Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Вопрос №9У нас в университете стало модным создавать из студентов различных институтов трансдисциплинарные команды. Достаточно ли собрать коллектив студентов различных дисциплин, чтобы получилась «трансдисциплинарная команда»? Владислав Зимин, Екатеринбург Ответ на вопрос №9 Герой из фильма «Мертвый сезон» сказал фразу, сразу ставшую крылатой: «Если собрать вместе девять беременных женщин, ребёнок всё равно не родится через месяц!». Так и в вашем случае. Если собрать девять студентов из девяти институтов они составят собой не «трансдисциплинарную команду», а, в лучшем случае лишь, «экспертную группу». Членам группы не позволит стать «командой» различие в моделировании объекта и методологии его исследования. В группе экспертов каждый представитель дисциплинарной науки будет выявлять и учитывать только те свойства объекта, которые доступны этой научной дисциплине. То же самое можно сказать и о методологии исследования объекта. Каждый представитель дисциплинарной науки будет применять свою дисциплинарную методологию исследования. В трансдисциплинарной команде представители дисциплинарной науки будут использовать общий для всех научных дисциплин трансдисциплинарный образ объекта, а также общие для всех трансдисциплинарные модели пространственной, временной и информационной единицы порядка. В «экспертной группе» студенты будут вынуждены довериться результатам своих коллег из других научных дисциплин, а также дать право сформировать окончательные выводы исследования представителю какой-то одной научной дисциплины. В «трансдисциплинарной команде» студенты различных научных дисциплин получают возможность проводить анализ риска сторонних результатов и вместе формировать результаты исследования объекта. Поэтому в погоне за нововведениями в высшем образовании стоит принимать во внимание следующее. Формирование научного мировоззрения у студентов происходит в рамках монодисциплинарности. Расширение научного мировоззрения происходит в рамках междисциплинарности, мультидисциплинарности и трансдисциплинарности. Следовательно, если предпринимается попытка расширить научное мировоззрение у студентов, то это расширение следует проводить в строгой последовательности: от междисциплинарности к трансдисциплинарности. В этом случае, целесообразно, прежде всего, познакомить студентов с отличием каждого такого способа расширения научного мировоззрения, а уже затем составлять из них междисциплинарные и мультидисциплинарные группы или трансдисциплинарные команды. |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web