Вопрос №4

logo qКогда вы используете понятие единоцентризм, то означает ли это, что оно делит понятийное пространство на центральную область и периферию?    

Семён Груздев, Стерлитамак.


 

Попробуем ответить на Ваш вопрос в стиле античного философа Плотина. Представьте себе сферу. Эта сфера наполнена множеством сфер различных размеров. У каждой сферы этого множества сфер есть центр. По мнению Плотина, каждый такой центр – это один и тот же центр. Следовательно, философский принцип «единоцентризм» не имеет отношения к центру и периферии. Он имеет отношении к единому центру. В древнегреческой философии этот центр получил название – «первое абсолютно простое начало».

По этому поводу, в своё время, разгорелся заочный спор между известными философами. Так, например, известный философ Платон говорил, что существующее первоначало (единое) рассыпается (превращается) во многое. А спустя 1000 лет ему возразил философ Плотин, который утверждал, что много единого не может быть. Единое, по его мнению, продолжает оставаться единственным. И именно это единственное единое и проявляется во многом. Поэтому, считал Плотин, надо возводить многое к единому и рассматривать это многое в едином.

В чём смысл спора?

- Если последовать за Платоном, то, «рассыпанное» в существующем многом, единое потребует обоснования того, что каждый кусочек единого имеет отношение к тому единственному единому. То есть потребуется опять искать нераздельное первое, абсолютно простое начало.

- Если последовать за Плотином, то единое не рассыпается во многом. Оно просто проявляется в каждом существующем многом. То есть – продолжает оставаться единственным единым.

Есть ли у таких, на первый взгляд, философских наворотов, практическая значимость? Есть!

- Благодаря мнению Платона, в познании мира появилась возможность формировать гипотезы и доказывать их. Гипотезы – это субъективные построения. Гипотетическое познание мира, основанное на доказанных субъективных мнениях, позволяет говорить о факте развития познания, но не о качестве такого развития. Например, можно утверждать, что со временем, человеческая раса выродится, а её место на планете займут человекоподобные роботы.

- Благодаря мнению Плотина, в познании мира появилась возможность описывать мир таким каким он должен быть, чтобы он оставался единым и единственным. Такое познание мира можно назвать аксиоматичным. Наличие единственного первого, абсолютно простого начала – это очевидное утверждение, не требующее доказательства. В каждом объекте это первое, абсолютно простое начало проявляется потенцией. Такая потенция может ассоциироваться со скрытыми возможностями, либо со скрытой силой. Чтобы мир оставался единым и единственным, эта потенция должна иметь всеобщий порядок своего существования, проявления и преобразования. Следовательно, выстраивая познание мира на аксиоматическом мировоззрении с помощью единиц такого всеобщего порядка, появляется возможность познавать и описывать мир и каждый его объект на любом уровне действительности, таким, которым он должен быть. В этом случае, человеческая раса будет вынуждена развиваться в соответствии со всеобщим порядком, а не вырождаться. И это развитие будет направлено на совершенствование человеческих качеств, а не на создание расы человекоподобных роботов.

Дата последнего обновления информации на портале

cal   19.11.2024

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2023 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web