Вопрос №3

logo qУзнал из прессы, что «Счетная палата подвела итоги проекта "5-100", согласно которому пять российских вузов должны были попасть в первые сотни мировых рейтингов к 2020 году. Однако этого не произошло: ни один из 21 российских вуза - участника проекта "5-100" не вошел в первую сотню таких международных институциональных рейтингов университетов как ARWU, THE и QS. Об этом говорится в отчете о проверке программы повышения конкурентоспособности университетов, опубликованном на сайте Счетной палаты».

Это, возможно, вопрос не к вам. Но говорят, что трансдисциплинарность должна отвечать на все вопросы. Поэтому, внимание вопрос – плохо учим или плохо организуем обучение?

Трушкин С. Г. Волгоград

Почему же – это вопрос «к нам». Прежде всего, если вы эту информацию получили из прессы, то там же, в прессе, должны был обратить внимание комментарии Главы Счетной палаты Алексея Кудрина к этому исследованию. По его словам, чтобы российские университеты начали входить в международные рейтинги, важно учить не только твердым фактам, но и навыкам и компетенциям, которые позволят быстрее осваивать новые сферы. С его точки зрения, российские студенты будут востребованы на рынках труда, если в них воспитывать креативное мышление, гибкие навыки, учить генерировать идеи, продукты и новые смыслы (Подробнее: https://www.newsru.com/russia/18feb2021/5100_fail.html).

Получается, что основная масса российских студентов не обладает навыками и компетенциями, которые так высоко оцениваются на западе и поднимают рейтинг зарубежных вузов?

Напомним историю вопроса. Основным документом, который определил содержание основных тенденций развития высшего образования является «Всемирная декларации о высшем образовании для XXI века: Подходы и практические меры», которая была принята в октябре 1998 г. в Париже в Штаб-квартире ЮНЕСКО. Статьи 5(a) и 6(b) этой декларации указывают на необходимость широкого применения трансдисциплинарного подхода в решении сложных социально-экономических проблем общества, так и в организации и проведении научных исследований. В России эта декларация вошла в перечень документов экспертно-аналитического сопровождения правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Как повлияли рекомендации этой декларации на науку и высшее образование в России? Никак. Для многих вузов из числа перспективных, трансдисциплинарность - это всего лишь «проектная цель».

Как повлияли рекомендации этой декларации на науку и высшее образование на Западе? Приведем только один пример. В США при подготовке в 2013 году документа «ARISE-2» (Доклад о продвижении исследований в области науки и техники), который составлялся представителями ведущих амемриканских компаний и университетов, главной целью опережающего развития американской науки и образования является – «совершить переход от междисциплинарности к трансдисциплинарности». Важно отметить, что в этом докладе американские организаторы высшего образования определяют трансдисциплинарность, как новую научную дисциплину, а не как соединение (интеграцию) многих научных дисциплин. Чему способствовал этот документ? Тому, что все американские вузы сформировали и активно развивают специальные направления и программы трансдисциплинарного образования и трансдисциплинарных исследований. Эти программы, в том числе, воспитывают креативное мышление, гибкие навыки, учат генерировать идеи, продукты и новые смыслы. Вероятно, что и это, в том числе, способствовало тому, что американские вузы в топе 100, а российские вузы в *опе 1000. Так что, либо плохо учим или плохо организуем обучение «по западным меркам», либо хорошо учим и хорошо организуем обучение «по российским меркам». Выбирайте.

Дата последнего обновления информации на портале

cal   26.03.2024

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2023 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web