Materials in English

Раздел 2 - Системно-трансдисциплинарный подход в классификации классических и соответствующих им системных подходов в науке

glВ своей массе научные подходы к познанию мира делятся на две группы. Подходы первой группы обеспечивают становлениенаучного мировоззрения. К таким подходам относятся дисциплинарные (монодисциплинарные) подходы. Вторые обеспечивают расширение горизонтов сформировавшегося научного мировоззрения. Такими подходами являются интердисциплинарные подходы, а именно, междисциплинарные, мультидисциплинарные и трансдисциплинарные подходы. Принадлежность подхода к определённой группе закрепляется в их определениях идентификационными признаками, имеющими отношение к содержанию компетенций разных уровней подготовки выпускников вузов и практикующих специалистов. Такими признаками являются: наличие картины мира, определяющей горизонты научного мировоззрения, а также уровень осознаваемой моральной ответственности за результаты и последствия профессиональной деятельности, формирующийся в рамках такой картины мира [1].

В таком контексте научные подходы получили следующие определения:

Дисциплинарность (дисциплинарный подход) — это способ становления научного мировоззрения в рамках локальной картины мира, методологии и адекватного по своим объяснительным возможностям языка, формирующего у выпускника вуза и практикующего специалиста основы моральной ответственности за результаты и последствия научных исследований и профессиональной деятельности.

Междисциплинарность (междисциплинарный подход) — это способ расширения научного мировоззрения в направлении обогащения знаний, методологии и языка одной научной дисциплины за счёт знаний, методологии и языка другой научной дисциплины, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия научных исследований и профессиональной деятельности.

Мультидисциплинарность (мультидисциплинарный подход) —  это способ расширения научного мировоззрения в направлении целостного образа объекта исследования, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия научных исследований и профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками общепринятой на данном этапе развития науки научной парадигмы.

Трансдисциплинарность (трансдисциплинарный подход)

С 2008 года определение трансдисциплинарности выглядело так: «Трансдисциплинарность — способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления вне рамок какой-либо одной научной дисциплины». В таком виде оно представлено в Википедии и часто используется некоторыми авторами научных статей. Однако это определение подвергалось справедливой критике специалистов из-за отсутствия в нём строгих идентификационных признаков. Поэтому в 2016 году в содержание этого определения экспертами Русской школы трансдисциплинарности и Института трансдисциплинарных технологий были внесены соответствующие дополнения. В контексте определений двух групп научных подходов оно обрело следующий вид:

Трансдисциплинарность (трансдисциплинарный подход) — это способ расширения научного мировоззрения в направлении единого образа объекта исследования, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия своей профессиональной деятельности на основе объективного долженствования и обязательности элементов единого мира.

В образе специализированной научной дисциплины трансдисциплинарности-4 получила следующее определение: Трансдисциплинарность-4 — это направление познания мира, предоставляющее возможность свести знания человечества во всеобъемлющую, согласованную науку, основанную на едином комплексе понятий и метаязыке. В таком образе Трансдисциплинарность–4 подобна гипердисциплине или метанауке [2]. С учётом основных атрибутов метанауки: метатеории [3] и метанарратива [4], содержания которых придерживается большинство специалистов эпистемологии и философии науки, определения метатеории и метанарратива Трансдисциплинарности–4 имеют следующий вид:

Метатеория трансдисциплинарности4 — это описание общих представлений о фундаментальных особенностях мирового устройства и формах их проявления, которые закладываются в основу всей системы человеческих знаний об окружающей действительности. Набор исходных мировоззренческих ориентиров и основных философских категорий в рамках метатеории трансдисциплинарности–4 подвергается определённой интеллектуальной обработке, приводящей к их переосмыслению, упорядочению и обобщению. Цель метатеории трансдисциплинарности–4 — создание картины единого мира. Дисциплинарные (локальные) картины мира, в этом случае, представляют собой абстрактные модели определённых областей (фрагментов) единого мира. В результате, метатеория трансдисциплинарности–4 представляется схемой, которая определяет способ и контекст построения научных моделей исследуемых областей (фрагментов) действительности, а также задаёт набор наиболее общих условий, обеспечивающих характер понимания специальных теорий, конструируемых учёными. Такая схема, в силу своей абстрактности, обеспечивает трансдисциплинарную интерпретацию результатов моделирования фрагментов действительности в рамках различных дисциплинарных и междисциплинарных подходов [3].

Метанарратив трансдисциплинарности4 — это универсальная система понятий, знаков, символов и моделей,  направленная на создание единого типа описания объектов и изложения взаимосвязанных событий в картине единого мира. С помощью метанарратива трансдисциплинарности–4 соединяются различные языки, в том числе, языки научных дисциплин,  а также культурные и смысловые дискурсы (направления взаимодействий). В этой связи, метанарратив трансдисциплинарности–4 формируется  в процессе философского переосмысления общих понятий и категорий, которые необходимы и достаточны для описания картины единого мира [4].

Необходимость метаязыка, на котором каждый мудрый человек мог бы рассуждать об образах действительности ещё в своё время доказали древнегреческие философы – Платон и Аристотель.

 Принимая во внимание определения вышеперечисленных научных подходов можно сделать следующий вывод.

Совокупность научных подходов напоминает некий «оптический прибор», позволяющий, при необходимости, фокусироваться на изображении всего мира или на его фрагментах. Поэтому не стоит требовать от специалистов выходить за границы возможностей своих дисциплинарных подходов. При необходимости поиска решения сложной многофакторной проблемы им достаточно будет воспользоваться картиной мира и методологией соответствующего научного подхода, корректно расширяющего горизонты их научного мировоззрения. При этом, чтобы познание мира не превратилось в калейдоскопический процесс смены картин мира, зависящий от перестроения подходов и «тасования» их знаний, необходимо использовать генерализирующий или системно-трансдисциплинарный подход. Такой подход позволит обеспечить единый (объективный) контекст интерпретации научных моделей исследуемых областей действительности, в котором детально прорисованные локальные картины мира будут укладываться в логику единого мира. Иными словами, трансдисциплинарный подход способен обосновывать содержание общих условий, обеспечивающих характер понимания специальных теорий, конструируемых специалистами разных подходов [1].

 Ссылки к разделу:

1. Мокий В.С., Лукьянова Т.А. От дисциплинарности к трансдисциплинарности в понятиях и определениях // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2016. № 7 (25). URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/3435 (дата обращения: 28.07.2016).

2. Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке. // Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. Сб. переводов. – М.: Прогресс, 1978. – 486 с. – с. 43–110.

3. Гусев С.С. Метатеория // Энциклопедия эпистемологии и философии науки . – М.: Канон+, РООИ Реабилитация. – 2009 – 1248 с. – с. 491-492.

4. Никоненко С.В. Метанарратив // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: Канон+, РООИ Реабилитация. – 2009. – 1248 с. – с. 489– 490.

Дата последнего обновления информации на портале

cal  20.09.2018

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2018
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна