Вопрос №9

У нас в университете стало модным создавать из студентов различных институтов трансдисциплинарные команды. Достаточно ли собрать коллектив студентов различных дисциплин, чтобы получилась «трансдисциплинарная команда»?

Владислав Зимин, Екатеринбург

Ответ на вопрос №9

Герой из фильма «Мертвый сезон» сказал фразу, сразу ставшую крылатой: «Если собрать вместе девять беременных женщин, ребёнок всё равно не родится через месяц!». Так и в вашем случае. Если собрать девять студентов из девяти институтов они составят собой не «трансдисциплинарную команду», а, в лучшем случае лишь, «экспертную группу». Членам группы не позволит стать «командой» различие в моделировании объекта и методологии его исследования.

В группе экспертов каждый представитель дисциплинарной науки будет выявлять и учитывать только те свойства объекта, которые доступны этой научной дисциплине. То же самое можно сказать и о методологии исследования объекта. Каждый представитель дисциплинарной науки будет применять свою дисциплинарную методологию исследования. В трансдисциплинарной команде представители дисциплинарной науки будут использовать общий для всех научных дисциплин трансдисциплинарный образ объекта, а также общие для всех трансдисциплинарные модели пространственной, временной и информационной единицы порядка.

В «экспертной группе» студенты будут вынуждены довериться результатам своих коллег из других научных дисциплин, а также дать право сформировать окончательные выводы исследования представителю какой-то одной научной дисциплины. В «трансдисциплинарной команде» студенты различных научных дисциплин получают возможность проводить анализ риска сторонних результатов и вместе формировать результаты исследования объекта.

Поэтому в погоне за нововведениями в высшем образовании стоит принимать во внимание следующее. Формирование научного мировоззрения у студентов происходит в рамках монодисциплинарности. Расширение научного мировоззрения происходит в рамках междисциплинарности, мультидисциплинарности и трансдисциплинарности. Следовательно, если предпринимается попытка расширить научное мировоззрение у студентов, то это расширение следует проводить в строгой последовательности: от междисциплинарности к трансдисциплинарности. В этом случае, целесообразно, прежде всего, познакомить студентов с отличием каждого такого способа расширения научного мировоззрения, а уже затем составлять из них междисциплинарные и мультидисциплинарные группы или трансдисциплинарные команды.

Дата последнего обновления информации на портале

cal   15.07.2019

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2019
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web