Вопрос №19:

Что собой представляют «сложные многофакторные проблемы», которые предполагается решать с помощью трансдисциплинарных технологий?

Равиль Ицхаков. Татарстан, Россия.

Ответ на вопрос №19:

Как показали лабораторные эксперименты с крысами, когда плотность популяции достигает определенной величины, плодовитость животных сильно снижается, даже если нет недостатка в пище. Происходят различные гормональные сдвиги, которые влияют на половое поведение; все чаще встречается неспособность к спариванию, бесплодие, выкидыши, поедание детенышей родителями. Родительская забота о потомстве ослабевает, и детеныши покидают гнездо в очень раннем возрасте, что снижает вероятность их выживания. Усиливается агрессивность животных. Подобные изменения характерны для ряда млекопитающих и могут проходить в природных условиях вне лаборатории, например, в природных популяциях полевок.

Лабораторными исследованиями доказано, что количество яиц, откладываемых плодовыми мушками (Drosophila melanogaster) за день, уменьшается с ростом численности популяции. У растений число семян, образующихся на каждой особи. Тоже может уменьшаться при возрастании плотности популяции. В таких случаях не всегда ясно, какие именно факторы играют регулирующую роль, но такими, несомненно, могут быть пищевые ресурсы, конкуренция за территорию, физическое беспокойство, которое доставляют друг другу животные и которое доставляют друг другу животные и которое может приводить к гормональным сдвигам. (Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология» М:, «Мир», 1990. том 2, с. 120-121.).

Это природные закономерности, которые выявили биологи.

В 2000 году, специалист в области социологии профессор Сбегнев Нецкий опубликовал результаты социологических исследований, которые были проведены одновременно в Польше и США. Цель этих исследований – определить количество преступлений в жилых зонах, в зависимости от этажности зданий:

Этажность Кол-во преступлений на 1000 семей

4 этажа ................................. 30 случаев

6-7 этажей ............................ 41 случай

13 этажей и выше ................. 68 случаев

Это социальные закономерности, которые выявили социологи и психологи и юристы.

Чтобы сформировать «сложную многофакторную проблему», надо соединить результаты вышеприведённых исследований, с прогнозами демографов. Эти прогнозы, в середине 60-х годов 20 века, были таковыми - численность населения планеты к 2000 году должна была составить 4 млрд. человек. Однако, уже к 1996 году она подошла к отметке в 6 млрд. человек. Рост населения продолжается.

Соединение результатов дисциплинарных исследований свидетельствует о том, что суть проблем, с которыми столкнулось современное общество, схожа с сутью проблем, с которыми сталкивается каждая биологическая популяция. Отсюда суть сложной многофакторной проблемы можно сформулировать так: «является ли проблемы современного человека, связанные со здоровьем, воспитанием, образованием, жизненной позицией, а также социально-экономические проблемы государства, проблемы межгосударственных отношений - «проблемами социального управления» или они являются следствием «проявления природных закономерностей», а может быть их наличие является необходимым условием эволюционных процессов?

Вы представляете – какие будут выводы, а также, прогнозируемые последствия, от выбора «одного из трёх»? С помощью какой научной дисциплины, с помощью какой дисциплинарной методологии следует приступить к решению данной проблемы?

Ответы на подобные вопросы имеют разное значение в разные периоды развития общества. В период, когда общество в лице руководителей развитых государств, стремиться к установлению нового мирового порядка, ответы на вопросы и решения сложных многофакторных проблем, должны быть не только логически выверенными, но и подвергнуты тщательному трансдисциплинарному анализу риска.

Дата последнего обновления информации на портале

cal   07.11.2019

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2019
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web