Раздел 5 - Трансдисциплинарность науки и трансдисциплинарная наука

loРазличное понимание термина трансдисциплинарность, а также множество её видов способствовали появлению сходных на первый взгляд понятий: трансдисциплинарность науки и трансдисциплинарная наука.

Термин трансдисциплинарность науки означает предрасположенность  моно и междисциплинарных знаний к синтезу. Такой синтез знаний позволяет описать сложный объект на разных уровнях его организации. При этом с позиции монодисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов унификация всех областей знаний и их сведение к представлениям об объекте какой-либо одной науки – не приветствуется.  Такое сведение разрушило бы принцип равноправия и важности каждой научной дисциплины. Поэтому термин «трансдисциплинарность науки» зачастую употребляют в отношении видов трансдисциплинарности 1, 2, 3.

Термин трансдисциплинарная наука обозначает методологию исследования сложного объекта, как естественного фрагмента Единой окружающей среды. В этом случае унификация (единообразие) всех областей знаний и их редукция (сведение) к представлениям об объекте одного научного направления «Трансдисциплинарность-4», приветствуется. Мало того, редукция необходима. Эта необходимость была закреплена в итоговом документе Симпозиума по трансдисциплинарности, прошедшего под эгидой ЮНЕСКО в 1998 году в Руайомонском аббатстве (Париж, Франция): «Мультидисциплинарный и междисциплинарный подходы не являются средствами эффективной защиты от продолжающейся в настоящее время фрагментации знаний, поскольку, через простое сопоставление или сборку дисциплинарных подходов, они не достигают той глубины «интеграции» фундаментального единства, лежащего в основе всех форм знания. Их концептуальные и методологические инструменты должны быть переосмыслены. Трансдисциплинарность изначально задумана как мета-методология, поэтому трансдисциплинарной подход принимает в качестве объекта именно те разные методики различных дисциплин, только для того, чтобы «преобразовать» и «превзойти» их».

Важно отметить, что эти термины не противопоставляются друг другу, так как каждый из них предполагает собственную картину мира и, как следствие, о специфическую методологиях его познания.

Трансдисциплинарность науки, которую достаточно наглядно иллюстрирует системный подход, позволяет рассматривать мир, как самую большую, из известных науке, систем. Эта система состоит из материальных объектов, играющих роль её частей. Поэтому для методологии трансдисциплинарности науки достаточно целостной естественнонаучной картины мира и частнонаучных (специальных) картин мира. Эти картины позволяют выделить определённый класс объектов и подробно исследовать их отношения, зачастую, в силу правил моно и междисциплинарного моделирования, в отрыве от окружающей среды.

Трансдисциплинарная наука (системная трансдисциплинарность) рассматривает мир, как Единую упорядоченную среду. Эта среда не является системой, представляющей собой совокупность материальных объектов и их отношений. В такой среде системой является порядок, который обуславливает единство среды. Явления, объекты, процессы и их взаимодействия на всех уровнях такой среды являются той же самой средой, её естественными элементами, фрагментами. Для отображения Единой упорядоченной среды требуется принципиально иная общенаучная картина мира – трансдисциплинарная действительность. Познание трансдисциплинарной действительности нуждается в специальной, трансдисциплинарной методологии (системный трансдисциплинарный подход). Основой трансдисциплинарной методологии являются трансдисциплинарные модели пространственной, временной и информационной единицы порядка, изначально предназначеные для решения сложной многофакторной проблемы – объединения в одной системе научно-теоретических представлений и решений, получаемых интуитивно-практическим путём в условиях принципиальной неполноты и неопределённости информации об объекте.

 

Ссылки на литературу:

Кузнецова Л.Ф., Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. Минск. Книжный Дом. 2003. – 1280 с. (Мир энциклопедий).

Ровинский Р.Е., Развивающаяся Вселенная. – М.: Издательская группа URSS, 2007. – 192 с. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL:http://remrovinsky.com/books/universe/universe2007.pdf (дата обращения: 04.06.2019).

Transdisciplinarity: Stimulating Synergies, Integrating Knowledge Division of Philosophy and Ethics UNESCO, 1998. URL : http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001146/114694eo.pdf  (дата обращения: 20.06.2019).

Мокий В.С. Методология трансдисциплинарности-4. 2-е изд., испр. и допол. – Н.: АНОИТТ, 2014. – С.5 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL: http://td-science.ru/images/kart/td_metod_2017.zip (дата обращения: 01.09.2019).

Дата последнего обновления информации на портале

cal   17.09.2020

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2020
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web