Раздел 3 - Часто употребляемые значения термина «трансдисциплинарность»

loВ оформлении современной идеи трансдисциплинарности особую роль сыграли процессы создания Римского клуба. Его основатели и первые члены ещё в конце 60-х годов XX века активно высказались за необходимость создания глобального подхода к решению «затруднений человечества».  Такой подход, по мнению основателей и членов клуба, должен был осуществить глубокий синтез дисциплинарных знаний и различных первичных данных, объёмы которых разрослись до фантастических размеров и превратились в физическую причину, не позволяющую сформировать всеобъемлющее видение мира.

Призывы к созданию глобальных подходов непосредственно предшествовали образованию Римского клуба. Так, например, в итоговой декларации симпозиума по вопросам долгосрочного планирования и прогнозирования, прошедшего под эгидой Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Белладжо,1968) было записано: «Многие из наиболее серьезных конфликтов, в которые вовлечено человечество в результате взаимодействия социальных, экономических, технологических, политических и психологических сил, уже не могут больше решаться раздробленными подходами отдельных дисциплин. Прошло время, когда экономический рост мог рассматриваться без учёта социальных последствий и когда технологии могли разрабатываться без учёта изменения социальных предпосылок или социальных последствий такого изменения». В работе этого симпозиума приняли участие основатели Римского клуба –  Э. Янч, А. Кинг, Д. Габор, Д. Форрестер и другие.

Наряду с известными учёными-теоретиками следует отметить роль известных учёных-практиков. К таким учёным относится генеральный директор по вопросам науки ОЭСР (Организации по экономическому сотрудничеству и развитию), сооснователь и президент Римского клуба – А. Кинг. Именно он использовал свои административные ресурсы для организации и проведения семинаров, результаты которых, в конце концов, обратили внимание специалистов на то, что важна не только возможность прогнозирования развития общества, но и какими подходами и способами это прогнозирование осуществляется.


 eric         piage           lex           king    

Э. Янч (1929-1980)    Ж. Пиаже (1896-1980)  А. Лихнерович (1915-1988)  А. Кинг (1909-2007)


Спустя полтора года после импозиума по вопросам долгосрочного планирования и прогнозирования в Белладжо идея глобальных подходов получила практическое воплощение. В рамках рабочего семинара «Интердисциплинарность – проблемы исследований и обучения в университетах», который был также подготовлен «Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию», совместно с министерством национального образования Франции и университета Ниццы в 1970 году, прошла плодотворная дискуссия между швейцарским психологом и философом Жаном Пиаже, австрийским астрофизиком, исследователем проблемы самоорганизации во Вселенной, одним из основателей Римского клуба Эрихом Янчем и известным французским математиком Андре Лихнеровичем. 

Эрих Янч был уверен, что трансдисциплинарность, как «новое пространство без стабильных границ между дисциплинами», как новая область знаний, должна быть непременно супер- или гипердисциплиной. Такая трансдисциплинарность, писал он, должна являться «координатором всех дисциплинарных и интердисциплинарных систем обучения и инноваций на основе общего аксиоматического подхода». Жан Пиаже считал, что трансдисциплинарность следует рассматривать как новую область знаний, отличную от мультидисциплинарности и интердисциплинарности. В такой интерпретации новая (трансдисциплинарная) область знаний безусловно требовала собственного подхода. Взгляд Андре Лихнеровича на трансдисциплинарность был радикально математический. Он воспринимал трансдисциплинарность как некие «перекрёстные игры», способные описать однородность теоретической деятельности в различных областях науки и техники, независимо от поля, где эта деятельность осуществляется. И, конечно же, эта теоретическая деятельность могла быть сформулирована, считал он, только на математическом языке. Значимость появления «новой области знаний» была для экспертов столь очевидной, что они предлагали организаторам вставить слово «трансдисциплинарность» в название семинара. Но руководители «Организации по экономическому сотрудничеству и развитию» отказались это сделать, потому что они опасались запутать некоторых представителей стран-членов.

Результаты этого семинара во многом способствовали тому, что с середины 80-х годов XX века началось активное обсуждение трансдисциплинарности в мировой науке. Однако, в силу своего семантического потенциала, который по разному воспринимался учёными-монодисциплинариями, термин «трансдисциплинарность» до сих пор не получил однозначного определения. По мнению бельгийского исследователя трансдисциплинарности Энтони Джаджа (Anthony Judge) сегодня можно выделить несколько, наиболее часто употребляемых, значений этого термина.


tony

На фотографии (слева направо):

Энтони Джадж (Anthony Judge) и Владимир Мокий (во время дискуссии по вопросам  концепции и методологии трансдисциплинарности-4 в рамках рабочего семинара: Проект «Глобальный мозг». Брюссельский свободный университет (3-5 Июля, 2001, Брюссель, Бельгия).


В первом значении трансдисциплинарность трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знанийконкретного человека. Про таких людей обычно говорят, что они обладают энциклопедическими знаниями.

Во втором значении трансдисциплинарность трактуется как «правило исследования окружающего мира». Предполагается, что трансдисциплинарность будет реализована, если проблема исследуется сразу в нескольких уровнях. Например, на физическом и ментальном уровнях, глобально и локально.

В третьем значении трансдисциплинарность используется как «принцип организации научного знания», открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества. Следует отметить, что трансдисциплинарность в третьем значении позволяет учёным официально выходить за рамки своей дисциплины, не опасаясь быть обвиненным в дилетантстве. В зависимости от того, в каком количестве и в каком сочетании учёные будут использовать другие дисциплины в своём дисциплинарном исследовании, трансдисциплинарность, в третьем значении, будет называться мультидисциплинарностью, плюродисциплинарностью, интердисциплинарностью.

В четвёртом значении трансдисциплинарность понимается как «декларация», провозглашающая равные права известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий, в исследовании окружающего мира. В таком значении, трансдисциплинарность играет роль «охранной грамоты» для любой частной точки зрения, не противоречащей знаниям научных дисциплин. Такое значение трансдисциплинарности является своеобразным обозначением эпистемологического анархизма П. Фейерабенда. Вероятно, именно это значение имели ввиду создатели «Хартии трансдисциплинарности», которая была принята на Первом Всемирном конгрессе по трансдисциплинарности, Конвенто да Аррабида, Португалия, 2-7 ноября 1994 г.. В 2009 году российские философы Л. П. Киященко, В. И. Моисеев сформулировали свою версию «Хартии трансдисциплинарности». Однако в силу причин, обусловленных первоначальным смыслом,  который вкладывали в понятие трансдисциплинарность Жан Пиаже и Эрих Янч, оба текста хартий, позже, были подвергнуты конструктивной критике со стороны специалистов Русской школы трансдисциплинарности.

Ссылки на литературу:

Jantsch, E. Perspectives of Planning. Proceedings of the OECO working symposium on long-range forecasting and planning. Bellagio, Italy, (27th October –  2nd November 1968). Paris, OECO Publications Center, 1969, 528 p.

Jantsch, E. Vers l’interdisciplinarité et la transdisciplinarité dans l’enseignement et l’innovation, in Léo Apostel et al, 1972.Léo Apostel, Guy Berger, Asa Briggs and Guy Michaud (ed.), L’interdisciplinarité – Problèmes d’enseignement et de recherche, Centre pour la Recherche et l’Innovation dans l’Enseignement, Organisation de Coopération et de développement économique, Paris, 1972.

Jantsch, E. Technological Planning and Social Futures, Cassell/Associated Bussiness Programmes, London, 1972.Jean Piaget. L’épistémologie des relations interdisciplinaires, in Léo Apostel et al,1972.

Transdisciplinarity – Past, Present and Future, in Moving Worldviews - Reshaping sciences, policies and practices for endogenous sustainable development, COMPAS Editions, Holland, 2006, edited by Bertus Haverkort and Coen Reijntjes. Basarab Nicolescu. URL: http://basarab-nicolescu.fr/Docs_articles/Worldviews2006.htm (дата обращения: 08.06.2019).

André Lichnerowicz. Mathématique et transdisciplinarité, in Léo Apostel et al,1972.

Transdisplinarity-3 as the Emergence of Patterned Experience, 1994. [Электронный ресурс] : Alternative view of segmented documents via Kairos, URL:http://www.laetusinpraesens.org/docs/tranpat1.php  http://www.laetusinpraesens.org/docs/tranpat2.php (дата обращения: 08.06.2019).

1st World Congress of Trandisciplinarity. Preamble. Convento da Arrabida, Portugal, November 2-6, 1994. The International Center for Transdisciplinary Research (CIRET). URL: http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/charten.htm (дата обращения: 08.06.2019).

De Mello, M. Transdisciplinarity: An Experience in Implementation, 2001. International Center for Transdisciplinary Research(CIRET). URL: http://ciret-transdisciplinarity.org/bulletin/b16c12.php (дата обращения: 08.06.2019).

Moral Project - 1987. International Center for Transdisciplinary Research(CIRET). URL: http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/projen.htm(дата обращения: 08.06.2019).

Дата последнего обновления информации на портале

cal   19.04.2024

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2023 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web