Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Вопрос №5В процессе анализа литературы по использовании трансдисциплинарной методологии в решении проблем экономического развития столкнулся с мнениями В.М. Бондаренко из Института экономики РАН и В.С. Мокия из Института трансдисциплинарных технологий. Мой научный руководитель в аспирантуре считает, что эти учёные просто дублируют собственные научные исследования. А как считаете вы? Стебышев Эдуард. Новопавловск. Ответ на вопрос №5 Эдуард, для ответа на Ваш вопрос следует обратить внимание на то, что схожесть наблюдается лишь в названии направления исследования. В рамках этих исследований они выстраивают мировоззренческую позицию на разных философских и методологических принципах. Следовательно, и получат они разные результаты, и эти результаты будут обладать разной теоретической и практической ценностью. Такой вывод требует документального подтверждения. Приведём выдержку из статьи Бондаренко В.М. Переход к бескризисному развитию – миф или реальность? // Економіка і пронозування (Журнал Национальной Академии наук Украины), 2012, – № 3. – С.10. «… На протяжении тридцати лет нами ведутся исследования по выявлению объективных причин кризисного состояния в развитии человеческой системы и видению будущего. Суть нового методологического инструментария, его научная новизна заключается в том, что основу составляет выявленная объективная целевая заданность в развитии человеческого сообщества. Для этого потребовалось определить не просто цель развития человеческой системы, а конечную цель, которая не может стать подцелью цели более высокого порядка в рамках земного существования человека. Объективный смысл развития человеческой системы – понять, что … человек должен и может жить только для того, чтобы максимально развить и реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал с одновременным ростом уровня сознания и физического совершенства. Иными словами, каждый конкретный человек в своем развитии должен и может достигнуть Высшего Разума или прийти к образу и подобию Создателя…». В контексте провозглашения такой цели, Валентина Михайловна Бондаренко, вынуждена выстраивать методологию, описывающую последовательное движение человека (участника экономических отношений) и человечества (основы экономической системы) к образу и подобию Создателя, проявляя в такой ситуации в Его светлейшем образе черты и свойствами первейшего Экономиста. В.С. Мокий со своими коллегами по Русской школе Трансдисциплинарности также считает, что научная новизна трансдисциплинарной методологии заключается «в объективной целевой заданности в развитии человеческого сообщества, которая не может стать подцелью цели более высокого порядка в рамках земного существования человека». Однако эту заданность он видит в более приземлённо – в своевременном осознании человеком и человечеством своей необходимости и предназначения в процессе преобразования планетарной материи (её вещества и энергии). В свою очередь, Владимир Стефанович Мокий вынуждено выстраивает методологию описания последовательного движения человека и человечества к осознанию единого порядка преобразования планетарной материи, присущего всем ансамблями объектов живой и неживой планетарной природы, способствующего, конечном счёте, осознанной корректировке человечеством экономических отношений в соответствие с этим порядком. Так что Ваш научный руководитель оказался не правым – эти учёные не дублируют друг друга. Мы показали основное различие в подходах у этих двух учёных. Дальше – больше. Речь идёт о различии моделей, которые используются этими учёными для получения результатов исследований и их обоснования. Но разбираться в этом – это уже цель Вашего собственного научного исследования. Удачи! |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web