Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Вопрос №2:Как Вы считаете, можно ли рассматривать ТРИЗ Г.С.Альшуллера http://www.altshuller.ru/ как применение трансдисциплинарности? [Прим: (ТРИЗ) - Теорией Решения Изобретательских Задач] Булгаков Михаил, г. Москва, Россия. Ответ на вопрос №2: Если мы стремимся что-то «рассматривать», то делаем это, как правило, с двух точек зрения – с личной и трансдисциплинарной. С личной точкой зрения всё понятно – "сколько людей – столько и мнений". Например, ТРИЗ хороша, потому что позволила мне решить ряд сложных проблем. Или, ТРИЗ плоха, потому что она не помогла в решении моих сложных проблем. Или, ТРИЗ мне "до лампочки", потому что мне достаточно других способов решения сложных проблем и т.п. С трансдисциплинарной точки зрения, термин "рассматривать" предполагает определение места ТРИЗ в классификации научных подходов. Такое "рассмотрение" позволяет, прежде всего, определить область применения и сложность задач, которые целесообразно решать при помощи ТРИЗ. Напомним, что в науке используется следующая классификация научных подходов: дисциплинарный, междисциплинарный, мульти (поли) дисциплинарный и трансдисциплинарный подходы. Для сохранения принципа "преемственности" – главного принципа науки, каждый подход должен использовать образы, понятия и термины, производные от тех, которые используются в гипернауках, изучающих универсальные и общие законы природы. К таким наукам относятся, прежде всего, философия и физика. Следовательно, подход, занимающий более высокую ступень в классификации, должен расширять семантические и практические возможности этих образов, понятий, терминов, а также, дисциплинарных моделей действительности. Если этот принцип не будет соблюдён, то результаты исследований, выполненных при помощи различных подходов, невозможно будет объединить между собой. Поэтому, если Вы сделаете собственную экспертизу образов, понятий, терминов, а также, моделей действительности, которые использует ТРИЗ, то убедитесь в её принадлежности к "дисциплинарному подходу" а, точнее, к "прикладной дисциплинарной методологии". В некоторых моментах ТРИЗ достигает признаков междисциплинарного подхода… То, что ТРИЗ не является трансдисциплинарным подходом – это "не плохо" и "не хорошо". Специалист, которому предстоит решать сложную многофакторную проблему, должен иметь возможность выбрать методологию соответствующего научного подхода, нужный и эффективный методологический инструмент! Если справится ТРИЗ – хорошо! Если для решения проблемы потребуется выйти за границы дисциплин, то следует воспользоваться методологией междисциплинарного, мультидисциплинарного или трансдисциплинарного подхода. Однако, наблюдая за построением решения задачи, в рамках ТРИЗ, можно испытать эстетическое удовлетворение и отдать должное её оригинальности! |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web