Вопрос №11

logo qКак вы относитесь к тезису "для решения проблем устойчивого развития специалистам потребуется выйти за границы своего дисциплинарного мировоззрения?". Я, как специалист-эколог, против выхода из моего мировоззрения. Я думаю, что меня поддержат специалисты из других дисциплин. Почему нельзя просто организовать сотрудничество специалистов из разных дисциплин, чтобы поддержать устойчивое развитие?

Ф. Разин

В статье  Mokiy, V. S., & Lukyanova, T. A. (2022). Sustainable Development of Nature and Society in the Context of a Systems Transdisciplinary Paradigm. Transdisciplinary Journal of Engineering & Science, 13, pp. 15-35, Special Issue: “Complex Resilience and Sustainability". https://doi.org/10.22545/2022/00192 мы использовали модель устойчивого развития, чтобы показать одну важную особенность. Устойчивое развитие имеет три составляющие – экономическую, экологическую и социальную.  В течении определенного времени эти составляющие устойчивого развития развиваются самостоятельно. Такое развитие поддерживалось мировоззрением, которое формируют экономические, экологические и социальные науки. Носителями этих мировоззрений являются специалисты: экономисты, экологи, социологи. Однако, наступает неизбежный момент естественной синхронизации треков развития этих составляющих (согласование целей, ценностей, этапных результатов и т.д.). Для такой синхронизации недостаточно выйти за границы дисциплинарных мировоззрений. Важно выбрать из потока дисциплинарных знаний те из них, которые важны для поддержания единства многофакторного процесса в трансдисциплинарной картине мира. В этом случае, выход за границы мировоззрения – это неудачный, а точнее, вредный  стереотип. Мировоззрение поддерживает строго определенный тип мышления. В рамках каждого мирововззрения важными являются только те знания, которые поддерживают целостность дисциплинарной картины мира.

Однако, человек – это не компьютер. Его тип мышления невозможно переключить нажатием кнопки. Поэтому правильно организовать процесс такой синхронизации, а также выбрать и систематизировать необходимые дисциплинарные знания могут только специально обученные специалисты (генералисты), обладающие необходимым типом системного мышления и трансдисциплинарным мировоззрением. Мы уверены, что сегодня важно убедить дисциплинарных специалистов в том, что в ближайшие семь лет (2023-2030) победу в борьбе за устойчивое развитие обеспечат не они, а системные трансдисциплинарии и специально обученные специалисты (генералисты), подготовку которых необходимо организовать на специальных кафедрах в университетах. Поэтому сегодня важно оказать помощь не самому устойчивому развитию, а становлению и внедрению системной трансдисциплинарности в дисциплинарную структуру университетов.

Дата последнего обновления информации на портале

cal   19.04.2024

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2023 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web