Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Вопрос № 27:В прессе появились сообщения, что пуск Большого Андронного Колайдера откладывается на октябрь 2009 года. Как вообще нужно относиться к проектам подобного масштаба? Игнатьев Александр, г. Москва, Россия. Ответ на вопрос №27: Если быть категоричными, то проекты такого уровня должны быть всесторонне обоснованы общечеловеческим человеческим мировоззрением. Что это значит? Это значит, если появление человека – это случайное явление; если жизнь человека и человеческого общества имеет лишь косвенное отношение к процессу, названному Большим Взрывом, то Большой Андронный Колайдер можно считать «большой игрушкой взрослых детей». Почему детей? Потому что, зачастую, это только дети не ведают - что творят! Совсем другое дело, если появление человека – не случайное явление; если процесс Большого Взрыва – это отображение некой универсальной программы творения вещества; если эта программа находит своё отображение в самом человеке, в создании и развитии человеческого общества, то Большой Андронный Колайдер можно считать проектом, имеющим важное научное и общечеловеческое значение! В первом варианте, Большой Андронный Колайдер – это способ удовлетворения любопытства за государственный счёт. Во втором варианте, это попытка уточнить этапы программы творения вещества и, следовательно, исправить что-то в самом человеке, в человеческом обществе, состоящих из этого вещества. Суть комментариев учёных, задействованных в проекте «Большой Андронный Колайдер», склоняют чашу весов в пользу первого варианта… Далее… Удовлетворение любопытства – это одна из основных движущих сил науки. Для удовлетворения любопытства используются различные способы – затратные и мало затратные. К затратным способам можно отнести, например, поштучный пересчёт ящиков здоровенного штабеля. К мало затратным способам можно отнести способ определения их численности, путём перемножения ящиков, составляющих длину и высоту штабеля. Следовательно, прежде чем удовлетворять любопытство, долбая протоны друг о друга, необходимо помнить, по крайней мере, о трёх обстоятельствах. Во-первых, следует вспомнить теорему Гёделя. Выводы из этой теоремы гласят, что для окончательного и однозначного осознания сути происходящего, не достаточно будет образно-понятийного аппарата физики, в рамках которого готовился этот проект. Всё равно придётся привлекать образно-понятийный аппарат другой дисциплины. Во-вторых, следует помнить о, так называемой, научно технической революции. Некоторые исследователи считают, что удвоение количества информации происходит, чуть ли не за 15 лет. Можно предположить, что такими же темпами развиваются и способы и методы анализа информации. Это значит, что за время, пока строился Большой Андронный Колайдер, могло произойти незамеченным рождение, адекватного по своим возможностям, метода анализа информации. Отсюда третье обстоятельство – к проектам такого масштаба следует применять принцип дополнительности Бора. Проще говоря, целесообразно привлекать к анализу риска проекта «Большой Андронный Колайдер», новые научные подходы, например и в том числе, трансдисциплинарный подход. Вполне возможно, что решение проблемы, которую собираются решить способом «поштучного пересчёта ящиков», можно решить более эффективным способом «перемножения этих ящиков в штабеле»? Может быть, участникам проекта стоит осмотреться по сторонам? Для того чтобы что-то поправить время ещё остаётся! |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web