Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Раздел 9 - Краткие сведения о структуре методологии трансдисциплинарностиТермин «метод» [от греч. methodos] означает «путь к чему-либо». По сути, метод это приём, способ, образ действия. В науке это способ описания окружающего мира. Говоря о методологии трансдисциплинарности следует иметь ввиду, что не все виды трансдисциплинарности являются способом расширения научного мировоззрения, находящим свою реализацию в формировании новой картины мира (картины трансдисциплинарной действительности). Некоторые её виды лишь совершенствуют существующее научное мировоззрение, предлагая новые возможности моделирования объектов, что также не маловажно. Например, для того чтобы излечить онкологического больного, необходимы инновационные результаты, которые достигаются совершенствованием научного мировоззрения в различных областях науки и техники. Но чтобы понять чем является онкологическое заболевание, и как не допустить его появления в биологической среде, для этого требуется именно расширение научного мировоззрения. Именно, только результаты расширения научного мировоззрения позволят познать объективные законы, обусловливающие возникновение подобных заболеваний, а также причины передачи их по наследству вопреки естественному правилу эволюции - закрепления положительных наследственных признаков. Важно отметить, что в системно-трансдисциплинарной картине мира (трансдисциплинарной действительности) антропоцентризм теряет своё особое значение, но появляется центризм Единого мира (Единой упорядоченной среды) – единоцентризм. В Едином мире истина – это то, как должно быть в действительности, чтобы сохранялось единство мира. Образно выражаясь, истина – это маркер мыслей и слов, действий и событий, объектов и их взаимодействий, законов и закономерностей, которые своим существованием сохраняют единство мира. Следовательно, истина является необходимым атрибутом единого мира и она всегда конкретна. Конкретность истины обусловливает всеобщий порядок или трансдисциплинарная система, представленная пространственной, информационной и временной единицами этого порядка. Этот базовый принцип системной трансдисциплинарной методологии (трансдисциплинарности-4) предполагает, что любые мнения и знания об окружающем мире могут быть истинными, если они обобщены соответствующей единицей порядка и не противоречат мнениям и знаниям, обобщённым в рамках двух оставшихся моделей единиц порядка, а те, в свою очередь, не нарушают единства мира. С такой позиции решение сложной многофакторной научной проблемы, состоящей из разного набора дисциплинарных факторов, или системное трансдисциплинарное исследование малоизученной области бытия, всегда начинается с осознания той же самой единственной истины, проявленной в соответствующем уровне (размерности), например, атомразмерном, человекоразмерном, звёздоразмерном, галактикаразмерном, так и в любой совокупности этих уровней. Осознание истины достигается посредством обобщения в рамках системных трансдисциплинарных моделей единиц порядка уже имеющихся научных знаний. Незаполненные признаки информации в системных трансдисциплинарных моделях позволяют изначально описать характер знаний, которые необходимо получить, и задать направление исследований примерно так, как это делали, в своё время, незаполненный ячейки таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. В результате, такая методология, особенно при решении сложных многофакторных проблем природы и общества, позволяет избежать принятия ошибочных решений, результаты которых могут иметь необратимые последствия для всех участников, вовлечённых в данную проблему. С примерами системного трансдисциплинарного обобщения дисциплинарной информации можно ознакомиться здесь. Применительно к трансдисциплинарности-4, методология системного трансдисциплинарного подхода – это способ понимания, познания и описания объекта в составе Единой упорядоченной среды; способ управления состоянием объекта и естественной среды его обитания. В соответствие с таким определением, методология трансдисциплинарности-4 реализуется в двух направлениях: – Получения новых знаний об окружающем мире. – Поиск решения сложных многофакторных проблем природы и общества. ________________________________________________________________________ - Получения новых знаний об окружающем мире подразделяется на два собственных направления: - Методология фундаментальных теоретических системных трансдисциплинарных исследований Это направление связанно с формированием и описанием подробной системной трансдисциплинарной картины мира (трансдисциплинарной действительности), начиная с ноуменального (умопостигаемого) мира античной философии (Платона, Аристотеля, Плотина) и кончая чувственно-материальным миром – классической и квантовой вселенной, а также, формированием, вытекающей из этой картины мира, сути принципов общенаучного мировоззрения, принципов научной этики. - Методология частно-научных (монодисциплинарных) теоретических системных трансдисциплинарных исследований Это направление связано с выявлением, описанием и исследованием уникальных пространственно-временных и иных механизмов управления элементами собственного функционального ансамбля объекта на различных уровнях действительности, но в рамках его единства; поиском их аналогов в объектах различной природы. ________________________________________________________________________ - Поиск решения сложных многофакторных проблем природы и общества также подразделяется на два собственных направления: - Методология адаптации монодисциплинарных знаний к системному трансдисциплинарному исследованию Это направление связано с составлением системной трансдисциплинарной классификации дисциплинарных знаний в рамках системных трансдисциплинарных параметрических таблиц. Эти таблицы позволяют: выявить принципы взаимодействия и взаимовлияния различных блоков информации одной дисциплины и блоков информации различных дисциплин в объекте системного трансдисциплинарного исследования; осуществить кратковременное и долговременное прогнозирование состояния этих блоков информации, а также, состояния всего объекта системного трансдисциплинарного исследования в естественных и специально созданных условиях окружающей среды. - Методология аппаратно-аналитического решения монодисциплинарных и сложных многофакторных проблем Это направление связано с обоснованием и выбором способов (системных трансдисциплинарных технологий) анализа, мониторинга состояния и управления устойчивым развитием объектов и процессов. В системе высшего образования при подготовке дисциплинарного специалиста методология системной трансдисциплинарности должна быть представлена в строго прагматической форме. Например, дисциплинарный специалист должен получить практические навыки в следующей последовательности этапов:
В завершение, дисциплинарный специалист должен научиться проводить анализ-риска предлагаемых мероприятий для развития самого объекта, для развития других объектов, входящих с ним в один функциональный ансамбль. Если методология трансдисциплинарности-4 исходит из концепции единоцентризма, т. е. ведёт своё начало от всеобщего порядка, обусловливающего единство трансдисциплинарной действительности, то методология других видов трансдисциплинарности скорее антропоцентрична, т.е. ведёт своё начало от способности человека познавать окружающий мир. Так, например, Л. П .Киященко считает одним из претендентов на звание трансдисциплинарной методологии - интервальный подход и его различные варианты. Этот подход был разработан в 1960 году двумя философами Ф. В. Лазаревым и М. М. Новосёловым. Основными онтологическими формулировками интервального подхода, с точки зрения Л. П. Киященко, выглядят так: всякое начало Х многомерно, включает в себя множество своих «измерений-аспектов» Хi; у каждого измерения Хi есть свой «интервал» Ii - система условий, только в рамках которых начало Х выражает себя этим измерением-аспектом Хi; задача интервального подхода состоит в выделении измерений Хi и их интервалов Ii с последующей координацией между собой. Аналогично могут быть сформулированы основные гносеологические положения интервального подхода: всякая истина относительна; у каждой истины свой «интервал» (область истинности) - система условий, только в рамках которых существует данная истина. Однако известный «парадокс системных исследований» и в этом случае не позволил так просто приблизиться к истине (обозначить систему условий). Поэтому авторы интервально подхода ввели понятие «интервал приближения» (интервал неопределённости) и «интервал различимости», образующих собой «вилку» детализации и освоения объекта. Информация об интегральном подходе свидетельствует о том, что интервальный подход лишь совершенствует классически научное моделирование объекта. Для этого он не нуждается в новой действительности, которая, как следует из сути онтологических и гносеологических положений интервального подхода, остаётся вне модели объекта. Мало того, как считает сам М. М. Новосёлов «если интервальная концепция познания верна, то в общей картине мира придётся отказаться от привычного «идеала порядка». В общем случае мы не можем говорить об «интервальной реальности», как упорядоченной структуре в математическом смысле термина «порядок». Поэтому в интервальной концепции фокусировка на объект выступает как процедура согласования объективного и субъективного в рамках определённой интервальной ситуации. Таким образом, отправляясь от чисто логической (а не физической) точки зрения интервальный подход mutatis mutandis оказывается в общем круге идей, провозглашенных синергетикой. Другим претендентом на роль методологии трансдисциплинарности является «логика включения третьего» (the logic of the included middle). Эта логика основана на идеях франко-румынского мыслителя Стефана Лупашко (Stéphane Lupasco), (Бухарест, 1900 - Париж, 1988) и активно развивается одним из основателей трансдисциплинарного движения в Европе Б. Николеску. Смысл этой логики можно выразить следующей формулировкой: то, что несовместимо на нижележащем уровне, может быть совмещено на следующем более высоком уровне, но и на этом уровне всегда остаётся своя область несовместимого, выходящая за границы области совместимости предыдущего уровня. «Включённым третьим» оказывается в этом случае более совместимое состояние более высокого уровня в отношении к своим несовместимым образам нижележащего уровня. Этот итерационный (многократно повторяющийся) процесс может продолжаться до бесконечности, пока не будут исчерпаны все уровни реальности – известные или мыслимые. Другими словами, действие «логики включения третьего» на разных уровнях реальности формирует открытую структуру единства уровней реальности. По мнению Б. Николеску, такая структура имеет значительные последствия для теории познания, потому что она подразумевает невозможность создания замкнутой полной теории. В результате познание становится вечно открытым. В рамках такой логики, так и в рамках интервального подхода, философия трансдисциплинарности становится антиномичной (антиномия – это противоречия между двумя суждениями, умозаключениями, законами, одинаково обоснованными и логически доказываемыми). Совершенно очевидно, что антиномия в данном случае является прямым следствием онтологических представлений о множестве истин каждого интервала, которые нуждаются в синхронизации. Следует отметить, что в результате, исследователи вынуждены выявлять «истину реальности» (то есть правду – того, как есть), но не «истину действительности» (того, как должно быть), которые, как известно, могут отличаться друг от друга также, как «прямая ложка в действительности» отличается от «изломанной ложки в стакане с водой в реальности». Чтобы убедиться в том, что изломанная ложка в действительности является прямой, исследователь вынужден дополнить своё исследование особым общенаучным принципом – «принципом дополнительности», предложенным известным физиком Н. Бором. Однако следует отметить одну принципиальную особенность, которая, возможно, ускользнула от Б.Николеску. Переход на новый уровень (логика включения третьего), который, в представленной им модели, выглядит простой схемой, на самом деле представляет собой переход к новому, расширенному мировоззрению. Новое научное мировоззрение оформляется новой научной парадигмой. А как показано в истории науки, новая парадигма – это среда существования учёных, так называемой, «новой волны». Поэтому в целях поиска решений сложных многофакторных проблем, обладающих наименьшим риском для природы и общества, процесс познания и его результаты должны изначально обладать максимальной полнотой и непротиворечивостью. Отсутствие в «вечно открытом процессе познания» логически обоснованных этапов «полного этапного познания» наделяет знания нечётко прогнозируемым риском при их практическом использовании. При современном уровне развития техники и технологии, содержания морали и нравственности, накопление рисков в сфере практически полезных знаний может привести к катастрофическим последствиям для природы и общества. Очередным претендентом на роль методологии трансдисциплинарности считается интегральный подход Кена Уилбера. Согласно точке зрения Яна Митроффа, известного более как «отец кризисного управления», профессора Южно Калифорнийского университета, «дисциплинарное деление научного знания является не единственным, и, возможно, не самым удачным. Необходима новая – трансдисциплинарная – организация знания, где большую помощь может оказать интегральный подход Уилбера». Нужно отметить, что система базовых представлений интегрального подхода в некоторой степени устремлена к системе базовых представлений трансдисциплинарности-4, но разниться с ней по части оперирования ими. Так «по Уилберу» в основе Бытия лежит Великая пустота – Единое, в которой – всё. Внутри Пустоты находится некоторое пространство (морфогенетическое поле возможностей), которое включает в себя вертикальные уровни организации («Великое гнездо Бытия») и горизонтальные сферы-сектора («Большая Тройка»). Число уровней в разных традициях может быть разным, но в общем случае можно говорить, по крайней мере, об уровнях материально-физическом, чувственно-эмоциональном, ментально-логическом, душевном, духовном и недуальном (единстве всех предшествующих уровней). В качестве горизонтальных сфер Уилбер выделяет четыре основные сферы, образованные делениями «внутреннего (субъективного) – внешнего (объективного)» и «единичного – коллективного». И так далее… Выявляя все возможные уровни Бытия «по Уилберу» появляется возможность не упустить знания, которые будут принадлежать, как объективному, так и субъективному. Однако, в ходе знакомства с интегральным подходом Уилбера, возникает несколько принципиальных вопросов – если Бытию предшествует «Великая пустота», то вследствие каких всеобщих законов в пустоте формируется «морфогенетическое поле возможностей», и посредством чего такое поле получает свою организацию, потенцию этой организации и энергию для её проявления? Если тело человека, состоящее из миллиардов клеток носитель «субъективного», то почему «тело» галактики, состоящее из миллиардов звёзд является носителем «объективного»? Такие вопросы, не получивших однозначных ответов в рамках интегрального подхода, ещё раз отсылают нас к проблеме «образа бытийного слона». Проще говоря, философам науки и методологам, пробующим свои силы в трансдисциплинарности, в конечном счёте, придётся сделать выбор. Либо ассоциировать «этого слона» с единственным образом античного «Единого», в которой нет частей, но есть фрагменты, с методологией, основанной на использовании универсальных пространственной, временной и информационной единиц порядка, которым подчинены и сам образ, и его фрагменты. Либо оставаться с образом «Целого», состоящего из частей, пытаясь доказать через дисциплинарную методологию и междисциплинарные исследования, что то, до чего мы сейчас дотрагиваемся – это «хвост», и это, действительно, чей надо «хвост», искренне надеясь, что «хвост» не воспользуется возможностями химической эволюции и, внезапно для исследователей, не эволюционирует в «хобот». Но в любом случае для оценки методологии, называющей себя трансдисциплинарной, нужно применять «проверку практикой» – способности предлагать эффективные и безопасные способы решения насущных сложных многофакторных проблем природы и современного общества. При этом, суть «эффективности решения» должна подразумевать непременное сохранение единства природы и общества в едином процессе химической эволюции.
Ссылки на литературу: Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/119-14526 (дата обращения: 01.09.2019). Мокий, В. С. Лукьянова Т. А. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 163 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Модуль). ISBN 978-5-534-05207-7 Киященко Л.П. Философия трансдисциплинарности [Текст] / Киященко Л.П. Моисеев В.И.; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2009. – 205 с. Новосёлов М.М. Абстракция в лабиринтах познания. М.: Логический анализ. 2005. – 410 c. Transdisciplinarity: Basarab Nicolescu. Talks with Russ Volckmann, Integral Review Journal, 4, 2007. – P.76 Transdisciplinary Mind: An Interview with Ian Mitroff, by Russ Volckmann // Integral Review Journal, 2006, Vol..2. P.25–42. |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web