Materials in English

Раздел 9 - Системно-трансдисциплинарный подход в классификации научных подходов

glПодходом называется совокупность способов и приёмов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром. Появление новых подходов обусловлено, прежде всего, целью исследований. В науке нет ограничений на число подходов. Главное чтобы они соответствовали существующему научному мировоззрению. Поэтому подходы появляются, совершенствуются и устаревают и исчезают вместе с развитием науки, научного мировоззрения, обусловливая успех или неудачу решения конкретных проблем. Если в качестве критерия классификации научных подходов выбрать степень полноты познания окружающего мира, то все подходы можно свести к четырём основным видам: дисциплинарный подход, междисциплинарный подход, мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход и трансдисциплинарный системный подход. В своей массе, подходы к познанию мира делятся на два вида: на те, которые обеспечивают становление научного мировоззрения (дисциплинарные), и на те, которые обеспечивают расширение сформировавшегося научного мировоззрения (интердисциплинарные).

 

Дисциплинарный подход

Главное место в классификации подходов занимает дисциплинарный подход. Этот подход делает обычного человека специалистом в конкретной области. Например, биолог становится обладателем совокупности способов и приемов изучения живой природы. Дисциплинарный подход позволяет физику профессионально изучать свойство и строение материи. Психологу удается изучать процессы и закономерности психической деятельности. Дисциплинарный подход «нарезает» окружающий мир на отдельные предметные области. Обозначив эти области как «предмет своего исследования», дисциплинарный подход позволяет провести это исследование. Если решение проблемы выходит за рамки возможностей дисциплинарных подходов, то принято считать, что оно находится «на стыке научных дисциплин».

Каждая дисциплина сильна, прежде всего, своим дисциплинарным образом «предмета исследования». Поэтому учёные стремятся сохранить этот образ, а также дисциплинарную методологию его исследования. Однако такое стремление, зачастую, превращает литературную метафору «стык дисциплин» в реальную непреодолимую границу «дисциплинарных коробок». В результате возникает диполь, обусловливающий накопление дисциплинарных знаний, с одной его стороны, и установление естественного ограничения полноты познания окружающего мира, с другой стороны. Выход из создавшегося положения был обозначен следующим тезисом – «если нельзя выйти за пределы дисциплинарной коробки, то можно расширить область применения дисциплинарной методологии». В свою очередь расширение области применения дисциплинарной методологии привело к появлению междисциплинарных и мультидисциплинарных научных подходов, которые составили следующие уровни классификации научных подходов. Процесс развития этих подходов привел к тому, что метафора «стык дисциплин» постепенно приобрела вид междисциплинарных и мультидисциплинарных коробок, каждая из которых на сегодняшний день имеет свои особенности решения, стоящих перед ними задач [53, с. 27].

 

Междисциплинарный подход

Особенность междисциплинарного подхода состоит в том, что он допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. Например, кровеносная система организма схожа с системой трубопроводов технического объекта. Эта обстоятельство позволяет биологу исследовать кровеносную систему организма, методом, который применяется в физике для описания движения жидкости по трубам. В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» – биофизика, использующая междисциплинарный подход. По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные дисциплины. Продолжая пример с биологией, можно продолжить список таких междисциплинарных дисциплин – биохимия, биомеханика, социобиология, бионика, а также многие другие. Однако использование «чужой» дисциплинарной методологии редко приводит к изменению дисциплинарного образа предмета исследования. Иными словами, несмотря на то, что работа кровеносной системы была хорошо описана при помощи методов физики, для биолога - человек так и остался одним из биологических видов, состоящим из клеток, тканей и органов. Биологический образ человека не превратился в образ киборга, имеющего в своем теле разветвленную систему трубопроводов. Следует отметить, что, для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, как это было в приведенном примере, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности [54, с. 29].

 

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход стремится использовать обобщенную картину предмета исследования, по отношению к которой все ее дисциплинарные картины предстают в качестве ее частей. Поэтому в мультидисциплинарном (полидисциплинарном) подходе, переноса методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит. Все дисциплины продолжают оставаться в своих коробках. Например, с точки зрения мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода, человека следует рассматривать, как сложный объект, отличающийся от других объектов рядом особенностей (анатомическими, химическими, психологическими, психическими, физиологическими и т.д.). Для изучения этих особенностей применяются только, соответствующие им, дисциплинарные подходы и методы. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода, удается найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. А это, в свою очередь, позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования. Накопление результатов междисциплинарных исследований в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин, например, таких, как физико-химическая биология, экология.
Свое практическое применение мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход нашел, прежде всего, в работе экспертных групп. Он выглядит предпочтительнее других подходов, в ситуации, когда для решения дисциплинарной проблемы требуется учесть множество известных факторов, являющихся предметом исследования других дисциплин. Благодаря этому свойству современные научные дисциплины и их «междисциплинарные дополнения» существенно расширили свои практические возможности и приблизились к достаточной полноте знаний. Но, так же как и в междисциплинарных исследованиях, в мультидисциплинарных исследованиях, интерпретация полученных дисциплинарных результатов производится с позиции «ведущей» дисциплины. Поэтому мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход способствует накоплению дисциплинарных и междисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета исследования. Практическая значимость мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода настолько высока, что зачастую его сравнивают с трансдисциплинарным подходом. Однако, это не так. Трансдисциплинарный системный подход использует лишь знания, сформированные и накопленные дисциплинарными, междисциплинарными и мультидисциплинарными (полидисциплинарными) подходами [55, с. 30].

 

В заключение можно констатировать, что термин «система», применяющийся в дисциплинарных и междисциплинарных мультидисциплинарных (полидисциплинарных) подходах для выделения, в окружающем мире, объекта исследования, имеет ряд очевидных трудностей, при исследовании самого окружающего мира. Так, например, с позиции равновесной или классической термодинамики, объекты, представляющие собой изолированные системы, не обменивающиеся с внешней средой энергией и/или веществом, и находящихся при этом в состояниях, близких к равновесным, ожидала «тепловая смерть». С позиции неравновесной термодинамики, разработанной Пригожиным, и руководимой им брюссельской школой термодинамики, все разномасштабные развивающиеся системы, изучаемые в разных научных дисциплинах, являются открытыми неравновесными системами. Это означает, что все такие системы в той или иной степени взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь с ней энергией и/или веществом. Но и в той и в другой позиции сам окружающий мир оставался «за скобками» исследований. От него можно изолировать систему, либо начать обмениваться с ним энергией и/или веществом, но что такое сам окружающий мир? Ограничивается ли обмен системы с окружающим миром веществом и энергией или в состав обмена входят законы, закономерности и программы, благодаря которым открытые неравновесные системы обретают самоорганизацию?..

 

Трансдисциплинарный системный подход

Философия различных видов трансдисциплинарного системного подхода начинается с разных «исходных позиций». В частности, в трансдисциплинарности-4 познание трансдисциплинарной действительности начинается с «первого, абсолютно простого начала», или проще, с понимания образа Единого, которое, по мнению древнегреческих философов, предшествовало Бытию [56]. Существенные результаты понимания Единого были достигнуты в своё время древнегреческим философом Платоном и античным философом Плотином.

Так существующее Единое у Платона есть система, которая представляет собой Целое, а «Единое» и «бытие» – её части:

«…каждая из этих частей в свою очередь содержит и Единое и бытие, и любая часть, опять-таки, образуется, по крайней мере, из двух частей; и на том же основании всё, чему предстоит стать частью, всегда точно таким же образом будет иметь обе эти части, ибо Единое всегда содержит бытие, а бытие - Единое, так что оно неизбежно никогда не бывает Единым, коль скоро оно всегда становится двумя. Поэтому существующее Единое представляет ли собой бесконечное множество?» [57].

В результате, Платоновская система меряется числом, объединяющим ею частей (их множеством).

У Плотина существующее Единое также является системой. Однако в такой системе нет частей, а есть фрагменты того же самого первоединого, которые объединены в нём, особым порядком.

«…И так, когда вы говорите, что, то Единое сущее есть во многом, то не представляйте себе дела так, что само Единое превращается во многое, но возводите множество к единству, и то единое созерцайте как нераздельное целое во всём этом множестве» [58].

Следовательно, «Плотиновская» система – это порядок, обусловливающий единство фрагментов существующего самого-единого. В свою очередь, Плотиновская система меряется трансдисциплинарной «единицей порядка», о которой Плотин говорит иносказательно:

«… единицы (составляющие двоицу) суть единицы лишь по участию в той первой единице и тем и отличаются от неё; потом, сама двоица, насколько она – одна (то есть представляет одно число), тоже участвует в единстве, но не всегда одинаковым образом, ибо, например, один дом есть совсем иное единство, чем одна армия; выходит, что двоица не тождественна с первой единицей ни по своему бытию или происхождению (как отвлеченное число), ни по смыслу количественного обозначения (как именованное число). Можно спросить ещё: так как «пять» представляет одну сумму единиц, а «десять» – другую, то тождественно ли единство «пяти» с единством «десяти» или нет? На это ответим: если при сравнении малого корабля с большим, одного города с другим, одной армии с другой принимается во внимание одинаковое единство (то есть, одна и та же единица меры), то оно и будет принадлежать обоим этим числам, а если его не будет в первом случае, то не будет и во втором» [59].

Философия древней и античной Греции оказала большое влияние на науку. В этой связи наиболее важным влиянием Платона и Плотина следует усматривать в закладке основ системного мышления и системного подхода к познанию окружающего мира. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Платоновское понимание системы, оформленное в 1926 году южноафриканским философом Я.Смэтсом как «принцип целостности» [60], более известного как «холизм», послужило основой  «аналитической», расчленяющей мир философии и адекватной ей дисциплинарной науки. Именно с помощью аналитической (дисциплинарной) науки, измышляя, подтверждая или опровергая гипотезы, современное человечество получило многочисленные фундаментальные знания о человеке, природе и космосе. Поэтому именно холизм составил теоретическую основу трансдисциплинарности №1, 2, 3.

В свою очередь, Плотиновское понимание системы послужило основой для философии органического единства, взаимосвязанности и взаимозависимости всех фрагментов мира в процессе их коэволюционного развития, и, следовательно, основой действительно трансдисциплинарного подхода в науке. Познавать сущее, был убеждён Плотин, следует при помощи поиска «единства в себе» или, по крайней мере, «той наукой, которая сама зиждется на едином и единстве» [61]. В таком контексте о творчестве Плотина нельзя говорить, как о неоплатонизме. Скорее его следует называть «плотинизмом», а трансдисциплинарность-4, существенно развившая взгляды Плотина на Единое – «неоплотинизмом». Именно в продолжение развития взглядов Плотина в концепции трансдисциплинарности-4, Мир является Единой упорядоченной средой (One Orderly Medium). Элементами единой упорядоченной среды (ЕУС) являются: совокупность причин и следствий ее существования; общих и частных закономерностей и законов; явлений, объектов и процессов, а также их свойств, связей и взаимодействий на любом уровне реальности. В рамках этой лингвистической формулы единая среда выступает в роли единственной (всеобщей) среды. Применительно к такой среде, множественность принципиально возможных сред, в том числе и объектов, требующих осмысления и исследования, будет рассматриваться не иначе, как совокупность её естественных фрагментов [62, с. 34]. В таком образе трансдисциплинарная единая упорядоченная среда близка картине мира в квантовой физике, в которой мир представляет собой единую колеблющуюся среду, а его объекты являются сгущениями этой среды.

Быть естественным фрагментом – означает иметь ряд атрибутов, признаков, свидетельствующих о его органической принадлежности к ЕУС, но теряющих смысл при его принципиально независимом существовании. Каждый естественный фрагмент имеет подобные принципы внутреннего устройства, тождественные порядку, обусловливающему единство упорядоченной среды. Форма организации единого мира и его фрагментов предопределяет наличие атрибутов этого порядка на всех уровнях трансдисциплинарной действительности. Единственность порядка, единство системы позволяют не искать элементы, отношения и связи, присутствующие в объекте, а заранее предполагать их наличие и организующее влияние на объект. В результате объект не только познаётся, но одновременно с этим формируется понимание его истинного места и роли в едином мире.

В концепции трансдисциплинарности каждый фрагмент единого мира или, проще говоря, всякая его область, имеющая естественные физические и/или логические границы, изначально рассматривается, как «упорядоченная среда», к исследованию которой можно применить одни и те же принципы, подходы и модели. Среда естественного фрагмента, в отличие от ЕУС, трактуется, как уникальная упорядоченная среда. Уникальной упорядоченной средой являются: атом и Галактика, банк и государство, опушка леса и автомобиль, человек и идея, предприятие и технология [63, с. 35].

Одним их основных атрибутов единой упорядоченной среды и каждой уникальной упорядоченной среды является потенция (от лат. potentiа – скрытая сила, возможность). Потенция единой упорядоченной среды это скрытая сила, присутствующая в ней естественным образом. Потенция искусственных упорядоченных сред (объектов) закладывается человеком. Потенция, как скрытая сила, проявляется и преобразуется при определённых условиях. Например, потенция, присутствующая в зерне или в двигателе внутреннего сгорания, проявится, и будет преобразовываться при определённых (естественных или искусственных) условиях.

Утверждение «обладает потенцией» в данном случае имеет отношение к внутреннему устройству ЕУС, благодаря которому она способна существовать и проявлять своё состояние, различающее напряженностью и устремлённостью. Причины внутреннего устройства ЕУС и, следовательно, причины, объясняющие наличие потенции, удалось выявить посредством приложения моделей трансдисциплинарных единиц порядка к интерпретации представлений древнегреческих философов о ноуменальном (умопостигаемом) мире, предшествующему, по их мнению, миру чувственно-материальному [64, с. 8]. В результате суть фундаментальных научных понятий удалось привязать к универсальному внутреннему устройству ЕУС. В свою очередь,  это позволило изложить формулировки понятий  в виде лингвистических формул и логико-геометрических моделей, максимально приближающих их суть к однозначному толкованию, в том числе и при их использовании в других научных дисциплинах. Это обстоятельство необходимо учитывать при первоначальном знакомстве с обновлёнными формулировками этих понятий.

Распознаванию ЕУС способствуют её атрибуты – форма и содержание, имеющие объективный характер. В соответствии с логикой трансдисциплинарности-4, форма ЕУС является способом существования её многогранного (всестороннего) содержания, и, следовательно, также должна быть многогранной (всеохватывающей). Именно многогранность формы обусловливает «всестороннюю упорядоченность содержания, его внутреннюю связь и порядок». Благодаря многогранности формы и многогранности содержания, ЕУС обретает естественные физические и/или логические границы, являющиеся необходимыми условиями её существования в статусе единой и/или уникальной среды.

Лингвистические формулы основных фрагментов формы представлены следующими базовыми понятиями:

Пространство – это форма существования потенции ЕУС;

Информация – это форма проявления потенции ЕУС;

Время – это форма преобразования потенции ЕУС;

Система – это форма организации пространства, времени, информации и их взаимодействия (универсальный порядок, обусловливающий единство ЕУС).

В свою очередь, основные фрагменты содержания представлены базовыми понятиями, лингвистические формулы которых, выглядят следующим образом:

Функция – это способность потенции ЕУС воплощаться в строго определенные процессы;

Энергия – это способность потенции ЕУС совершать конкретную работу в строго определенных процессах;

Развитие – это способность потенции ЕУС направлено преобразоваться в определённых процессах;

Цель – это способность ЕУС сохранять единство в процессе преобразования собственной потенции.

Так как речь идёт о единой упорядоченной среде, то трансдисциплинарные базовые понятия, раскрывающие многогранность формы и многогранность содержания, представлены единым блоком. В таком блоке, смысл формулировок каждого понятия вытекает «один из другого» и продолжается «один в другом», проявляя их причинно-следственные связи [65, с. 36].

В отношении сути лингвистических формул трансдисциплинарных понятий важно принимать во внимание, что материя и энергетические процессы единого мира ассоциируются с проявленной и преобразующейся потенцией ЕУС. Следовательно, эти формулы и эти формы в материальном мире, как предполагал Г. Гельмгольц, «могут играть роль  «последних причин» действующих по неизменному закону, т.е. в любое время при одинаковых внешних условиях оказывающих одинаковое действие».

Каждая научная дисциплина имеет в своём основании блок базовых понятий, отвечающий принципу их необходимости и достаточности. Блок трансдисциплинарных базовых понятий, также, отвечает этому принципу. Однако, данном случае, смысл трансдисциплинарных базовых понятий может иметь не прямую, а ассоциативную связь с соответствующими понятиями, несколько иначе трактующимися, в других научных дисциплинах. Например, «Развитие (трансдисципл.) – способность потенции ЕУС проявляться и направлено преобразоваться в определённых процессах», непосредственно ассоциируется с «Развитие (философ.) – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство». В других дисциплинах развитие, трактуется как процесс. Например, «Развитие (биолог.) – процесс тесно связанных количественных и качественных преобразований особей»; «Развитие (общ.) – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное». В данном случае, развитие, как процесс преобразования, является производным от способности общего состояния ЕУС направленно преобразовываться. Таким образом, ассоциативная связь различных формулировок одного понятия соблюдается. Такое же требование предъявляется к понятиям, не вошедшим в блок базовых понятий. Это не значит, что они менее важные. Это значит, что они являются атрибутами или следствиями трансдисциплинарного блока базовых понятий.

Анализируя блок базовых понятий, появляется возможность точно определить «систему координат», которую использует исследователь: уникальную – дисциплинарную, или универсальную – трансдисциплинарную. Таким образом появляется возможность не противопоставлять, а осознанно подбирать базовый блок понятий, «систему координат» необходимые для решения конкретной исследовательской или практической задачи.

В практически полезных целях, ЕУС и уникальные упорядоченные среды рассматриваются, как «единый функциональный ансамбль» (One Functional Ensemble). Единый функциональный ансамбль (ЕФА) бывает трёх видов.

К первому виду относится природный функциональный ансамбль (ПФА). Его представителями являются все естественные природные объекты – атомы и галактики; экосистемы и природные ландшафты; растения, животные и люди.

Искусственный функциональный ансамбль (ИФА) представляют объекты, созданные человеком – от МКС (международной космической станции) до АЭС, от компьютера до гвоздя.

И, наконец, смешанный функциональный ансамбль (СФА) представляют «объекты цивилизации» – от квартиры до города, от территориально-промышленного комплекса до государства.

Природные функциональные ансамбли (ПФА) и, в большей части, смешанные функциональные ансамбли (СФА) являются, с точки зрения современной науки, «открытыми системами». Развитие этих систем во многом зависит от многофакторного влияния внешней среды и собственного состояния, сложившегося на момент принятия решения. А, так как методами дисциплинарного и междисциплинарного системных подходов учесть влияние всех принципиально возможных факторов не удаётся, то проблемы, с участием ПФА и СФА, представляются в науке наиболее сложными и, зачастую, неразрешимыми. Несмотря на наличие методологической возможности решения подобных проблем с помощью трансдисциплинарного системного подхода, всё же потребовалось введение дополнительных понятий, способных придать этой возможности необходимую убедительность. Достичь этой убедительности позволили такие понятия, как «истина» (Truth) и «правда»  (Reality).

В трансдисциплинарности-4 эти понятия имеют сугубо прагматичное значение. Трансдисциплинарной лингвистической формулой «истины» служит формулировка «истина – это всё то, как должно быть в действительности». А всё должно быть так, чтобы единый функциональный ансамбль (ЕФА), в процессе проявления и преобразования собственной потенции, сохранял единство и полностью раскрывал своё многогранное содержание. Такое общее состояние ЕФА называется истинным. Выражение «должно быть» относится не к будущему времени, а к организации мира в прошлом настоящем и будущем времени. В этой лингвистической формуле истина обладает объективностью, так как предопределённая упорядоченность мира не зависит от чувственных представлений человека о ней. Фактом своего наблюдения мира, человек может лишь повлиять на результаты собственных измерений, но отменить или изменить упорядоченность мира, а, следовательно, и объективное содержание истины, он не в состоянии.

Лингвистической формулой «правды» является формулировка: «правда – это всё то, как есть в действительности». Проще говоря, правда – это и есть реальная действительность или реальность. В реальной действительности ЕФА может иметь истинное состояние. В этом случае, говорят об истинной правде (одно из широко распространённых в русском языке, выражений). Однако в реальной действительности, под действием различных обстоятельств, ЕФА может не полностью сохранять единство или не до конца раскрывать своё многогранное содержание. Это проявляется, прежде всего, в изменении его основных свойств и не полностью реализованных способностях. Такое состояние ЕФА называется реальным [66. с. 62-63].

В контексте вышеприведённых рассуждений, появляется возможность говорить и об истинности граней формы и граней содержания ЕУС. Многогранная форма считается истинной, если она обеспечивает проявление, сохранение и преобразование (полное раскрытие) многогранного содержания ЕУС. С другой стороны, многогранное содержание считается истинным, если оно является следствием истинной многогранной формы. Следовательно, чтобы получить доступ к истинному многогранному содержанию ЕУС (содержанию уникальных упорядоченных сред), необходимо воспользоваться моделями основных граней формы. Методологически такой доступ осуществляется посредством использования трансдисциплинарной модели  единицы порядка или трансдисциплинарной системы. Для целей практического использования, трансдисциплинарная единица порядка реализована в специальные логико-геометрические модели её основных аспектов: пространственноговременного и информационного. В период с 1994 по 2000 годы была проведена успешная экспериментальная и фактологическая проверка этих моделей

 

Ссылки к разделу:

53. Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности. – Н.: ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года, 2009. – 368 с.

54. Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности. – Н.: ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года, 2009. – 368 с.

55. Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности. – Н.: ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года, 2009. – 368 с.

56. Мокий В.С. Трансдисциплинарная философия ноуменального мира. – Н.: АНОИТТ, 2011.С.2-13 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.anoitt.ru/tdbiblioteka/tdnoumen.php (дата обращения: 01.09.2016).

57. Парменид, 142е-143. Электронная библиотека античной философии / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Platon/parm.php  (дата обращения: 10.09.2016).

58. Плотин. «Эннеады» перевод с греческого языка под редакцией профессора Г. В. Малеванского и др. (часть переводов с английского перевода Маккена) VI.4 «О том, что единое, тождественное, сущее везде, во всём, во всей целости присутствует» (8) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.magister.msk.ru/library/babilon/greek/plotin/plotin1r.htm  (дата обращения: 09.09.2016).

59. Плотин, Избранные трактаты в 2-х томах, М.: РМ, 1994, Т.1. V5 «О том, что ноумены не вне ума, и о благе» (4). — С.70.

60. Smuts, Jan Christiaan. Holism and evolution. New York, The Macmillan company Publ. 1926. 388 p.

61. Плотин, Избранные трактаты в  2-х томах, М.: «РМ», 1994, том первый, V 9. «Об уме, идеях и о сущем» (9). — С.122.

62. Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности. – Н.: ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года, 2009. – 368 с.

63. Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности. – Н.: ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года, 2009.– 368 с.

64. Мокий В.С. Методология трансдисциплинарности-4. 2-е изд., испр. и допол. – Н.: АНОИТТ, 2014. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  URL: http://www.anoitt.ru/tdbiblioteka/tdmetodol.php (дата обращения: 01.09.2015).

65. Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности. – Н.: ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года, 2009. – 368.

66. Мокий М.С., Мокий В.С., Никифоров А.Л. История и философия экономической науки. Философия и методология экономической науки., учеб. пособие. М.: ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», Серия «Путь в науку», 2010. – 219 с.

(Рекомендовано Учебно-методическим объединением (УМО) вузов России по образованию в области экономики и экономической теории в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100 «Экономика» (магистратура) и экономическим специальностям). 220 с. ISBN 978-5-7307-0719-1

 

Дата последнего обновления информации на портале

cal  19.07.2018

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2018
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна