Вопрос №14:

Можно ли назвать конкретные отличия дисциплинарности и междисциплинарности от трансдисциплинарности?

Борис Стоянов, София, Болгария.

Ответ на вопрос №14:

Важно отметить, что отличия дисциплинарности и междисциплинарности от трансдисциплинарности, обусловливают отличия Целого от Единого:

1. Целое состоит из частей и того, что эти части объединяет. Целое можно разобрать на части, как автомобиль и использовать детали Целого не по их прямому назначению. Следовательно, Целое не уникально! Можно изготовить множество целых автомобилей, и каждый из них будет похож друг на друга, как две капли воды. Поэтому «Целое» больше годится для обозначения искусственных объектов и сред.

Наличие частей подразумевает наличие множества дисциплин, которые изучают строение и свойства частей. Взаимосвязь частей подразумевает наличие взаимосвязи отдельных дисциплин. Так рождается дисциплинарность и междисциплинарность.

Отсюда, отличительными особенностями дисциплинарности и междисциплинарности является:

- наличие «ведомых» и «ведущих» дисциплин (прим. «ведущей» дисциплиной называется дисциплина, с позиции которой делается заключения о предназначении и свойствах Целого);

- смысл понятия «Система», сводящийся к тому, что ею (системой) является совокупность элементов (частей), объединённых одной целью (смыслом).

2. Единое состоит из фрагментов. Фрагмент – это условно выделенная область единственного и неповторимого Единого. Разобрать Единое, в прямом смысле, как это удаётся проделать с Целым, невозможно, потому, что фрагменты Единого теряют смысл вне Его. Так например, мозг теряет смысл своего существования вне живого организма, Эверест теряет смысл вне Земли и так далее. Следовательно, Единое уникально! Можно родить множество детей, но каждый из них будет индивидуален от запаха, источающего его телом, до рисунка извилин его мозга. Поэтому «Единое» больше годится для обозначения естественных, природных объектов и сред.

Наличие фрагментов подразумевает наличие множества дисциплин, которые изучают строение и свойства фрагментов, а также взаимосвязь этих фрагментов. Необходимость формирования однородной среды знаний об окружающем мире из дисциплинарных и междисциплинарных знаний, способствует рождению трансдисциплинарности.

Отсюда, отличительными особенностями трансдисциплинарности является:

- отсутствие «ведомых» и «ведущих» дисциплин в однородной среде знаний об окружающем мире;

- смысл понятия «Система», сводящийся к тому, что ею (системой) является порядок, обусловливающий единство объекта исследования.

3. Для того чтобы сохранить потенциал дисциплинарных и междисциплинарных знаний, трансдисциплинарный системный подход (трансдисциплинарность) применяет, широко используемые в современной науке, образы и понятия, предварительно несколько усилив их семантический потенциал. А, для того, чтобы не упустить что-либо из дисциплинарных и междисциплинарных знаний, применяются трансдисциплинарная классификация и модели действительности.

Любое «толкование» упрощает смысл того, о чём «толкуется». Поэтому, для заинтересованных специалистов, всё вышесказанное можно повторить языком трансдисциплинарности:

- «Основными фрагментами Единой Упорядоченной Среды являются её многогранная форма и многогранное содержание.

- Основными гранями «формы» являются: пространство, время и информация (общее состояние пространства и/или времени).

- Основными гранями «содержания» являются: функция, энергия, развитие, цель.

- Единство многогранной формы и многогранного содержания достигается тем, что содержание является атрибутом «формы», а форма является «атрибутом» содержания. Проще говоря, форма не может существовать в отрыве от содержания, а содержание – в отрыве от формы. Система, в данном случае, это одна из основных граней «формы» Единой Упорядоченной Среды, порядок которой, воплощают в себе все грани «формы» и «содержания». Следовательно, воспользовавшись трансдисциплинарной моделью «системы», можно получить неограниченный доступ к любой грани «формы» и «содержания», любого фрагмента окружающей среды.

Вот такой, практически полезный, абзац получился!

P.S. С главными признаками трансдисциплинарной системы и с её отличиями от дисциплинарной системы можно ознакомиться здесь.

Дата последнего обновления информации на портале

cal   07.11.2019

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2019
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web