Вопрос №7

logo qЗдравствуйте, заканчиваю известный вуз. Хочу поступать в аспирантуру – развивать науку. Считаю, что будущее науки связано с развитием трансдисциплинарности.  Поэтому стараюсь находить учебники по трансдисциплинарной тематике. Летом 2018 года приобрела учебное пособие В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова. «Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы» Издательство Юрайт, 2017. Изучила материал самостоятельно. В голове всё, вроде бы, «разложилось по–полочкам». Но весной 2019 года я наткнулась на учебное пособие этого же издательства «Философия науки. Междисциплинарные стратегии исследований» Е.Н. Князева, 2019 год.

Она пишет: «В то время как междисциплинарность означает преимущественно сотрудничество между представителями различных научных дисциплин, трансдисциплинарность – это перенос схем и моделей исследования из одной дисциплинарной области в другую. Эти схемы и модели становятся эвристическими инструментами исследований в совершенно иных научных областях по сравнению с теми, для которых они были первоначально изобретены. То есть трансдисциплинарность означает более глубокое взаимопроникновение различных научных дисциплин» (с. 10). Дальше-больше. В Вашем учебнике трансдисциплинарность описана иначе. Как быть?

Хрунова Елизавета, Санкт-Петербург.


 

Елизавета, мы уже не раз отвечали на подобные вопросы в нашей рубрике «Вопросы и ответы». Будьте внимательны!

В вашем случае можно рекомендовать следующее – «включайте мозги».  Елена Николаевна Князева – авторитет. Но в науке не всегда нужно следовать авторитетам. Например, зайдите на сайт TheATLAS. В книгах открытого доступа (http://www.theatlas.org/index.php/about-atlas-3/honoring-dr-john-warfield-4) можно найти статьи многих авторитетов, которые излагают своё видение трансдисциплинарности. Конечно, являясь авторитетом, можно говорить «я так думаю», «я так считаю». Но всё же, когда речь идёт не о тематических сборниках или статьях в научных журналах, а об учебниках и учебных пособиях, то «выливать» содержание своей точки зрения на «неокрепшие мозги студентов» считаем неправильным. В учебном пособии не следует выстраивать свою авторитетную точку зрения на точке зрения другого авторитетного автора. В учебном пособии следует излагать теорию и/или методологию, к которой можно прислонить своё мнение или развить некоторые теоретические положения. Вне такой теории, в отсутствие строго выверенной концепции такие утверждения: «Трансдисциплинарность стремиться обнаружить лежащую в основе всех явлений и процессов сложность» (с. 23) выглядят мягко выражаясь – некорректными. Стоило ли говорить о новом направлении в науке, если оно будет стремиться обнаруживать очевидное – сложность мира? Так что читайте учебные пособия по трансдисциплинарности разных и многих авторов! Но советуем основывать своё дальнейшее образование на тех учебных пособиях, которые начинаются с теории и заканчиваются не пространными рассуждениями, а методологией и конкретными методиками.

Дата последнего обновления информации на портале

cal   19.11.2024

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2023 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web