Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Раздел 7 - Системный трансдисциплинарный подход в классификации научных подходовПодходом называется совокупность способов и приёмов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром. Появление новых подходов обусловлено, прежде всего, целью исследований. В науке нет ограничений на число подходов. Главное чтобы они соответствовали существующему научному мировоззрению. Поэтому подходы появляются, совершенствуются и устаревают и исчезают вместе с развитием науки, научного мировоззрения, обусловливая успех или неудачу решения конкретных проблем. В своей массе научные подходы к познанию мира делятся на две группы. Подходы первой группы обеспечивают становление научного мировоззрения. К таким подходам относятся монодисциплинарные подходы академических научных дисциплин. Подходы второй группы расширяют горизонты сформировавшегося научного мировоззрения, а также обеспечивают весь спектр междисциплинарных взаимодействий в науке и практике. Ко второй группе относятся интер-дисциплинарные подходы (от лат. inter — среди), а именно: междисциплинарные, мультидисциплинарные и трансдисциплинарные подходы. Принадлежность подхода к определённой группе закрепляется в их определениях идентификационными признаками. Такими признаками являются: наличие картины мира, определяющей горизонты научного мировоззрения, приемов и способов научного исследования, а также уровень осознаваемой моральной ответственности за результаты и последствия профессиональной деятельности. В таком контексте научные подходы получили следующие определения: Дисциплинарный подход Дисциплинарный подход — это способ становления научного мировоззрения в рамках локальной картины мира, методологии и адекватного по своим объяснительным возможностям языка, формирующего основы осознаваемой моральной ответственности за результаты и последствия теоретического исследования и профессиональной деятельности. Для дисциплинарных подходов к пониманию объекта познанию характерна линейная логика. Линейной логике соответствует процесс, в ходе которого знания об объекте последовательно складываются сначала в предметы исследования, а затем и в его монодисциплинарный образ. Поэтому дисциплинарные подходы предназначены, прежде всего, для получения максимального количества знаний об объекте, выделения в объекте предметов исследования, а также формирования теоретических принципов и приемов монодисциплинарного исследования. Дисциплинарный подход занимает главное место в классификации научных подходов. Этот подход делает обычного человека специалистом в конкретной области. Например, биолог становится обладателем совокупности способов и приемов изучения живой природы. Дисциплинарный подход позволяет физику профессионально изучать свойство и строение материи. Психологу удается изучать процессы и закономерности психической деятельности. Дисциплинарный подход «нарезает» окружающий мир на отдельные предметные области. Обозначив эти области как «предмет своего исследования», дисциплинарный подход позволяет провести это исследование. Если решение проблемы выходит за рамки возможностей дисциплинарных подходов, то принято считать, что оно находится «на стыке научных дисциплин». Каждая дисциплина сильна, прежде всего, своим дисциплинарным образом «предмета исследования». Поэтому учёные стремятся сохранить этот образ, а также дисциплинарную методологию его исследования. Однако такое стремление, зачастую, превращает литературную метафору «стык дисциплин» в реальную непреодолимую границу «дисциплинарных коробок». В результате возникает диполь, обусловливающий накопление дисциплинарных знаний, с одной его стороны, и установление естественного ограничения полноты познания окружающего мира, с другой стороны. Выход из создавшегося положения был обозначен следующим тезисом – «если нельзя выйти за пределы дисциплинарной коробки, то можно расширить область применения дисциплинарной методологии». В свою очередь расширение области применения дисциплинарной методологии привело к появлению междисциплинарных и мультидисциплинарных научных подходов, которые составили следующие уровни классификации научных подходов. Процесс развития этих подходов привел к тому, что метафора «стык дисциплин» постепенно приобрела вид междисциплинарных и мультидисциплинарных коробок, каждая из которых на сегодняшний день имеет свои особенности решения, стоящих перед ними задач. Междисциплинарный подход Междисциплинарный подход — это способ расширения научного мировоззрения в рамках локальных картин мира, подразумевающий обогащение знаний, методологии и языка одной научной дисциплины за счет знаний, методологии и языка другой научной дисциплины, формирующий моральную ответственность за результаты и последствия профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками взаимодействующих дисциплин. Междисциплинарные подходы ориентированы на поиск в объекте сходных предметных областей. Наличие сходных предметных областей позволяет использовать методологию одной дисциплины для решения проблем другой дисциплины. Например, выводы о состоянии кровеносной системы биологических объектов делаются на основе давления — физической величины, характеризующей силу, приложенную к единице площади. Поиск и практически полезное использование знаний сходных предметных областей в разных дисциплинах привел к формированию множества междисциплинарных подходов, реализованных в бинарных дисциплинах: биофизика, геофизика и т. п. Главным идентификационным признаком междисциплинарных подходов является установление подчиненности между взаимодействующими дисциплинами. «Ведущей» дисциплиной является та дисциплина, которая формирует проблематику и цели междисциплинарного исследования, а также, с позиции которой проводится окончательная трактовка результатов междисциплинарного исследования. «Ведомая» дисциплина предоставляет для этого исследования лишь свой методологический аппарат. Так, например, биофизика исследует живое с точки зрения физических процессов, происходящих в нем. Физическая химия объясняет химические явления и устанавливает их закономерности на основе общих принципов физики и т. п. В большинстве случаев междисциплинарный подход предназначен для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности. Мультидисциплинарный подход Мультидисциплинарный подход — это способ расширения научного мировоззрения в рамках локальных картин мира, подразумевающий совместное (параллельное) использования знаний, методологий и языков научных дисциплин, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками взаимодействующих дисциплин. Мультидисциплинарные подходы позволяют осуществить поиск сочетания не только сходных предметных областей, но и тех из них, которые не имеют сходства, но существенны для исследуемого объекта. Поэтому в рамках мультидисциплинарных подходов появилась возможность исследовать один и тот же объект методологией различных дисциплинарных и междисциплинарных подходов. На этом основании мультидисциплинарные исследования определяются как исследования, проводимые в рамках нескольких дисциплин и преследующие несколько самостоятельных целей, но объединенных единым целевым контекстом. По своей сути, мультидисциплинарные подходы во многом подобны методу экспертных оценок или методу экспертных групп. Успешность этих методов гарантируется консенсусом мнений глубоко интегрированных ученых, представляющих различные дисциплины. В свою очередь, консенсус обусловлен компромиссами, достигаемыми в рамках норм профессиональной и деловой этики. Главными идентификационными признаками мультидисциплинарных подходов являются: наличие целевого контекста исследования, не принадлежащего какой-то одной дисциплине, а также консенсуса и компромиссов, обусловливающих интерсубъективный (принимаемый большинством) результат исследования объекта или решения проблемы. В мультидисциплинарном подходе переноса методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит. Все дисциплины продолжают оставаться в своих коробках. Например, с точки зрения мультидисциплинарного подхода, человека следует рассматривать, как сложный объект, отличающийся от других объектов рядом особенностей (анатомическими, химическими, психологическими, психическими, физиологическими и т. д.). Для изучения этих особенностей применяются только, соответствующие им, дисциплинарные подходы и методы. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного подхода, удается найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. А это, в свою очередь, позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования. Накопление результатов междисциплинарных исследований в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин, например, таких, как физико-химическая биология, экология. Своё практическое применение мультидисциплинарный подход нашел, прежде всего, в работе экспертных групп. Он выглядит предпочтительнее других подходов, в ситуации, когда для решения дисциплинарной проблемы требуется учесть множество известных факторов, являющихся предметом исследования других дисциплин. Благодаря этому свойству современные научные дисциплины и их «междисциплинарные дополнения» существенно расширили свои практические возможности и приблизились к достаточной полноте знаний. Но, так же как и в междисциплинарных исследованиях, в мультидисциплинарных исследованиях, интерпретация полученных дисциплинарных результатов производится с позиции «ведущей» дисциплины. Поэтому мультидисциплинарный подход способствует накоплению дисциплинарных и междисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета исследования. Практическая значимость мультидисциплинарного подхода настолько высока, что зачастую его сравнивают с трансдисциплинарным подходом. Однако, это не так. Трансдисциплинарный подход использует лишь знания, сформированные и накопленные дисциплинарными, междисциплинарными и мультидисциплинарными подходами. Трансдисциплинарный подход Трансдисциплинарный подход — это способ расширения научного мировоззрения в рамках картины целого мира, подразумевающий интеграцию знаний и методологий научных дисциплин, формирующий осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками общепринятой научной парадигмы. В отсутствии строгих идентификационных признаков трансдисциплинарность, зачастую, воспринимается как особый тип научных исследований, который идет через, сквозь границы многих дисциплин, выходя за их пределы, что следует из смысла самой природы приставки «транс». Однако, призывы двигаться через и сквозь границы многих дисциплин без соответствующей концепции и методологии, вызывают справедливый скепсис у приверженцев академических научных дисциплин. Под напором этого скепсиса отдельные виды трансдисциплинарных подходов начали использовать синтез линейных логик, присущих монодисциплинарным подходам. Такие виды трансдисциплинарных подходов наглядно проявляются во взаимодействии учёных — носителей мировоззрения научных дисциплин в рамках междисциплинарного и мультидисциплинарного подходов, допускающих субъективный контекст в интерпретации дисциплинарных знаний и результатов использования дисциплинарных методов. Именно по этой причине трансдисциплинарность стала отказываться от установления какой-либо общей теоретической структуры. Она начала призывать к большей рефлексивности, открытости для взаимодействия с другими методологиями и практиками и готовности уступить место другим подходам, если они будут более адекватны современным вызовам. Такая трансдисциплинарность играет роль «слабой» трансдисциплинарности, а её разнообразные виды, по сути, сблизились с мультидисциплинарными подходами. Ссылки на литературу: Мокий В. С. Основы трансдисциплинарности. – Н.: ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года, 2009. – 368 с. Мокий В. С. Трансдисциплинарная философия ноуменального мира. – Н.: АНОИТТ, 2011.С.2-13 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://td-science.ru/images/kart/td_noumen_2017.zip (дата обращения: 01.09.2019). Парменид, 142е-143. Электронная библиотека античной философии / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Platon/parm.php (дата обращения: 10.09.2019). Плотин. «Эннеады» перевод с греческого языка под редакцией профессора Г. В. Малеванского и др. (часть переводов с английского перевода Маккена) VI.4 «О том, что единое, тождественное, сущее везде, во всём, во всей целости присутствует» (8) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.magister.msk.ru/library/babilon/greek/plotin/plotin1r.htm (дата обращения: 09.09.2019). Плотин, Избранные трактаты в 2-х томах, М.: РМ, 1994, Т.1. V5 «О том, что ноумены не вне ума, и о благе» (4). — С.70. Smuts, Jan Christiaan. Holism and evolution. New York, The Macmillan company Publ. 1926. 388 p. Плотин, Избранные трактаты в 2-х томах, М.: «РМ», 1994, том первый, V 9. «Об уме, идеях и о сущем» (9). — С.122. Мокий В.С. Методология трансдисциплинарности-4. 2-е изд., испр. и допол. – Н.: АНОИТТ, 2014. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://td-science.ru/images/kart/td_metod_2017.zip (дата обращения: 01.09.2019). Мокий М. С., Мокий В. С., Никифоров А. Л. История и философия экономической науки. Философия и методология экономической науки., учеб. пособие. М.: ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», Серия «Путь в науку», 2010. – 219 с. |
Дата последнего обновления информации на портале03.12.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web