Materials in English

Раздел 7 - Трансдисциплинарность науки и трансдисциплинарная наука

glРазличное понимание термина трансдисциплинарность, а также множество её видов способствовали появлению сходных на первый взгляд понятий: «трансдисциплинарность науки» и «трансдисциплинарная наука».

Термин «трансдисциплинарность науки» означает предрасположенность  моно и междисциплинарных знаний к синтезу. Такой синтез знаний позволяет описать сложный объект на разных уровнях его организации. При этом с позиции монодисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов унификация всех областей знаний и их сведение к представлениям об объекте какой-либо одной науки – не приветствуется [48].  Такое сведение разрушило бы принцип равноправия и важности каждой научной дисциплины. Поэтому термин «трансдисциплинарность науки» зачастую употребляют в отношении видов трансдисциплинарности №1, 2, 3.

Термин «трансдисциплинарная наука» обозначает методологию исследования сложного объекта, как естественного фрагмента Единой окружающей среды. В этом случае унификация (единообразие) всех областей знаний и их редукция (сведение) к представлениям об объекте одного научного направления «Трансдисциплинарность-4», приветствуется. Мало того, редукция необходима. Эта необходимость была закреплена в итоговом документе Симпозиума по трансдисциплинарности, прошедшего под эгидой ЮНЕСКО в 1998 году в Руайомонском аббатстве (Париж, Франция): «Мультидисциплинарный и междисциплинарный подходы не являются средствами эффективной защиты от продолжающейся в настоящее время фрагментации знаний, поскольку, через простое сопоставление или сборку дисциплинарных подходов, они не достигают той глубины «интеграции» фундаментального единства, лежащего в основе всех форм знания. Их концептуальные и методологические инструменты должны быть переосмыслены. Трансдисциплинарность изначально задумана как мета-методология, поэтому трансдисциплинарной подход принимает в качестве объекта именно те разные методики различных дисциплин, только для того, чтобы «преобразовать» и «превзойти» их» [49].

Следует отметить, что эти термины не противопоставляются друг другу, так как каждый из них предполагает собственную картину мира и, как следствие, о специфическую методологиях его познания. Так, например, «Трансдисциплинарность науки», которую достаточно наглядно иллюстрирует системный подход, позволяет рассматривать мир, как самую большую, из известных науке, систем [50]. Эта система состоит из материальных объектов, играющих роль её частей. Поэтому для методологии «трансдисциплинарности науки» достаточно целостной естественнонаучной картины мира и частнонаучных (специальных) картин мира. Эти картины позволяют выделить определённый класс объектов и подробно исследовать их отношения, зачастую, в силу правил моно и междисциплинарного моделирования, в отрыве от окружающей среды.

«Трансдисциплинарность, как научная дисциплина» рассматривает мир, как Единую упорядоченную среду. Эта среда не является системой, представляющей собой совокупность материальных объектов и их отношений. В такой среде системой является порядок, который обуславливает единство среды. Явления, объекты, процессы и их взаимодействия на всех уровнях такой среды являются той же самой средой, её естественными элементами, фрагментами. Для отображения Единой упорядоченной среды требуется принципиально иная общенаучная картина мира – трансдисциплинарная действительность. Познание трансдисциплинарной действительности нуждается в специальной, трансдисциплинарной методологии (системно-трансдисциплинарного подхода). Основой трансдисциплинарной методологии являются трансдисциплинарные модели пространственной, временной и информационной единицы порядка изначально предназначеные для решения сложной многофакторной проблемы – объединения в одной системе научно-теоретических представлений и решений, получаемых интуитивно-практическим путём в условиях принципиальной неполноты и неопределённости информации об объекте [51].

 

Ссылки к разделу:

48. Кузнецова Л.Ф., Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. Минск. Книжный Дом. 2003. – 1280 с. (Мир энциклопедий).

49. Ровинский Р.Е., Развивающаяся Вселенная. – М.: Издательская группа URSS, 2007. – 192 с. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL:http://remrovinsky.com/books/universe/universe2007.pdf (дата обращения: 04.06.2016).

50. Transdisciplinarity: Stimulating Synergies, Integrating Knowledge Division of Philosophy and Ethics UNESCO, 1998. URL : http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001146/114694eo.pdf) (дата обращения: 20.06.2016).

51. Мокий В.С. Методология трансдисциплинарности-4. 2-е изд., испр. и допол. – Н.: АНОИТТ, 2014. – С.5 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL: http://td-science.ru/images/kart/td_metod_2017.zip (дата обращения: 01.09.2018).

Дата последнего обновления информации на портале

cal  08.11.2018

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2018
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна