Вопрос №5:

Чем конкретно отличается дисциплинарный системный подход от трансдисциплинарного системного подхода?

Рюмина Светлана, Краснодар

Ответ на вопрос №5:

Эти подходы различаются, прежде всего, степенью интегрирования объекта с окружающей его средой.

Дисциплинарный системный подход поддерживает жесткое внутреннее семантическое ограничение объекта, отделение его от окружающей среды. Без такого ограничения и отделения практически не возможно было бы определить – где заканчиваются элементы объекта, а где начинаются элементы окружающей среды. При этом окружающая среда выводится «за скобки» объекта дополнительными понятиями «надсистема» и «подсистема». С позиции дисциплинарного системного подхода – Объект, рассматривается, как система. Система – совокупность элементов и связей между ними. Следовательно, дисциплинарный системный подход – направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Множество элементов системы обусловлено наличием частей Целого. При этом строение и свойства Целого не зависят от строения и свойств его частей. Выявляя новые подсистемы (системы) на каждом уровне Бытия, дисциплинарный системный подход способен достигать точечных объектов, не имеющих частей (кванты и кварки). Если нет частей, то и нет взаимосвязи между ними, следовательно, нет и системы, в понимании дисциплинарного системного подхода. А если нет атрибутов системы – нельзя применить дисциплинарный системный подход для более глубокого исследования Бытия.

Трансдисциплинарный системный подход рассматривает объект, как фрагмент окружающей среды. Следовательно, изучение объекта невозможно без одновременного изучения окружающей среды. Для того чтобы продемонстрировать единство фрагмента (объекта) и окружающей среды, Объект также рассматривается, как Единая Упорядоченная Среда. В отличие от Целого, Единое не имеет частей, но имеет фрагменты. Основными фрагментами Единой Упорядоченной Среды являются её многогранная форма и многогранное содержание. Основными гранями «формы» являются: пространство, время и информация (общее состояние пространства). Основными гранями «содержания» являются: функция, энергия, развитие, цель. Единство многогранной формы и многогранного содержания достигается тем, что содержание является атрибутом «формы», а форма является «атрибутом» содержания. Проще говоря, форма не может существовать в отрыве от содержания, а содержание – в отрыве от формы. Система, в данном случае, это одна из основных граней «формы» Единой Упорядоченной Среды, порядок которой, воплощают в себе все грани «формы» и «содержания». Следовательно, воспользовавшись трансдисциплинарной моделью «системы», можно получить неограниченный доступ к любой грани «формы» и «содержания», любого фрагмента окружающей среды.

Дата последнего обновления информации на портале

cal   14.10.2019

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2019
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web