Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Вопрос №4Когда вы используете понятие единоцентризм, то означает ли это, что оно делит понятийное пространство на центральную область и периферию? Семён Груздев, Стерлитамак.
Попробуем ответить на Ваш вопрос в стиле античного философа Плотина. Представьте себе сферу. Эта сфера наполнена множеством сфер различных размеров. У каждой сферы этого множества сфер есть центр. По мнению Плотина, каждый такой центр – это один и тот же центр. Следовательно, философский принцип «единоцентризм» не имеет отношения к центру и периферии. Он имеет отношении к единому центру. В древнегреческой философии этот центр получил название – «первое абсолютно простое начало». По этому поводу, в своё время, разгорелся заочный спор между известными философами. Так, например, известный философ Платон говорил, что существующее первоначало (единое) рассыпается (превращается) во многое. А спустя 1000 лет ему возразил философ Плотин, который утверждал, что много единого не может быть. Единое, по его мнению, продолжает оставаться единственным. И именно это единственное единое и проявляется во многом. Поэтому, считал Плотин, надо возводить многое к единому и рассматривать это многое в едином. В чём смысл спора? - Если последовать за Платоном, то, «рассыпанное» в существующем многом, единое потребует обоснования того, что каждый кусочек единого имеет отношение к тому единственному единому. То есть потребуется опять искать нераздельное первое, абсолютно простое начало. - Если последовать за Плотином, то единое не рассыпается во многом. Оно просто проявляется в каждом существующем многом. То есть – продолжает оставаться единственным единым. Есть ли у таких, на первый взгляд, философских наворотов, практическая значимость? Есть! - Благодаря мнению Платона, в познании мира появилась возможность формировать гипотезы и доказывать их. Гипотезы – это субъективные построения. Гипотетическое познание мира, основанное на доказанных субъективных мнениях, позволяет говорить о факте развития познания, но не о качестве такого развития. Например, можно утверждать, что со временем, человеческая раса выродится, а её место на планете займут человекоподобные роботы. - Благодаря мнению Плотина, в познании мира появилась возможность описывать мир таким каким он должен быть, чтобы он оставался единым и единственным. Такое познание мира можно назвать аксиоматичным. Наличие единственного первого, абсолютно простого начала – это очевидное утверждение, не требующее доказательства. В каждом объекте это первое, абсолютно простое начало проявляется потенцией. Такая потенция может ассоциироваться со скрытыми возможностями, либо со скрытой силой. Чтобы мир оставался единым и единственным, эта потенция должна иметь всеобщий порядок своего существования, проявления и преобразования. Следовательно, выстраивая познание мира на аксиоматическом мировоззрении с помощью единиц такого всеобщего порядка, появляется возможность познавать и описывать мир и каждый его объект на любом уровне действительности, таким, которым он должен быть. В этом случае, человеческая раса будет вынуждена развиваться в соответствии со всеобщим порядком, а не вырождаться. И это развитие будет направлено на совершенствование человеческих качеств, а не на создание расы человекоподобных роботов. |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web