Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Вопрос №8Как мы можем сделать академию более привлекательной? Существует ли несоответствие между академией и реальным миром? Хенрик Арвидссон, Тарту. Биологи обнаружили, что земноводные (лягушки) по-особому видят мир. Они хорошо различают движущиеся предметы, но совсем не различают неподвижные предметы. Научное зрение академических ученых похоже на зрение земноводных. Они хорошо различают предмет своей академической дисциплины, но плохо или совсем не различают предметы других академических дисциплин. Поэтому от академических ученых часто можно услышать фразу – я не специалист в такой-то области знаний. Реальный мир состоит из кусков знаний, на которые разрезали мир академические дисциплинарные ученые. Поэтому реальный мир намного интересней чем его образ в дисциплинарной академической картине. Чтобы устранить этот недостаток необходимо расширить горизонт научного мировоззрения. Инструменты для расширения горизонта академического дисциплинарного мировоззрения присутствуют в академической науке. Этими инструментами являются: междисциплинарный, мультидисциплинарный и трансдисциплинарный подходы. Однако, и в этом случае не удается полностью расшифровать образ, который открывается исследователю с нового горизонта научного мировоззрения. Этому препятствует образ идеального объекта, который используется для научного моделирования. Ситуация улучшается, когда исследователь использует для расширения горизонтов академического мировоззрения системное мышление и системный подход. В этом случае модель идеального объекта меняется на модель системы, а подходы, которыми достигается расширение горизонта системного мышления называются: системными междисциплинарными, системными мультидисциплинарными и системными трансдисциплинарными. Системный мир становиться более привлекательным и интересным, чем мир дисциплинарно-академический. Следовательно, чтобы сделать академию более привлекательной, необходимо мотивировать студентов расширять горизонт научного мировоззрения. При этом, студент должен знать, что расширению горизонтов научного мировоззрения предшествует формирование этого самого мировоззрения. Проще говоря, перспективы появляются у того, кто в совершенстве овладел академическими знаниями, то есть - учиться, учиться и учиться, как завещал великий В.И. Ленин). Более подробно о методах расширения академического мировоззрения можно прочитать здесь: Mokiy, V.S. (2019). International standard of transdisciplinary education and transdisciplinary competence. Informing Science: the International Journal of an Emerging Transdiscipline, 22, 73-90. DOI: https://doi.org/10.28945/4480 Mokiy, V. (2019). Training generalists in higher education: Its theoretical basis and prospects. Informing Science: the International Journal of an Emerging Transdiscipline, 22, 55-72. https://doi.org/10.28945/4431 |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web