Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Вопрос №8Ознакомился с философией единоцентризма, содержание которой кратко изложено на Информационном портале "Трансдисциплинарность". Как кандидат наук с внушительным педагогическим стажем, хочу спросить у вас – для чего нужна такая сложная и глубокая философия студенту и аспиранту? Гвоздецкий Г. Хабаровск
Здравствуйте, г-н Гвоздецкий. Ответ на Ваш вопрос достоин специальной статьи. Постараемся ответить на Ваш вопрос не гипотетически, а с помощью анализа содержания двух статей, опубликованных в российских научных журналах в начале 2019 года. Приведём выдержки из этих статей, написанных кандидатами наук и докторами наук, преподающих в российских вузах. «Трансдисциплинарность в правовом образовании можно рассматривать также как конвергенцию правового знания и отраслевой экономики, основанную на холистической парадигме, предполагающей целостность научных знаний, единство профессиональной подготовки. При трансдисциплинарном подходе, предполагающем конвергенцию технологических, организационных и менеджерских инноваций, правовое образование становится элементом единой науки, основанной на постнеклассической когнитивной методологии «формирования новых способов работы и средств мышления» [2]. Таким образом, трансдисциплинарный подход в правовом образовании способствует синтезу изначально разрозненных и не связанных между собой знаний в единое профессиональное знание, заточенное под единые задачи. Авторы статьи Щурикова Л.Г. кандидат педагогических наук, Барабанова С.В. доктор юридических наук, Гарипова О.Н. доцент. Статья называется "О трансдисциплинарном подходе к правовому образованию студентов технического вуза". Статья опубликована в Казанском педагогическом журнале в 2019 году. № 1 (132). С. 60-64. Для студента, аспиранта и преподавателя, которые имеют общее представление о философии, как говориться, «умеют её читать и переводить со словарём», содержание этой выдержки выглядит вполне понятно-научно, точнее, патетично-научно. Для тех, которые «не умеют её читать и переводить даже со словарём», содержание этой выдержки настораживающе-не понятно - как это «способствовать синтезу изначально разрозненных и не связанных между собой знаний в единое профессиональное знание, заточенное под единые задачи?» Эту интуитивную настороженность оправдывает выдержка из второй статьи: «В современной науке отсутствует общепринятая точка зрения по вопросу соотношения дисциплинарного, междисциплинарного и трансдисциплинарного научного знания. Обсуждения скорее выявили ряд проблем, ограничивающих проведение междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований. Это отсутствие или несовпадение дисциплинарных языков требованиям совместного взаимодействия; также разногласия по поводу единой методологии, интегрирующей разрозненные знания в новую целостную систему. Дисциплинарная ограниченность становится очевидной, и именно этот факт не позволяет составлять целостное представление о многих сложных многоуровневых объектах и процессах исследования, требуя особенного внимания к интеграции научного знания (гуманитарного и естественнонаучного) на основе новой методологии». Автор статьи Турчевская Б.К. кандидат философских наук. Статья называется "От междисциплинарности к трансдисциплинарности?". Статья опубликована в журнале «Современные научные исследования и разработки» в 2019 году. № 1 (30). С. 1031-1033. Следовательно, одни преподаватели с научными степенями, уверены, что «трансдисциплинарный подход в правовом образовании способствует синтезу изначально разрозненных и не связанных между собой знаний в единое профессиональное знание, заточенное под единые задачи». Другие преподаватели уверены, что: «Существует ряд проблем, ограничивающих проведение междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований. Это отсутствие или несовпадение дисциплинарных языков требованиям совместного взаимодействия; также разногласия по поводу единой методологии, интегрирующей разрозненные знания в новую целостную систему». Следовательно, эти статьи будут формировать у студентов и аспирантов разное содержание научного мировоззрения. В лучшем случае, студенты, аспиранты и их научные руководители решат, что «трансдисциплинарный синтез изначально разрозненных и не связанных между собой знаний в единое профессиональное знание, заточенное под единые задачи» является перспективной, но гипотетической идеей. Как быть? Вот тут, как раз и требуется специальные философские знания, которые проясняют ситуацию с проблемами интеграции или как написано «конвергенции» дисциплинарных знаний. Во-первых, необходимо правильно употреблять понятия целое и единое. Авторы первой статьи сообщают о том, что: «Трансдисциплинарность в правовом образовании можно рассматривать как конвергенцию правового знания и отраслевой экономики, основанную на холистической парадигме, предполагающей целостность научных знаний, единство профессиональной подготовки». Преподавателям следует иметь в виду, что Целое – это объект холистической парадигмы. Единое – это объект единоцентрической парадигмы. Целое состоит из частей. Единое состоит из фрагментов. Поэтому утверждение «конвергенцию, основанную на холистической парадигме, предполагающей целостность научных знаний, единство профессиональной подготовки» следует писать так «основанную на холистической парадигме, предполагающей целостность научных знаний, целостность профессиональной подготовки». Собственно, в следующем предложении эти понятия употребляются правильно; «Таким образом, трансдисциплинарный подход в правовом образовании способствует синтезу изначально разрозненных и не связанных между собой знаний в единое профессиональное знание, заточенное под единые задачи. Спросите - к чему такие придирки? Мы не устаём повторять и разъяснять. Существует трансдисциплинарность науки и существует трансдисциплинарная наука. Трансдисциплинарность науки основана на холистической парадигме. Для трансдисциплинарности науки все знания являются разрозненными (частями). Эти части можно рассматривать как целое или соединить в целую систему, используя, соответственно, мультидисциплинарный и системно-мультидисциплинарный подходы. Трансдисциплинарная наука основана на единоцентрической парадигме. Поэтому в трансдисциплинарной науке все знания являются естественными фрагментами. Эти фрагменты рассматриваются в единстве, посредством трансдисциплинарной системы, используя системно-трансдисциплинарный подход. Проще говоря, на первый взгляд, «придирки» на деле приводят к разным картинам мира, разному концептуальному и методологическому обеспечению решения сложных задач, к которым можно отнести задачу «синтеза изначально разрозненных и не связанных между собой знаний в единое профессиональное знание, заточенное под единые задачи». В заключение, нужно признать следующее. Внушительный педагогический стаж и научная степень сегодня продолжает иметь значение для подготовки студентов конкретно по отдельной дисциплине. Если же Вы хотите расширить научное мировоззрение своим студентам, освежить своё научное мировоззрение то, вероятно, Вам и вашим коллегам, следует смело знакомиться с современными научными парадигмами и концепциями. Эти парадигмы и концепции неизбежно появляются вследствие появления сложных многофакторных проблем. Одной из таких концепций является концепция единоцентризма и системно-трансдисциплинарного подхода, с которыми и знакомит наш информационный портал. |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web