Materials in English

Раздел 6 - Перспективы развития трансдисциплинарности

glВосприятие проблем природы и общества в XXI веке, как сложных многофакторных и комплексных проблем, позволило считать трансдисциплинарность одним из основных способов их решения. Об это свидетельствует текст «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», принятой участниками Международной конференции по высшему образованию, состоявшейся в октябре 1998 года в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО. В частности, определяя задачи и функции высшего образования, его организаторы прямо указывают на это в соответствующих Статьях декларации:

Статья 5. Продвижение знаний путем проведения научных исследований в областях естественных и гуманитарных наук и искусства и распространения их результатов.

(a) Продвижение знаний путем проведения научных исследований является важной функцией всех систем высшего образования, особенно на его третьем этапе. Необходимо поощрять и укреплять новаторство, междисциплинарность и трансдисциплинарность программ, преследуя долгосрочную перспективу, ориентированную на достижение целей и удовлетворение потребностей в социальной и культурной сферах. Следует обеспечивать соответствующую сбалансированность между фундаментальными и целевыми исследованиями.

Статья 6. Долгосрочная ориентация на адекватность.

(b) Высшее образование должно укреплять свои функции, связанные со служением обществу, в особенности, свою деятельность по борьбе с нищетой, нетерпимостью, насилием, неграмотностью, голодом, ухудшением окружающей среды и болезнями, главным образом, путем применения междисциплинарного и трансдисциплинарного подходов к анализу проблем и вопросов [34].

В соответствии с такими задачами, процесс обучения будущих специалистов, как обоснованно считали  Жан Пиаже и Эрих Янч, требует, чтобы трансдисциплинарность была самостоятельным научным направлением, обладающим своим предметом исследования и концепцией, трансдисциплинарным подходом и языком, единицами измерения и моделями действительности, методом анализа информации и методикой анализа риска принимаемых решений [35, 36]. В таком контексте, трансдисциплинарность позволит осуществить общенаучную классификацию и систематизацию дисциплинарных знаний [37]. После такой обработки, дисциплинарные знания становятся полностью адаптированными к их совместному использованию в решении научно-исследовательских и практических проблем любой сложности и комплексности [38]. Одновременное использование языка особой научной дисциплины во множестве других наук и в инженерно-технической деятельности, по мнению академика РАН, научного руководителя Института философии РАН  Степина B.C., является признаком трансдисциплинарной науки [39].

Приобретённый опыт такой обработки дисциплинарных знаний, а также решения сложных многофакторных проблем методологией различных видов трансдисциплинарности, называется школой (от лат. schola). Поэтому каждый вид трансдисциплинарности позволяет приобрести уникальный опыт в различных сферах деятельности людей – образовательной, академической, управленческой и т.д. В качестве примера развития трансдисциплинарности в направлении самостоятельной научной дисциплины (трансдисциплинарность–4), можно привести Русскую школу трансдисциплинарности [40]. Примером развития трансдисциплинарности в направлении поиска формальной взаимосвязи отдельных дисциплин (Трансдисциплинарность–1) являются Американская школа трансдисциплинарности [41], Швейцарская школа трансдисциплинарности [42] и Китайская школа трансдисциплинарности [43]. Французская школа трансдисциплинарности отдаёт предпочтение более тесной внутренней связи с личным опытом исследователя, а также, использованию генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение (Трансдисциплинарность–2,3) [44].

Информация о школах трансдисциплинарности во многом условна, и в последние годы динамично меняется. Это связано с тем, что процесс становления философии и методологии различных видов трансдисциплинарности в настоящее время корректируется параллельным широкомасштабным внедрением трансдисциплинарности в систему высшего образования. Одним из примеров такого внедрения является Доклад «ARISE 2» (Advancing Research in Science and Engineering) [45], подготовленный весной 2013 года под эгидой Американской академии искусств и наук. В этом докладе речь идёт о выборе «локомотива», обеспечащего дальнейшее развитие американской науки и технологий. В команду его основных разработчиков (так называемый комитет) вошли более тридцати исследователей и управленцев из ведущих американских университетов и корпораций. Главную идею документа можно сформулировать так: технические науки должны развиваться в тесной связи с естественными, в том числе науками о жизни, взаимно обогащая друг друга. Столь же тесные связи должны существовать между ключевыми сферами их применения — инженерией и медициной.Авторы доклада ориентировались на достижение двух связанных целей. Одна из них — «переход от междисциплинарности к трансдисциплинарности». Междисциплинарность, по мысли авторов, подразумевает простое «заимствование» техник и методов из других областей науки, тогда как трансдисциплинарность предполагает «функциональный синтез методологий», создание на их основе совершенно новых исследовательских концепций. Вторая цель — развитие кооперации и усиление синергии между академией в широком смысле слова, государством и частным бизнесом.

Для достижения этих целей разработчики предлагают одиннадцать конкретных рекомендаций, выполнение которых поможет «усилить глобальное лидерство США в сфере науки и инноваций» и успешно ответить на «большие вызовы», прежде всего в таких областях, как здравоохранение, энергетика, экология и сельское хозяйство.

Одна группа рекомендаций связана с развитием и культивированием «массовой сети знаний»: для исследователей из разных областей науки должны быть максимально открыты возможности для совместной работы. Сюда же относится необходимость разработки новых аспирантских и постдокторских программ, построенных на принципах трансдисциплинарности. Другие рекомендации касаются финансовой стороны трансдисциплинарных исследований. Во-первых, формы их поддержки следует разнообразить — от выплаты грантов небольшим научным коллективам, промышленным лабораториям до финансирования крупных научных центров. Во-вторых, вся система управления в университетах должна быть сфокусирована на поддержке именно трансдисциплинарных исследований. В-третьих, административную политику рекомендуется периодически пересматривать и оптимизировать под углом упрощения научной отчетности, введения новых механизмов финансирования трансдисциплинарных проектов.

Для «максимизации и оптимизации обмена знаниями, ресурсами и людьми» между промышленностью и наукой следует наладить трансфер технологий и совершенствовать подготовку исследовательских кадров (в идеале ученые должны успешно вести разработки как в университетах, так и на базе производств). Авторы доклада обращают внимание на необходимость привлечения в США исследовательских талантов со всего мира, что требует корректировки иммиграционной политики и расширения национальными корпорациями R&D-программ, реализуемых непосредственно на американской территории [46].

В процесс внедрения трансдисциплинарности в систему высшего образования вовлечены не только известные университеты нового и старого света. Заслуживают внимания перспективы внедрения трансдисциплинарности в африканских университетах [47].

Следует отметить, что с подобными предложениями Институт трансдисциплинарных технологий дважды, в 2007 и 2011 году, обращался к соответствующим госструктурам России. Осенью 2007 года была подготовлена аналитическая записка «О целесообразности привлечения новых научных подходов к решению сложных многофакторных государственных проблем». В мае 2011 года было направлено предложение на имя президента Фонда «Сколково», Ф.В. Вексельбергу и Вице-президенту Фонда «Сколково» и Главному управляющему директору по образованию и исследованиям О.Б. Алексееву «О целесообразности создания трансдисциплинарного исследовательского центра (ТИЦ) в структуре негосударственного международного технологического предпринимательского университета «Сколково». С учётом того, что Русская школа трансдисциплинарности уже обладает трансдисциплинарной методологией и практическимопытом решения сложных многофакторных проблем в области здравоохранения, энергетики, экологии, экономики, образовании и т.д., то практическая реализация этих предложений смогла бы составить основу здоровой конкуренции между разными мировыми школами трансдисциплинарности.

Ссылки к разделу:

34. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. // Министерство образования и науки Российской Федерации. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://obrzakon.ru/documents/opendoc/id/1073/cat_id/78 (дата обращения: 04.06.2016).

35. Проект учебной программы по дисциплине: «Методология трансдисциплинарности-4» // Институт трансдисциплинарных технологий, 2011. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL: http://td-science.ru/images/kart/uchebn_progr.pdf (дата обращения: 01.09.2018).

36. Киященко Л.П., Гребенщикова Е.Г. Современная философия науки: трансдисциплинарные аспекты, учеб. пособие. –М.: МГМСУ, 2011. –172 с.

37. Мокий В.С., Лукъянова Т.А. Инструменты интеграции дисциплинарных знаний в трансдисциплинарном исследовании // Материалы конференции «INTEGRATION IN INTER- AND TRANSDISCIPLINARY RESEARCH: Forging Collective Concepts, Methods and Practices - Changing Structures» (19-21 November 2009, Berne.) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа : URL: http://www.anoitt.ru/cabdir/materials_ru.php  (дата обращения: 01.09.2016).

38. Проект Российского Центра Трансдисциплинарных Исследований (РЦТИ), 2010. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://td-science.ru/images/kart/project/edu.pdf (дата обращения: 01.09.2016).

39. Круглый стол «синергетика: перспективы, проблемы, трудности» // Сайт С.П. Курдюмова / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://spkurdyumov.ru/none/sinergetika-perspektivy-problemy-trudnosti/  (дата обращения: 04.06.2016).

40. Русская школа трансдисциплинарности: информационный портал «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL: http://td-science.ru/index.php/russkaya-shkola  (дата обращения: 01.09.2016).

41. Институт комплексных проблем Санта Фе (США, штат Нью-Мексико). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:: The Santa Fe Institute. URL: http://www.santafe.edu/about/mission-and-vision/ (дата обращения: 04.06.2016).

Academy of Transdisciplinary Learning & Advanced Studies (TheATLAS). TheATLAS. URL: http://www.theatlas.org/index.php (дата обращения: 04.06.2016).

42. Network for Transdisciplinary in sciences and humanities. Swiss Academies of Arts and Sciences. URL:http://www.transdisciplinarity.ch/ (дата обращения: 04.06.2016).

43. Государственные программы по развитию науки и техники (Пекин 2008).

[Электронный ресурс]. The National Basic Research Program. URL: http://www.973.gov.cn/English/Index.aspx

http://russian.china.org.cn/china/archive/China2006/txt/2006-12/06/content_2279098.htm(дата обращения: 04.06.2016).

44. International Center for Transdisciplinary Research. CIRET. URL:http://nicol.club.fr/ciret/ (дата обращения: 04.06.2016).

45. Доклад «ARISE 2» (Advancing Research in Science and Engineering). American academy of arts and sciences. URL:https://www.amacad.org/multimedia/pdfs/publications/researchpapersmonographs/arise2.pdf. (дата обращения: 06.06.2016).

46. Развитие науки и технологий: опыт США / Высшая школа экономики Национальный исследовательский университет / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL: http://www.hse.ru/news/ev/83641955.html (дата обращения: 04.06.2014).

47. Concepts and principles of Trans-disciplinarity, Systems Thinking and Innovation in African Universities. The African technology Policy Studies Network (ATPS). URL: www.atpsnet.org/Files/TD_Training-Nsukka_Urama_paper.pdf (дата обращения: 04.06.2016).

Дата последнего обновления информации на портале

cal  08.11.2018

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2018
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна