировали методы и инструменты для решения этих задач. Хотя общество могло бы использовать преимущества трансдисциплинарных подходов, необходимо обеспечить, чтобы в сознании дисциплинарных специалистов “желание иметь такие подходы” совпадало с “желанием применять такие подходы” на благо общества. Будущие исследования: С точки зрения основной исходной идеи, трансдисциплинарность формируется как глобальный подход. Глобальный подход должен иметь традиционную институциональную форму. Это подразумевает, что она должна быть научной дисциплиной (метадисциплиной) и иметь носителей с трансдисциплинарным мировоззрением. Подготовка таких носителей может быть организована университетами в рамках кафедр системной трансдисциплинарности и Центров Системной трансдисциплинарной переподготовки дисциплинарных специалистов. Таким образом, разумно инициировать обсуждение идеи реформирования дисциплинарной структуры университетов при рассмотрении вопроса о создании таких кафедр и центров. Ключевые слова: трансдисциплинарность, трансдисциплинарные исследования, системный подход, системный трансдисциплинарный подход, высшее образование Ссылка / Reference: Mokiy, V. S., & Lukyanova, T. A. (2022). Modern transdisciplinarity: Results of the development of the prime cause and initial ideas. Issues in Informing Science and Information Technology, 19, 97-120. https://doi.org/10.28945/4951 |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web