Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Вопрос №1Ответьте, пожалуйста, почему на портале «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ» не публикуется критика концепции системно-трансдисциплинарного подхода? Константин Лурье.
Ответ на вопрос №1 Критики концепции системно-трансдисциплинарного подхода и, почему-то её создателей, в интернете предостаточно. Однако, чтобы что-то критиковать необходимо вначале подробно ознакомиться с материалами о концепции и методологии системно-трансдисциплинарного подхода из первоисточника. Портал «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ», мы надеемся, успешно выполняет обязанности по предоставлению таких материалов. Теперь насчёт критики. Концепции, как любил говаривать известный философ и математик В.В. Налимов, надо разъяснять. Иными словами, сначала надо сформировать концепцию, а лишь затем разъяснять. Разъяснением, упрощением и переводом концепции на обыденный язык редко занимаются сами её создатели. Создатели предпочитают подтверждать теоретические предположения предсказанными практическими результатами. Эту работу вместо создателей делают апологеты (адаптеры). Следовательно, чтобы от критики была польза, необходимо, либо критиковать саму концепцию, разобравшись в сути в её собственных исходных терминах, либо дождаться пока эту суть объяснят в терминах обыденного языка апологеты. Кроме того, критика бывает конструктивной и деструктивной. Конструктивная критика улучшает объект критики. Деструктивная критика разрушает его. Приведём примеры деструктивной и конструктивной критики «из просторов интернета». Пример деструктивной критики: «Ваша трансдисциплинарность – это претензия на универсальность? Такие попытки в философических науках уже были. В целом ваши «концепции» – это пустоватое искусственное нагромождение слов и терминов. Наукой не пахнет. «Мир является Единой упорядоченной средой». Откуда сие вытащено? Из чьей головы? Прежде всего мир есть совокупность материальных структур, то бишь материален, независимо от того - признаем мы это или нет. Мы лишь способны познать свойства материальных объектов и закономерности материальных процессов – пока весьма ограниченно в виду сложности мироустройства. Кроме Порядка в мире в равной мере присутствует и Беспорядок (энтропийные процессы), в результате чего происходят большие и малые катастрофы, стихийные бедствия, звезды взрываются, галактики сталкиваются, а Черные Дыры пожирают все подряд что поблизости. Есть ещё и Тёмная материя и Тёмная энергия - они куда относятся по вашей концепции?». Разбор примера деструктивной критики: Специалист обязан знать, что любые рассуждения имеют место в рамках определённой системы координат, в рамках соответствующей концепции. Следовательно, критик поступил бы корректно, если бы стал критиковать, например, выявленные им нарушения в логике использования терминов. Критик же, в данном случае, поступает, как поступают некоторые народы Средней Азии: «Что вижу, то пою». Я вижу в мире порядок и беспорядок. О том и пою – преобладают негэнтропийные процессы – значит порядок, преобладают энтропийные процессы – беспорядок». В действительности же, суть этих процессов, их смысл, обретается во всеобщем порядке, заставляющем «звезды формироваться и взрываться, галактики разлетаться и сталкиваться, а Чёрные Дыры пожирать всё подряд что поблизости». Поэтому, чтобы критик сам не превратился в объект критики необходимо, чтобы, приступая к критике мировоззренческих концепций, он должен хорошо подготовиться. В противном случае, этот критик бы знал, что идея универсального порядка, являющаяся основой единого и целого миров, «вытащена из голов» философов Платона, Аристотеля, Плотина. А идея практического (методологического) воплощения этого универсального порядка разрабатывается последние 70 лет мировой науке с подачи известного Л. Берталанфи. Примеры конструктивной критики: 1. «Не зная, к какому миру мы принадлежим, мы не можем исходить из общих законов при исследовании. Согласна, что в нашем мире нам необходим общий, целостный подход во всех областях исследований. Иначе получается, что, рассматривая слона с разных сторон, каждый (о науке) видит только то, что перед его глазами (в своей сфере исследований), не замечая полную картину. 2. «По сути у вас идёт изложение научным языком модели, чертежа, схемы как всё устроено. Меня, например, не покидало ощущение, что я готовлюсь к написанию очередного научного труда и поэтому изучаю вот такую литературу. Для чего я это говорю. Того кого устраивает современное состояние дел, они даже читать это не будут. А вот для тех, кого не устраивает, и кто хочет разобраться как его водят за нос, такое изложение не совсем понятно. Поэтому я хотел бы вас попросить, в общем-то замечательную вещь, изложить родными словами, обыденным языком. 3. «Для меня это звучит, как, допустим, единая теория поля, над которой бесплодно бился Альберт Эйнштейн до конца своей жизни. Но меня несколько убеждает цитата из материалов портала «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ», которая на мой взгляд, является ключевой: «В заключение хочется сказать, что краткое изложение концепции и методологии любого научного направления представляется на первый взгляд – сухим текстом, неудобоваримыми терминами и банальными констатациями. Но все они проявляются яркой новизной, привлекательной красотой и поражающей энергией лишь в моменты прикладного использования этой концепции и методологии; в моменты практического решения сложных многофакторных проблем». Разбор примеров: Примеры конструктивной критики свидетельствуют о необходимости изложить концепцию системно-трансдисциплинарного подхода более простым и доходчивым языком. Но что значит – простым языком? Простым и доходчивым для кого? Если этот человек, от науки, от религии, от философии или он приверженец мифологического мировоззрения? Следовательно, проблема не в том, что концепция изложена сложно, а в том, нужны ли современному человечеству концепции на эту тему. Если вы считаете, что они нужны, то вопрос лишь в том – захотите ли вы стать апологетом этой концепции. В этом случае, уже вы сами себе, на понятном вам языке объясните смысл этой концепции, а затем уже изложите этот смысл просто и на понятном языке людям из своего круга общения (науки, религии, философии, мифа). Мы нуждаемся в апологетах, мы нуждаемся в общении с вами. Уверены, что в результате мы не дадим повода для конструктивной критики! мысли коснулся в своём послании Федеральному собранию в 2018 году В.В. Путин. |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web