Раздел 8 - Трансдисциплинарный подход в классификации системных подходов в науке

lo

Арсенал современных познавательных средств, созданный в основном классической наукой, имеет ярко выраженную аналитическую природу и не пригоден для анализа целостности, иерархичности и организованности, присущих системе. Но системное мировоззрение может быть развито путем модификации наличных познавательных средств. Логично, что с учетом различия приведенных выше мировоззренческих позиций и интерпретаций понятия «система», такая модификация научных подходов будет состоять из аналогичных, но уже системных подходов в их классификации.

Подходами, к познанию мира и к исследованию сложных объектов и многофакторных проблем, представленных в традиционном образе системы, в образе трансдисциплинарных функциональных ансамблей или некой «глобальной» системы, являются: системный дисциплинарный, системный междисциплинарный, системный мультидисциплинарный и системный трансдисциплинарный подходы.

Системный дисциплинарный подход — это способ корректного выделения и моделирования объекта в образе локальной дисциплинарной системы, позволяющий применить к их исследованию и решению соответствующую системную дисциплинарную методологию. Системные дисциплинарные подходы демонстрируют особый способ интеграции дисциплинарных знаний в ходе классического системного исследования, приводящий к позитивным результатам. К процессу такой интеграции допускаются не все существующие знания, а только те, которые специально отбираются исследователем по определенным критериям при моделировании объекта, как системы (совокупности определенных дисциплинарных знаний и предметных областей, частей или фрагментов объекта, или самих объектов, находящихся в закономерной связи). В этом случае, системные дисциплинарные подходы, по сути, являются формой восприятия методов и принципов классического системного исследования, которая используется специалистами научных дисциплин, работающих в области конкретного научного знания. Развитие системных дисциплинарных подходов способствовало появлению в среде многообразного дисциплинарного знания, так называемых, эмпирических системных научных дисциплин (системных теорий): системная психология, системная биология, системная психиатрия и т. п. Используя системный дисциплинарный подход исследователь сознательно избавляет образ объекта от характеристик, несущественных для целей конкретного системного исследования. С другой стороны, в такой модели системы он упорядочивает отношения знаний по конкретным предметным областям объекта. Например, для того, чтобы определить общее состояние здоровья человека, как биологической системы, достаточно из сотни возможных физиологических анализов получить лишь несколько, относящихся к общему анализу крови. В таком конкретном системном исследовании не принимаются во внимание психофизическое состояние человека и прочих систем организма, возможно приведших к таким показателям анализа крови. Но результаты такого конкретного системного исследования позволяют точнее определить сферы других конкретных системных исследований и обосновать необходимость применения других видов системных подходов.

Системный междисциплинарный подход — это способ корректного выделения и моделирования объекта в образе локальной междисциплинарной системы, позволяющий применить к её исследованию комплементарные системные дисциплинарные методологии. Системный междисциплинарный подход демонстрирует способ интеграции дисциплинарных знаний сходных предметных областей объектов в рамках моделирования их отношений как системы. В результате такой интеграции происходит усложнение логики и методологии системных исследований, обогащение языка системных теорий (эмпирических системных дисциплин). В своей высшей форме системно-междисциплинарные подходы способны формировать так называемые междисциплинарные системные парадигмы.

Системные дисциплинарные и системные междисциплинарные подходы в меньшей степени зависят от картины мира в ее общенаучном смысле. Ее место занимает локальная или частно-научная картина мира. Однако, эти подходы в большей степени зависят от эмпирического описания процедур системного исследования, от способов моделирования объекта и его предметных областей в образе системы, подкрепленного их строгим математическим выражением. При этом принцип упрощения образа объекта и его предметных областей при его системном моделировании, переносится и на формирование локальных (частнонаучных) картин мира. Упрощение картины мира, субъективное избавление ее от некоторых характеристик, несущественных для целей конкретного системного исследования, может привести к тому, что неучтенными могут оказаться объекты или их характеристики, которые в определенных условиях начнут играть роль определяющих факторов развития мира, объекта, как системы.

Устранить это обстоятельство позволяют следующие два подхода обобщенной классификации системных подходов: системный мультидисциплинарный и системный трансдисциплинарный подходы. Отличительная особенность этих подходов состоит в том, что они в меньшей степени зависят от эмпирического описания процедур системного исследования. Однако, они в большей степени зависят от существующих общефилософских решений, от образа естественнонаучной картины мира, влияющих на содержание онтологических и гносеологических аспектов исследования систем, оценку перспектив и основных направлений развития системных исследований. В этом случае важными для развития этих видов системного подхода являются эвристические, систематизирующие и мировоззренческие функции картины мира, которые сами имеют системную организацию. Важными являются представления о пространстве и времени, как философских категориях, имеющих непосредственное отношение к фундаментальным объектам (мир, Вселенная), а также определение понятия «истина» в субъективном (относительная истина) и объективном (абсолютная истина) контексте, обусловливающих соответственно целостность или единство объекта как системы.

Системный мультидисциплинарный подход — это способ корректного выделения и моделирования сложного объекта или сложной многофакторной проблемы в образе целостной мультидисциплинарной системы, позволяющий применить к их исследованию и решению соответствующий комплекс системных дисциплинарных методологий. Формирование целостности объекта предполагает нахождение порядка сочетания и согласованности сходных и несходных предметных областей. Это обстоятельство задает вектор поиска относительной (интерсубъективной) истины, уменьшая область возможных компромиссов и консенсусов. Например, сегодня предпринимаются попытки устранить недостатки экономической науки путем вовлечения в системную экономическую парадигму новых объектов и предметов исследования (увеличивая, тем самым, численность частей целостной мультидисциплинарной системы). При этом недостаточно внимания уделяется очевидному факту, что основной недостаток современной методологии развития экономической науки заключается в том, что она не отражает закономерностей развития мира, закономерностей развития природы и общества. В результате, современная экономическая теория приспособилась к реальной жизни и стала ее толковать в манере субъективистского мироощущения. Все это говорит о том, что экономическая теория должна иметь системное, научно — обоснованное содержание, искать пути своего генетического оздоровления и развития в системе более общего уровня.

Отсутствие или не принятие во внимание объективного системообразующего фактора, имеющего непосредственное отношение к такой системе «общего уровня», наделяет системный мультидисциплинарный подход парадоксами системных исследований. Суть парадоксов системных исследований демонстрирует следующее утверждение: для того чтобы корректно выделить самоорганизующуюся систему, мы должны знать условия и причины самоорганизации; для того же, чтобы понять эти условия и причины, мы должны выделить самоорганизующуюся систему, как необходимый момент их теоретического изучения.

Возможно, при построении, исследовании и управлении техническими системами, сложными системами «человек-машина», можно пренебречь неопределенностью, которую привносят парадоксы системных исследований. В этом случае, системные исследования и их результаты могут находиться в сфере относительной (интерсубъективной) истины. Однако, когда речь идет о системном исследовании геологических, социальных, экологических и экономических процессов, то их результаты должны максимально исключать любые парадоксы и неопределенности, консенсусы и компромиссы. Иными словами, в этом случае, системные исследования и их результаты должны находиться в сфере абсолютной истины.

Системный трансдисциплинарный подход — это способ корректного выделения и моделирования сложного объекта или сложной многофакторной проблемы в образе единой трансдисциплинарной системы, позволяющий применить к их исследованию и решению универсальную системную трансдисциплинарную методологию. Статус единого объекта, свидетельствует о необходимости обобщения (директивного размещения) знаний, сходных и несходных предметных областей объекта или сложной многофакторной проблемы в соответствии со структурой и принципами, заранее определенными, всеобщим порядком (трансдисциплинарной системой). Порядок, обусловливающий единство, не выявляется в ходе системного исследования и не формируется субъективно, как это делается в системном мультидисциплинарном подходе. Он постулируется посредством системной трансдисциплинарной модели пространственной информационной и временной единиц порядка. Благодаря этим моделям исследователь оперирует не только имеющимися знаниями сходных и несходных предметных областей, их взаимодействием, а изначально определяет их необходимое число и виды, а также характер и последствия такого взаимодействия. В этом случае появляется возможность обосновать параметры системообразующего фактора глобальной системы, его объективные нормативные значения, а также определить вектор поиска решений в контексте законов коэволюции — совместного целесообразного развития фрагментов сложного объекта на любом уровне действительности.

Внутри трансдисциплинарной системы дисциплинарные знания о мире, объекте исследования, сходные и несходные предметные области, располагаются без строгих границ между дисциплинами, но в соответствии с объективной истиной (объективным долженствованием) — того, как должно быть, чтобы существовал единый мир, единые объекты, единство их многообразных отношений. В таком качестве системный трансдисциплинарный подход играет роль научной дисциплины (метанауки) — системной трансдисциплинарности, предоставляющей возможность свести знания человечества во всеобъемлющую, согласованную науку, основанную на едином комплексе понятий и метаязыке.

Признание таких результатов научного познания позволит своевременно, с помощью, прежде всего, системных подходов и в рамках заинтересованных общественных институтов, сформировать «дорожную карту» устойчивого развития, обосновать содержание последовательность и продолжительность ее этапов. Немаловажным является технико-технологическое сопровождение такого развития, разработанного с помощью подходов, составляющих основу предлагаемой классификации. В этой связи можно прогнозировать расцвет технологий, эксплуатирующих в своей основе физическую природу системообразующего фактора. Эти обстоятельства станут условием перехода общества к научно-обоснованному управлению глобальным социально-экономическим процессом, адаптированным к индивидуальным местным контекстам и потребностям развития, а также к приоритетам в разных странах.

 Ссылки на литературу:

Мокий В.С., Лукьянова Т.А. От дисциплинарности к трансдисциплинарности в понятиях и определениях // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2016. № 7 (25). URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/3435 (дата обращения: 28.07.2019).

Мокий В.С., Лукьянова Т.А. Междисциплинарные взаимодействия  в современной науке: подходы и перспективы // Экономическая наука современной России. научн. журн. – 2017. – № 3(78). – С. 7–21.

Мокий, В. С. Лукьянова Т. А. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 163 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Модуль). ISBN 978-5-534-05207-7 

Дата последнего обновления информации на портале

cal   02.04.2024

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2023 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web