Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Вопрос №8В нашем университете мы осуществляем поиск решений внутригосударственных социальных проблем. Мы уверены, что в этом нам помогут трансдисциплинарные исследования. Поддержите нашу уверенность! Басират Оялово Обращаем ваше внимание на различие терминов – исследование, подход, метод: - Исследование в широком смысле — это поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов; Исследование в узком смысле — это процесс изучения объекта; - Подход – это широкое понятие. Выбирая подход, вы определяете первоначальный вектор в работе. По-другому – это фундамент в вашей работе, базируясь на котором, вы пытаетесь достичь поставленных целей; - Метод – это более узкое понятие. Это способ конкретного действия. Это позволяет нам говорить о различиях терминов: трансдисциплинарные исследования, трансдисциплинарные подходы, трансдисциплинарные методы. В контексте этих определений получается: Трансдисциплинарные исследования – это процесс многостороннего или мультидисциплинарного изучения объекта; Трансдисциплинарные подходы – это оптимальное философская, методологическая и технологическая организация (обоснование) процесса решения многофакторной проблемы; Трансдисциплинарные методы – это конкретные обоснованные способы решения многофакторной проблемы. Следовательно, важно четко определить цели деятельности: изучать, организовывать (обосновывать) решение или непосредственно решать многофакторную проблему. Из твоего утверждения следует, что вы хотите обосновать решение и решать проблему, а не изучать ее. Следовательно, в этом вам не помогут трансдисциплинарные исследования. Но помогут трансдисциплинарные подходы. Возможно, тебе будет интересно, что ожидания, которые изначально связывали с трансдисциплинарностью были сформулированы в октябре 1968 году в Bellagio (Италия) на симпозиуме по вопросам долгосрочного планирования и прогнозирования, который был организован Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). Участники симпозиума однозначно высказались за необходимость решения проблемы планирования, прогнозирования и управления социально-экономическим развитием общества посредством «глобального» подхода. В рамках «глобального» подхода должен был произойти глубокий синтез дисциплинарных знаний, академических и неакадемических специалистов. Очевидно, что «глобальный» подход, должен иметь традиционную институциональную форму: быть специальной дисциплиной. Эта дисциплина определяет единый контекст для сотрудничества всех специалистов при их решении сложной многофакторной проблемы. Например, химия определяет единый контекст (единые правила) обращения с химическими веществами (ядами, газами и т.д.) для академических, неакадемических специалистов руководителей и обычных людей. Студенты знакомятся с этим контекстом (правилами) в университете. Но кто сформирует такой контекст (правила) для решения сложных многофакторных проблем, в которых необходимо устранять «несоответствие планов, исключение и восприятие социальной несправедливости»? Кто, где и как ознакомят с этим контекстом (правилами) чиновников из правительства, команду из академических и неакадемических специалистов? Следовательно, если ты хочешь решать многофакторные проблемы, включающие социальные аспекты, то надо сначала выбрать подходящий подход: трансдисциплинарный подход или системный трансдисциплинарный подход. А уже этот подход поможет обосновать вектор работы и организовать конкретные совместные действия специалистов, неспециалистов и чиновников. В этом случае появиться возможность управлять дисциплинарными знаниями и фактами, но не управлять специалистами и неспециалистами. Это обстоятельство позволяет организовать более эффективное сотрудничество! Об этом можно почитать здесь: Мокий В.С., Лукьянова Т.А. Трансдисциплинарность: стереотипы, подходы и направления // Universum: общественные науки : электрон. научн. журн. 2021. 3(72). https://doi.org/10.32743/UniSoc.2021.72-3.7-19 |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web